Новый след в поисках Янтарной комнаты: обнаружен пароход «Карлсруэ», затонувший весной 1945

Группа польских водолазов обнаружила на дне Балтийского моря затонувший в апреле 1945 года пароход «Карлсруэ». Судно затонуло, везя немцев, эвакуированных из Восточной Пруссии, и груз. Первооткрыватели затонувшего парохода задаются вопросом, есть ли в трюме Янтарная комната

2622
В трюмах парохода Карлсруэ может находиться Янтарная комната
Фото: PAP / EPA / NIC BOTHMA

В среду, 30 сентября 2020 года, польский дайвер Томаш Стахура, который вместе с дайверской группой из Труймяста «Baltictech» занимался исследованием затонувших кораблей в Балтийском море, сообщил PAP (Polska Agencja Prasowa – государственное информационное агентство Республики Польша) о местонахождении затонувшего судна.

Пароход «Карлсруэ» (Karlsruhe) затонул весной 1945 года на пути из Пиллау (ныне Балтийск) – порта, обслуживающего тогда Кёнигсберг (ныне Калининград) – в Германию. Как сообщил Стахура, останки кораблекрушения были обнаружены на дне Балтийского моря в нескольких десятках километров к северу от Устки. «Он лежит на глубине 88 метров. Практически цел. В его трюмах мы обнаружили военные машины, фарфор и множество ящиков с пока неизвестным содержимым», – сообщил водолаз.

Он добавил, что обнаружение обломков «может дать новую информацию об исчезновении легендарной Янтарной комнаты». «В Кёнигсберге Янтарную комнату видели в последний раз. Оттуда пароход «Карлсруэ» отправился в последний рейс с большим грузом», – подчеркнул Стахура.


Как дайвер добавил в интервью PAP, поиск обломков «Карлсруэ» длился около года. Он пояснил, что у команды, возглавлявшей их, были отчёты советских летчиков, которые в 1945 году атаковали пароход и потопили его. «Но они дали координаты пяти разных точек с разбросом почти на 20 миль», – сказал Стахура. Он пояснил, что команда, однако, более или менее знала маршрут кораблей, эвакуировавших немцев из Восточной Пруссии, и располагала рыболовными картами, на которых указывалось расположение различных препятствий на дне Балтийского моря, включая затонувшие корабли.

Немецкое судно «Карлсруэ» покинуло порт Пиллау в спешке и с большим грузом, после того как немцам пришлось эвакуировать население Кёнигсберга.

Стахура добавил, что на основе всех имеющихся данных поисковая группа отобрала несколько десятков точек, которые стоит проверить. «В апреле этого года с помощью гидролокатора мы обследовали все эти позиции, нашли 22 объекта. Только один из них был почти точно такого же размера, как пароход», – сообщил дайвер.

Стахура пояснил, что в июне и сентябре 2020 года поисковая группа совершила три погружения, в ходе которых была сделана фотодокументация обломков. «Мы очень хорошо знали детали конструкции парохода «Карлсруэ», включая расположение дымохода, анкеров, винтов, иллюминаторов. Всё совпадает. Мы уверены, что нашли его («Карлсруэ») обломки», – подчеркнул он.

Дайвер добавил, что обломки судна затонули в вертикальном положении, ударились носом о дно (это оставило деформацию в виде гармошки на носу). «(Судно) стоит очень ровно. Однако в результате удара весь груз, который находился на пароходе, двинулся вперед и оказался в большом беспорядке: машины, ящики – всё смешалось», – сказал Стахура PAP.

Он пояснил, что поисковики хотели бы продолжить исследование обломков, хотя это будет очень сложно, потому что они находятся далеко от берега и на большой глубине. «Мы хотели бы исследовать трюмы, которые частично находятся под илом», – заявил Стахура.

«История и доступная документация показывают, что немецкий пароход «Карлсруэ» очень спешно покинул порт (в Пиллау) с большим грузом на борту после того, как немцы были вынуждены эвакуировать жителей Кёнигсберга. Всё это в совокупности даёт пищу человеческому воображению. Обнаружение немецкого парохода и ящиков с неизвестным на данный момент содержимым, лежащих на дне Балтийского моря, может иметь важное значение для всей истории», – сказал Томаш Звара – дайвер и член команды «Baltictech» (цитата из сообщения, отправленного в PAP).

Во Второй мировой войне принимал участие также лёгкий немецкий крейсер «Карлсруэ» (спущен на воду в 1927 году). Крейсер, в частности, участвовал в операции «Везерюбунг» в апреле 1940 года, был атакован британской подводной лодкой и затонул на глубине 490 метров в Северном море.

Как сообщил Стахура, «Карлсруэ» был построен на верфи в Бремерхафене в 1905 году. Пароход имел длину 66,3 метра, ширину чуть более 10 метров, водоизмещение 897 тонн.

В 1945 году «Карлсруэ» участвовал в операции «Ганнибал» – морской эвакуации немецких жителей из Восточной Пруссии. В операции также приняли участие, в частности, корабли «Вильгельм Густлофф», «Гойя» и «Генерал Штойбен», которые также были потоплены в ходе этой операции.

В последний рейс «Карлсруэ» отправился 12 апреля 1945 года. Он шёл из Пиллау в Германию. «На борту находились 150 солдат из дивизии «Герман Геринг», 25 железнодорожников и 888 беженцев. Вместе с экипажем – всего 1083 человека. Пароход также принял 360 тонн груза в ящиках и военную технику. Конвой в составе 4 грузовых кораблей и 3 тральщиков был сформирован в районе Хеля. Корабли вышли вечером 12 апреля 1945 года», – сообщил Стахура.

«Утром 13 апреля 1945 года «Карлсруэ» был обнаружен советскими самолетами, которые атаковали, а затем затопили судно. Пароход со всем грузом затонул за 3 минуты. Спаслись около 100 человек. До недавнего времени место гибели судна было неизвестно», – добавил он.

Янтарная комната – комната, выложенная шестью тоннами прекрасно обработанного янтаря и итальянской мозаики, была подарком, который русский царь Петр I получил в 1716 году от императора Пруссии Вильгельма I. В 1755 году янтарный шедевр украсил Екатерининский дворец в летней резиденции царей в Царском Селе под Санкт-Петербургом.

Разграбленная немцами в 1941 году, Янтарная комната хранилась в Кёнигсберге до конца войны. Оттуда в 1945 году она была депортирована немецкими войсками, отступавшими от Красной Армии, и от неё не осталось никаких следов. По сей день ходят разные, зачастую фантастические, истории о её судьбе.

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии