Придя к власти, большевики стали строить новый мир. В этом новом мире не было места не только старым реалиям, но и старым названиям. А потому города и села активно переименовывались в честь новых лидеров государства, героев Гражданской войны и так далее. Проблема в том, что когда новые хозяева стали бороться друг с другом и уничтожать политических конкурентов, то некоторые названия на карте оказались лишними…

Если мы посмотрим в справочники первого десятилетия советской власти, а в архивах найдем официальные бумаги того же времени, то с удивлением обнаружим в них упоминание о городе в Поволжье, носившем имя Троцк. Однако в один прекрасный момент это название вдруг напрочь исчезает из всех документов и со всех советских географических карт. Невольно складывается впечатление, что в 1929 году этот город кто-то стер из памяти страны буквально в мгновение ока.

Наследие империи

В 1911 году в степи под Самарой начал свою работу первый в России казенный завод, на котором был налажен выпуск тротила — нового взрывчатого вещества огромной разрушительной силы. По имени тогдашнего шефа Артиллерийского комитета, великого князя Сергея Михайловича Романова, предприятие назвали «Сергиевский завод взрывчатых веществ». А выросший вскоре вокруг него рабочий поселок получил имя Иващенково — по фамилии генерала, возглавлявшего строительство завода.

Известие об Октябрьском перевороте 1917 года в поселке встретили противоречиво. Из 30 членов местного Совета в то время только 13 депутатов были большевиками, а остальные — эсеры и меньшевики — поначалу отказывались признать легитимность новой власти.

Ситуация в Иващенково обострилась 8 марте 1918 года, когда после заключения с Германией Брестского мира Совнарком объявил о прекращении всех военных действий. Финансирование военных предприятий сразу же было приостановлено. По этой причине перестали выдавать зарплату, а затем в Иващенково начались увольнения. Люди стали уезжать из поселка. По состоянию на 1 ноября 1917 года на тротиловом производстве числилось около 7 тысяч рабочих и служащих. К 1 мая 1918 года оставалось немногим более 2,5 тысячи человек.

Из губернских органов власти поступило указание: чтобы сократить безработицу в поселке, нужно начинать освоение «мирной» продукции — то есть чайников, ведер, прочих жестяных изделий, а также мыла, изделий из кожи, сельскохозяйственной техники. Однако руководство завода резко выступило против остановки уникального военного производства, напомнив губисполкому и губкому РКП(б) старинную заповедь: «Всегда держи порох сухим».

Конверсию остановили начавшаяся вскоре Гражданская война и иностранная интервенция. В Совнаркоме осознали, что дожидаться «мира во всем мире» и «всеобщего разоружения» придется еще очень долго. Молодой советской республике стало остро не хватать оружия и взрывчатки. Но, пока распоряжения о возобновлении производства шли из столицы в самарскую провинцию, произошло восстание 60-тысячного чехословацкого корпуса.

Противостоять воякам из Чехословацкого корпуса рабочие не могли
Противостоять воякам из Чехословацкого корпуса рабочие не могли

В начале июня 1918 года чешские легионеры заняли сначала Иващенково, а потом и Самару. После чего к власти в Среднем Поволжье на четыре месяца пришел Комитет членов Учредительного собрания (Комуч).

Рабочие с оружием в руках

Входившие в комитет эсеры и меньшевики прекрасно понимали огромное значение тротилового завода. В первый же день они объявили о немедленном открытии законсервированных цехов, а также о новом наборе персонала. Население Иващенково с воодушевлением приветствовало свержение советской власти — ведь для них это означало новое обретение работы, и вообще возвращение к достатку и стабильности.

Однако ситуация в поселке резко изменилась в сентябре 1918 года, когда перед лицом наступления Красной армии правительство Комуча приняло решение об эвакуации тротилового завода в Сибирь. В первый день октября рабочие предприятия вскрыли опечатанные склады и взялись за оружие, чтобы не подпустить к цехам роту из армии Комуча, которая прибыла сюда для демонтажа оборудования.

Первую атаку заводчанам удалось отбить — солдаты позорно бежали. Но уже на следующий день Комуч собрал в Иващенково все свои наличные войска, которые попытались-таки выполнить решение своего правительства. 2 октября состоялся бой, в котором рабочие потерпели поражение. Погибло около 1000 человек. Но начать разборку оборудования Комучу так и не удалось — на подходе уже была Красная армия. Опасаясь окружения, белые войска 6 октября покинули Иващенково и откатились к Самаре, откуда они через двое суток также вынуждены были отойти в сторону Урала. Через несколько дней после их ухода жителей поселка, павших в бою, похоронили в братской могиле, на месте которой затем поставили памятник.

Впоследствии об этой героической обороне в речи на пленуме ВЦСПС упомянул председатель Совнаркома Владимир Ленин, который тогда сказал: «Теперь надо воевать, чтобы в течение нескольких месяцев разбить врага, который, вы знаете, на что он осуждает рабочих. Вы знаете это на примере Иващенково».

Результатом боевых действий, напрямую затронувших заводской поселок, стало катастрофическое положение в его социальной сфере в конце 1918 года. Не работало ни одно из основных предприятий, большинство цехов было разрушено, а персонал либо погиб в сражениях, либо покинул свои дома в поисках лучших мест. Если в конце 1916 года в Иващенково проживало свыше 47 тысяч человек, то в ноябре 1918 года здесь насчитывалось менее 12 тысяч жителей.

Необходимо было срочно восстанавливать разрушенное войной производство. Вопрос об этом решался в ходе выборов местных органов власти, которые прошли в ноябре 1918 года. А еще через месяц губернские власти приняли решение переименовать Иващенково в поселок Троцк в честь тогдашнего военного наркома Советской республики Льва Троцкого — профессионального революционера, одного из лидеров РСДРП(б), активного участника революционных событий 1917 года.

Политический эмигрант

После образования Совета Народных Комиссаров Троцкий занял в нем пост наркома по иностранным делам. А потом — наркома по военным и морским делам. Он считается одним из создателей Красной армии, где пользовался высоким авторитетом, и был заметной фигурой в период Гражданской войны. Поэтому неудивительно, что именно в честь этого большевистского лидера переименовали поселок Иващенково. В мае 1923 года Самарский завод взрывчатых веществ также получил имя Троцкого.

Дальнейшая судьба поселка сложилась весьма непросто. Как известно, в середине 1920-х годов Лев Троцкий по воле генерального секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина оказался в политической опале. В 1927 году его исключили из партии и отправили в ссылку в Алма-Ату, а затем бывший нарком и вовсе был вынужден эмигрировать из СССР.

Какое-то время Троцкий был вполне реальным конкурентом Сталина в борьбе за власть
Какое-то время Троцкий был вполне реальным конкурентом Сталина в борьбе за власть

Но так совпало, что именно в 1927 году вышло решение Совнаркома о преобразовании заводского поселка Троцк в город с тем же названием. В связи с этим во многих современных справочниках до сих пор присутствует ошибка, заключающаяся в том, что якобы только в 1927 году город получил название Троцк. Однако это выглядит по меньшей мере странно. Для непосвященного остается непонятным, почему же это вдруг город переименовали в честь ярого противника лидера государства.

В 1929 году имя Льва Троцкого было окончательно стерто не только со всех советских географических карт, но также из официальных документов, справочников и прочих изданий. Город Троцк с того года стал называться Чапаевском по имени знаменитого героя Гражданской войны. Даже в книге «Город Чапаевск», вышедшей 8 областном книжном издательстве в 1988 году, нет ни единого упоминания о предыдущем названии.

Книги Троцкого и партийные сборники с его статьями срочно изъяли из всех библиотек, большинство этих изданий затем были уничтожены, и лишь немногочисленные контрольные экземпляры отправили в спецхраны, где они лежали, скрытые от чужих глаз.

Само слово «троцкист» на долгие годы стало синонимом понятия «враг народа». Даже простое упоминание в положительном смысле фамилии Троцкого вплоть до 1950-х годов могло закончиться отправкой в лагеря.

Что же касается Чапаевска, то он на протяжении десятилетий оставался цитаделью советской оборонной промышленности. А более-менее достоверная информация об этом городе стала известна общественности лишь в постсоветское время.

Валерий Ерофеев

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии