30 января 1945 года в Данцигской бухте Балтийского моря произошла трагедия, которую ещё в 1937 году предсказал главный астролог Третьего рейха доктор Крафт, – крупнейшая военно-морская катастрофа XX века, гигантский лайнер «Вильгельм Густлофф», поражённый тремя торпедами, навсегда скрылся под водой.
Из почти 7000 пассажиров в живых осталось всего несколько сотен. И каждый из них говорил, что его спасение – чудо. В рассказах этих людей повторялось всё то, что увидел в 37-м году доктор Крафт: балтийская зима, жёлтое облако и три удара.
Три торпеды попали в корабль, и его участь была предрешена. Такая огромная махина с совершенно фантастическим водоизмещением, она в конце войны, на взгляд профессионалов, была обречена на то, чтобы быть потопленной.
Символ процветания Третьего рейха
Огромный круизный лайнер, построенный в 37-м году в Гамбурге, стал самым загадочным кораблём XX века. Аура таинственности вокруг этого судна возникла задолго до его постройки. Проект корабля ещё не был завершён, а его судьбой уже озаботились высшие руководители Третьего рейха – Адольф Гитлер, доктор Геббельс и руководитель Германского трудового фронта Роберт Лей. Всё потому, что строился не просто круизный лайнер, а корабль-символ.
Он был объявлен нацистской пропагандой одним из символов Третьего рейха в ещё мирное время. Это была такая парадная картинка Третьего рейха.
Отправляясь на корабле – солнце, кругосветное путешествие, – простые немцы чувствовали особую заботу о них и верили: их страну во главе с Гитлером ждёт процветание и всеобщее социальное равенство.
В 1933 году новый рейхсканцлер Германии Адольф Гитлер дважды приезжал в Гамбург, чтобы лично удостовериться, как идёт строительство круизных лайнеров для новой нацистской Германии.
Именно эти белоснежные красавцы должны были стать основой уникального социально-пропагандистского проекта «Сила через радость».
Константин Залесский
Дело в том, что германский рабочий никогда не мог себе позволить круиз или отдых на каком-то курорте. Это было дорого, это был удел среднего класса в лучшем случае. И вот в рамках «Силы через радость» обычный рабочий мог в течение года откладывать небольшую сумму и потом летом вместе с семьёй поехать на неделю в морской круиз. Стоило это очень дёшево, потому что корабли были построены именно по заказу «Силы через радость», и «Вильгельм Густлофф» – это был построенный лайнер для массового туризма.
Автором этого гениального пиар-хода был руководитель Германского трудового фронта Роберт Лей.
За талантливо организованную пропаганду он пользовался неограниченным доверием Гитлера. Тем более, что именно он придумал главное нацистское приветствие «Heil Hitler!» – «Да здравствует Гитлер!». Его главной целью было обеспечить к Национал-социалистической партии любовь народа.
Николай Долгополов
Пропаганда была поставлена очень искусно, это был пиар всеобъемлющего уровня, в который трудно было не поверить. Корабль строился для работяг, все каюты были одинаковые, стоили все одинаково. Это было доступно для каждого работающего человека. Главное было другое – сервис был потрясающий, еда отличная, развлечения прекрасные…
С таким пиаром фюрер стремительно завоёвывал всенародную любовь, но не упускал из виду и любые мелочи. Глядя на чертежи будущего лайнера, Гитлер заметил – такой корабль должен быть абсолютно безопасен, Третьему рейху британские титаники не нужны.
Роковое предсказание личного астролога Гитлера
Через несколько месяцев после его визита на гамбургской верфи был заложен огромный корабль-солнце, который, несмотря на все конструкторские ухищрения, всё-таки повторил судьбу «Титаника».
Правда, по предсказанию доктора Крафта, чтобы его погубить, должны были совпасть три обстоятельства. Цифра 30, зима и человек, который родился в 13-м году. Астролог предупредил, что в тот день и час, когда все три эти обстоятельства соединятся, белоснежный лайнер уйдёт под воду.
Николай Долгополов
Предсказания Крафта, которого называют личным астрологом Гитлера, часто действительно сбывались, и это правда.
Карл Эрнст Крафт (нем. Karl Ernst Krafft, 10 мая 1900 — 8 января 1945) — известный астролог, работал на РСХА.
Когда гигантский круизный лайнер торжественно спускали на воду под ликующие крики толпы, человек, которому суждено было его погубить, впервые вступил на борт подводной лодки, чтобы в должности штурмана начать свою военную службу.
Александр Маринеско, будущий легендарный подводник, никогда не хотел быть военным моряком. Он с детства мечтал о службе в торговом флоте, но судьба распорядилась иначе. По комсомольской путёвке его отправили на курсы комсостава. После них он стал боевым офицером.
Константин Кулагин
Он успел послужить на кораблях гражданского флота, совершить несколько заграничных плаваний, но у гражданского моряка всё совершенно иначе – он на берегу свободный человек. Когда он был призван на военно-морской флот, для него вопросы дисциплины были очень трудны.
Парадоксально, но именно этому вольнодумцу и дебоширу суждено было стать самым известным советским подводником и войти в историю Великой Отечественной войны в качестве героя, потопившего символ Третьего рейха.
Но тогда, в 37-м году до рокового дня, предсказанного доктором Крафтом, оставалось ещё 8 лет.
Тайные пассажиры на довоенном «Густлоффе»
Вся Германия знала – строительство чудо-корабля обошлось в 30 млн рейхсмарок. Эту цифру называл в радиоэфире доктор Геббельс. Огромный бассейн, бары, зимний сад, кинотеатр, прогулочная палуба длиной в 160 м.
Михаил Мягков
Он воплощал в себе всю ту мощь Германии, которую Гитлер хотел представить всему миру. Это было ещё одно доказательство, что социальный строй, который делает Германия, делает Гитлер, он самый-самый справедливый.
Отныне роскошь стала доступна всем. Правда, на корабле была специальная зона, куда не пускали простых смертных – там располагались морские апартаменты Гитлера.
Константин Кулагин
Вообще-то фюрер германской нации не очень любил море и, по слухам, страдал от морской болезни. Но во всяком случае, фанатом морских круизов он не был точно.
Апартаментами Гитлера воспользовались только один раз. Подруга фюрера Ева Браун совершила на «Густлоффе» маленькую морскую прогулку. Но были на лайнере и другие пассажиры, не менее таинственные.
За 17 довоенных месяцев «Вильгельм Густлофф» совершил 44 рейса и официально перевёз 60 тыс. человек. На самом деле пассажиров было больше. Корабль стал плавучей базой для сотрудников военно-морской разведки. Они проводили визуальные наблюдения, делали замеры. Накануне войны так было в каждом круизном рейсе.
Михаил Мягков
Какая-то, безусловно, мистическая сила здесь присутствовала, то есть лайнер, который был призван быть символом великолепного цветения Германии, в конце концов превратился в символ военной мощи, ударной силой, которая уничтожает другие жизни.
Май 39-го года. В Испании закончилась гражданская война. «Вильгельм Густлофф» прибыл в гавань Виго, обычный круизный рейс. Но на корабле, кроме простых пассажиров, находилась и группа офицеров военно-морской разведки. Их задача – тайно вывезти на родину лётчиков, которых Гитлер отправил в Испанию для поддержки генерала Франко. Это они бомбили Мадрид и Барселону, теперь они возвращались на родину. Для них заранее приготовили места и каюты – рядовые участники круиза ничего не должны были знать о этом.
Михаил Мягков
Но началась Вторая мировая война. Лайнер возвратили в порт непосредственно за несколько суток до начала нападения Германии на Польшу. Его переквалифицировали, переделали в санитарное судно.
Но уже даже в этой военной действительности пропагандистская машина исправно продолжала работать. Нацисты хотели показать всему миру, что они заботятся не только о своих солдатах, но и о раненых противниках.
Николай Долгополов
Тяжелораненых поляков в знак признания их героических поступков привозили на этот корабль и лечили. Такая чистая пропаганда, я здесь не вижу особой гуманной роли, тысячи людей истреблялись в Польше, ну а каким-то 200-400 повезло, их взяли, вылечили и отпустили…
Круизный лайнер как учебный центр подводных сил Рейха
К началу 40-го года время круизов и пропагандистских акций прошло навсегда – с лайнера убрали флаги и символику Красного Креста, белый цвет перекрасили в маскировочный, защитный. Теперь с «Вильгельмом Густлоффом» были связаны другие тайны – военные. Этих тайн было много, и не все из них раскрыты до сих пор.
Из секретной записки адмирала Карла Деница командующему Военно-морскими силами Германии гросс-адмиралу Редеру:
Предлагаю разместить новый учебный центр подводных сил Рейха на одном из бывших круизных судов. Для этой цели подходит «Вильгельм Густлофф».
Константин Кулагин
Поскольку он приспособлен к размещению большого числа людей, его использовали как плавказарму и как учебный центр, откуда и взялись курсанты школы подводного плавания. Они на нём жили: кинозал – это готовый лекторий, им есть где помыться, есть где организованно кормить, есть где массово размещать. Вот, собственно, эту задачу «Вильгельм Густлофф» выполнял на протяжении всей войны – он был вспомогательным учебным судном.
Первая учебная команда прибыла на «Густлофф» в начале 41-го года. Дениц или «папа Карл», как его называли немецкие моряки, сам встречал прибывших.
Свои боевые кадры адмирал привык знать в лицо. Это был его стиль командования. Он готовил настоящую элиту морского подводного флота.
Уже в новогоднем обращении к народу Гитлер высокого оценил действия подводников и назвал детище Деница «мощным отрядом Третьего рейха».
Николай Долгополов
В этом корабле расположились школа, её называют тайной школой будущих подводников. И огромное количество немецких подводников стало хорошо обученными специалистами благодаря обучению на этом корабле.
В 40-м году Германия делала серьёзную ставку на подводную войну. После появления курсантов охрану корабля значительно усилили. Теперь «Густлофф» относился к числу важнейших объектов Третьего рейха. С этим связана ещё одна тайна – военно-техническая.
Из секретного доклада адмирала Деница Гитлеру от 22 апреля 41-го года:
По данным разведки, русские Военно-морские силы не смогут оказать противодействия германской армии и флоту. Акватория Балтийского моря мелководна и мало пригодна для действия субмарин, поэтому крупномасштабной войны на Балтике ожидать не стоит. Это обстоятельство позволит подводным силам Рейха развернуть проект «21».
Именно в докладе Деница был упомянут таинственный проект. В годы войны секретный проект «21» стал идеей-фикс адмирала. В тайных лабораториях создавались субмарины будущего – компактные, надёжные и стремительные. Работа над ними началась в 41-м году и продолжалась до 44-го.
Николай Долгополов
Я бы сказал, что эта идея была сродни той, что вот сейчас будет готова атомная бомба, и она поможет выиграть войну. То же самое было и с идеей этой подводной лодки.
Именно на «Густлоффе» готовились элитные кадры для новых подводных лодок. Этот секретный проект адмирал Карл Дениц курировал лично.
Николай Долгополов
Такую ли уж важную роль сыграл подводный флот в Германии в качестве какого-то оружия войны? Я должен напомнить, что немецкие подводники не сложили оружия даже тогда, когда был подписан акт о капитуляции. А кто вёз тысячи и тысячи людей в Аргентину и кто был на этих подводных лодках? Офицеры СС, люди с большими капиталами, которые заранее перевели их в страны Латинской Америки. Добраться до неё какими-то другими путями, кроме как подводными, было очень сложно.
Александр Маринеско: сложный путь моряка
В Советском Союзе тоже придавали большое значение воспитанию подводников. Особенно на Севере. Уже в самом начале войны Гитлер заявил, что на Балтике с советским флотом покончено. Здесь гитлеровцы создали мощную систему минных полей и заграждений.
Константин Кулагин
На Балтике, как известно, с 42-го года каждый выход в открытую часть Балтийского моря через Финский залив для наших подводников – это был сам по себе героический подвиг, чтобы прорваться через те минные поля и противолодочные заграждения, которые немцы с финнами там систематически ставили.
К августу 42-го года большая часть подводных лодок Балтийского флота была серьёзно повреждена и находилась на ремонте. Поэтому каждый опытный офицер, способный вести боевые действия в таких условиях, ценился на вес золота.
Хроника
В морские части пришло новое пополнение. Молодые патриоты заняли свои боевые места. Они успешно овладевают военно-морским делом.
Константин Кулагин
У нас флот подводный рос гораздо быстрее, чем количество офицеров. Потому что для того, чтобы стать командиром подводной лодки, требуется 5-6 лет, и на то, чтоб получился хороший, грамотный, подготовленный командир подводной лодки. Если человек действительно был подготовлен, он становился очень ценным кадром, потому что второго такого быстро найти не было возможно.
К августу 42-го года Александр Маринеско был уже бывалым подводником и командиром небольшой лодки М-96 класса «Малютка». Хотя немецкие минные поля были практически непроходимы, его «Малютка» сумела вырваться на оперативный простор и торпедировать многотонный транспорт противника. За эту атаку Маринеско получил орден Ленина, его имя стало известно на всём Балтийском флоте.
Константин Кулагин
Надо отдать должное нашему руководству, которое отмечало его хорошие морские качества, отмечало то, что он море любит, видело в нём человека, в которого Родина вложила большие средства и от которого она ждёт, чтобы он эти усилия своей службой оправдал.
И за это ему многое прощалось. Герой Балтики Александр Маринеско был известен не только своей удачной атакой, но ещё сложным характером и нежеланием чётко следовать всем правилам дисциплины. За эти нарушения он неоднократно подвергался взысканиям, но и по всем законам логики он не должен был продержаться до того самого времени, когда ему суждено было потопить «Вильгельм Густлофф».
Николай Долгополов
Весь подводный флот знал, что Александр Маринеско из тех людей, которые могут здорово выпить и нарушить определённые правила устава. В то же время мало кто подвергал сомнению его мастерство подводника. Шла вечная борьба двух начал, что делать с таким человеком. А кто пойдёт-то в море? Кто пойдёт бить фашистов? Кто это сможет сделать? Саша сможет, он сделает, надо ему дать шанс…
Охота на непотопляемый лайнер
Великобритания, технический центр военно-морской разведки. Королевская секретная служба перехватила и расшифровала текст телеграммы адмирала Деница. В телеграмме говорилось о проекте «21». Скоро в Лондоне узнали, что скрывается за этим кодом. За кораблём «Вильгельм Густлофф» началась воздушная охота.
30 октября 43-го года в небе над Данцигом появились самолёты британских ВВС. Противовоздушная оборона немцев не смогла их остановить. В городе – взрывы, пожары, паника. Главная цель налёта – корабль «Вильгельм Густлофф». Но огромный лайнер, стоявший на мёртвом якоре, остался целым и невредимым, ни одного прямого попадания.
На следующий день главный пропагандист Третьего рейха Йозеф Геббельс выступил с речью:
«Вильгельм Густлофф» не тонет! Этот корабль – символ, подобен нашему Рейху.
Таких массированных налётов было несколько. В Третьем рейхе поверили в непотопляемость корабля. И это вера позже сыграет в истории лайнера роковую роль.
Конец 43-го года. Гросс-адмирал Дениц приехал в Данциг. Это последний визит немецкого командующего на «Густлофф». Он отдал приказ свернуть все работы по проекту «21».
Вечером в Данцигскую бухту вошла немецкая субмарина. На неё тайно перенесли несколько ящиков – всё, что осталось от секретного проекта. Плавучий университет адмирала Деница закрылся. Казалось, про знаменитый лайнер забыли. Но ненадолго.
Константин Залесский
А потом его перевели в Восточную Пруссию, потому что возникла ситуация, чтобы начать эвакуацию. Нацистскому руководству и командованию флота казалось, что «Густлофф» – это выход из положения.
12 января 45-го года наступление советских войск прорвало немецкий Восточный фронт. Боевые действия перешли на территорию Восточной Пруссии. Непотопляемый Третий рейх стремительно шёл ко дну. Началась подготовка к масштабной эвакуации.
Николай Долгополов
Была пущена удачная агитка, что придут красные и убьют ваших детей, может, стариков оставят, а женщин изнасилуют. Это политическая операция 44-45 гг., которая названа операцией «Ганнибал» в честь великого полководца. И миллионы побежали. Официально – 2,5 миллиона.
Хроника
Наши войска прочно стянули стальное кольцо вокруг Восточно-Прусской группировки немцев. Судьба немецких войск, окружённых в Кёнигсберге, предрешена.
Наступление советских войск было стремительным. И когда Восточная Пруссия уже была отсечена от основной части Германии единственным спасением оставался путь морем через порты Данциг и Готенхафен – сегодняшние Гданьск и Гдыня.
Константин Залесский
Считалось, что «Густлофф» может сыграть огромную роль в эвакуации. В результате туда набили под 7 тыс. человек. Это был, конечно, перегруз, но немцы решили рискнуть. В принципе, весь поход «Густлоффа» со стороны немецкого военного командования был авантюрой, и эта авантюра закончилась трагедией.
Александр Маринеско за годы войны и блокады мог погибнуть несколько раз. Его лодки М-96 и С-13 подрывались на немецких минах, получали серьёзные повреждения, ремонтировались и вновь выходили в боевые походы. Он понял, что подводная война – это цепь случайностей, предвидеть которые не может никто.
И гибель «Вильгельма Густлоффа» 30 января 45-го года тоже стала результатом рокового стечения обстоятельств. Как и предсказал германский астролог.
Николай Долгополов
Маринеско не хотели выпускать в это плавание. Почему? Потому что буквально за месяц до этого он совершил нарушение дисциплины – покинул свою команду, праздновал Новый 1945 год, 2 или 3 дня провёл вне своего корабля вместе с несколькими своими близкими друзьями, подчинёнными офицерами.
За самовольную отлучку из воинской части по законам военного времени ему грозила высшая мера наказания, т.е. расстрел или в крайнем случае штрафная рота, в которой он мог бы кровью искупить свою вину.
Константин Кулагин
В данном случае в поход он был отправлен именно в силу того, что ему дали последнюю возможность оправдаться перед Родиной. Показать, что не зря всё это время ему делали определённые послабления и верили в то, что он сможет исправиться.
Последний рейс «Густлоффа»
«Wilhelm Gustloff» находился под двойным командованием: как судно – лайнер возглавлялся капитаном торгового флота Фридрихом Петерсеном; а как плавказарма 2 учебной дивизии подплава – лайнер возглавлялся офицером ВМФ Вильгельмом Цаном, прим. ред.
30 января 45-го года лайнер «Вильгельм Густлофф» отошёл от пирса. Впервые за 5 лет войны символ Третьего рейха отправился в рейс.
Из объяснительной записки военного капитана лайнера Вильгельма Цана:
«Корабль шёл нормально с предельной скоростью 12 узлов. Как и предполагалось, никаких признаков присутствия русских субмарин не было, данные разведки подтверждались. Мы должны были пройти весь путь без осложнений, я был абсолютно в этом уверен», – пишет Цан.
Николай Долгополов
На этот корабль, по разным сведениям, набилось около 8 тыс. беженцев. В основном, это были дети, женщины, было много очень эсэсовцев. Как утверждалось, среди них были люди в высоких рангах, офицеры. Сначала их пускали только по пропускам, а потом эта хвалёная дисциплинированная немецкая машина просто сломалась, не выдержала напора, и народ хлынул на палубы, заполнял все свободные отсеки, лежал, лишь бы от этих красных уйти. И вот тут началась паника. Выяснилось, что корабли сопровождения – один был повреждён, вместо двух или трёх остался один…
30 января, Балтика, шторм, мороз под 20 градусов, видимость низкая. Советская лодка С-13 вышла в море с опозданием. Если бы этого не случилось, лайнер «Вильгельм Густлофф», вероятно, избежал бы торпедной атаки. Такова цена одной случайности.
Константин Кулагин
Собственно, в тот момент, когда был атакован «Густлофф», буквально через полчаса через этот же район шёл следующий немецкий конвой с тяжёлым крейсером «Адмирал Хиппер». Ещё через полчаса – шёл следующий конвой. Это фактически, как стоять на платформе метро – каждые 3 минуты мимо вас проходит поезд.
Когда подлодка С-13 прибыла в район поставленной ей боевой задачи, пассажиры на «Вильгельме Густлоффе» слушали речь своего вождя – была очередная годовщина прихода нацистов к власти. Гитлер 12 лет говорил народу одни и те же слова, и напуганных, уставших пассажиров переполненного лайнера его речь уже не волновала. Кроме того, репродукторы работали плохо. Голос фюрера звучал на редкость глухо, как будто доносился из потустороннего мира.
Командир советской подводной лодки С-13 увидел в перископ силуэт вражеского немецкого корабля и отдал приказ подготовиться к атаке.
Михаил Мягков
Тут надо чётко сразу отметить то, что это было военное судно, которое было перекрашено в маскировочный цвет, которое имело зенитное орудие, орудие для стрельбы по другим кораблям, на нём был военный экипаж. По любым законам, морской войны, по Гаагской конвенции, оно – законная цель, конечно, для подводных лодок. Чтобы там сегодня ни говорили, ответственны сами немецкие власти, которые сажали на военное судно гражданское население. И не позаботились нисколько, чтобы каким-то образом обозначить, что это судно госпитальное либо эвакуировать раненых, больных, а не мирное население.
Лайнер полным ходом шёл в открытое море, стремительно приближаясь к нейтральным водам. И пассажиры вздохнули с облегчением, им казалось, что самое страшное позади.
Капитан корабля Петерсон тоже был уверен, что опасность миновала. Разведка доложила: подводных лодок противника поблизости нет.
Николай Долгополов
И вот на горе Петерсона ему попался Маринеско. Вот такие, скажем так, силы противостояния… И как только Маринеско увидел, что корабль идёт прямо, он принял решение атаковать мгновенно, не ждать, не приближаться даже. Три торпеды выпущено – корабля нет. Есть такое понятие, как стечение обстоятельств. Вот здесь – это как раз то самое военное везение, которое бывает. Маринеско совершил очень сложный манёвр, на мой взгляд: он атаковал этот корабль со стороны побережья, чего немцы никак не ожидали.
На лайнер опустилось жёлто-красное облако от взрыва. Как и предсказывал астролог Крафт, смерть действительно пришла из воды. Корабль, символ Третьего рейха, тонул. В момент полного погружения случилось что-то невероятное: на лайнере вдруг загорелся свет, так он и уходил под воду.
Михаил Мягков
Когда лайнер был поражён, вначале немцы толком не поняли, что произошло, но вскоре стало понятно, что это конец. Корабль накренился, была дана команда спасать людей, которые буквально валились за борт в холодную воду, было −18 температура воздуха.
Но почти все шлюпки примёрзли к кораблю, и люди беспомощно барахтались в ледяной воде, обречённые на смерть от переохлаждения.
Михаил Мягков
Через примерно час судно пошло ко дну. Спасли людей достаточно мало: по разным оценкам, 500 человек, доходит до 1200…
То, что на «Густлоффе» погибло около 6 тыс. мирных жителей, стало известно только после войны. Очень долго все считали, что это было сугубо военное судно.
Даже первые иностранные публикации не опровергали эту информацию.
Константин Кулагин
Советское командование, естественно, не было в курсе о том, кто находится на борту данного судна. Только потом из шведских газет неожиданно узнали, что на борту находилось более 3 тыс. подводников. На самом деле их столько там не было и быть не могло. В общей сложности на борту находилось около 5 тыс. человек, из этих 5 тыс. человек приблизительно 3 тыс. 300 человек – это беженцы.
Крах карьеры и личная трагедия Маринеско
Лодка Александра Маринеско закончила свой поход в феврале 45-го года. Это был самый блестящий и самый удачный боевой поход за всю историю Балтийского флота и за всю историю войны. При этом лодка получила минимальные повреждения и благополучно вернулась на базу.
Но именно эта блестящая атака в конце войны навсегда сломала военную карьеру Александра Маринеско.
Сергей Липатов
Вообще, его должны были отдать под суд военного трибунала, и то, что он потопил за один рейс 2 корабля – «Вильгельм Густлофф» и «Штойбен» – в принципе, его это спасло от наказания. С другой стороны, он должен был получить более высокую награду, награда была снижена до ордена Боевого Красного Знамени…
Дело в том, что изначально командир дивизиона написал представление на Александра Маринеско к званию Героя Советского Союза, но, видимо, учитывая его прошлое, всё-таки начальство решило ограничиться орденом Боевого Красного Знамени.
Сергей Липатов
Это ещё больше повлияло на его отношение к службе – он посчитал, что его незаслуженно обошли – продолжались нарушения, которые в конце концов и привели к печальному концу.
Беда в том, что этот поход Александра Ивановича оказался единственным успешным. За следующий поход ему была выставлена неудовлетворительная оценка, а затем началась мирная жизнь, которая, как это не парадоксально, принесла герою Балтики одни разочарования.
Константин Кулагин
В условиях обычной мирной жизни оказалось, что недостатки Александра Ивановича в значительной степени перекрывают его достоинства. Потому что уже в служебных документах отмечается, что он совершенно перестал заниматься служебными делами, что он постоянно устраивает какие-то пьянки, и что вообще есть мнение, что его необходимо направить на лечение. Это не просто, что человек не может с собой совладать, потому что, по-видимому, он нездоров…
Но Александр Маринеско не хотел прислушиваться к замечаниям вышестоящих товарищей. В конце концов начальство прямо ему заявило: командир подводной лодки, который не может справиться с собой, это не тот командир, который нужен нашей стране.
Константин Кулагин
Дальше было увольнение в запас по собственному желанию и работа уже в гражданских организациях, в которых, как выяснилось, тоже у Александра Ивановича всё не слишком хорошо складывалось. Это закончилось печальной совершенно историей конфликта с руководством предприятия, которая привела к тому, что он получил три года заключения…
Осудили знаменитого героя Балтики за кражу шести брикетов торфа из научно-исследовательского института, куда он устроился после увольнения из армии. Как выяснилось позже, это обвинение было несправедливым: виновным в краже оказался его начальник.
Михаил Мягков
Начальник, чтобы не попасться на краже, «пришил» Маринеско это дело. Кто-то завидовал его славе, кто-то положению. Конечно, он тяжело всё это переживал, его всячески стремились подставить, в конце концов им это удалось.
В 53-м году Александра Маринеско реабилитировали и сняли с него судимость.
Но обратно на флот его уже больше никто брать не хотел. Он не соответствовал тем требованиям, которые теперь предъявлялись к морским офицерам. В результате – тяжёлая болезнь и преждевременный уход из жизни.
Николай Долгополов
Он лежал в какой-то больнице, такой, скажем, не самой хорошей. Приходили к нему друзья и любимая женщина. У него был рак, по-моему, желудка. Ему давали обезболивающее, которое уже не помогало, он мучился, скрипел зубами, и вот пришёл момент, как говорят, последнего желания. И последнее желание – он захотел выпить коньяку. Когда ему принесли коньяк, он не смог его выпить. И тогда Маринеско взял и показал руками на бедро. Женщина, которая была с ним, и врач поняли: они взяли и влили этот коньяк ему в пищевод. И он, действительно, может быть, в последний раз в жизни получил удовольствие от того, что его взял этот вот боевой хмель. Последний в его жизни.
Вспомнили о подвиге Александра Маринеско только спустя несколько лет после его смерти. И то, с подачи немецких журналистов.
Константин Кулагин
Был опубликован список наиболее крупных потопленных немецких судов в годы Второй мировой войны, и в этом списке неожиданно обнаружился «Вильгельм Густлофф». Это стало основанием для того, чтобы считать результаты этого похода заслуживающим особой награды.
К 45-летию Победы Александру Маринеско было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно.
О нём начали писать книги, снимать фильмы. Именем Маринеско стали называть улицы, училища и даже музеи.
Но на этом история «Вильгельма Густлоффа» не закончилась. В 2002 году затонувший лайнер обследовали. Казалось, все тайны чудо-корабля уже раскрыты. Но к старым тайнам добавились новые.
Специалисты обнаружили, что лайнер взрывали дважды. И причём, в последний раз – на морском дне.
Кто это сделал? Зачем? Ответа на эти вопросы пока нет. И лайнер «Вильгельм Густлофф» по-прежнему остаётся самым загадочным кораблём XX столетия…