О коренном населении Америки — индейских племенах — ходит множество мифов, связанных как с их жизнью до открытия континента Колумбом, так и с эпохой колонизации. Но далеко не все они являются правдивыми, а загадок становится все больше.
Съеденные конкистадоры
Считается, что испанские конкистадоры колонизировали несчастных индейцев. Между тем сотни испанцев год спустя после высадки Эрнана Кортеса в Мексике были захвачены в плен местными жителями и принесены в жертву или даже… съедены. К такому выводу ученых привели результаты раскопок городка Сультепек-Текоаке к востоку от Мехико. Там были найдены останки людей явно европейского происхождения.
О том, что произошло в далекие времена, повествуют хроники. В 1520 году испанский конвой направился в столицу ацтеков Теночтитлан. Конвоиры везли с собой припасы для ранее занявших эти края завоевателей. Но в Сультепек-Текоаке конвой захватили союзники ацтеков — индейцы акольуа. Среди пленников, судя по обнаруженным при раскопках черепам, оказались 15 испанцев, 45 кубинских пехотинцев африканского и индейского происхождения, 350 индейцев, которые являлись союзниками испанцев, а также около 50 женщин и 10 детей.
Пленников на протяжении полугода держали в темницах без дверей. Пищу им передавали через выбитые в стене маленькие окошечки. Для женщин и детей никакого исключения не делали. На центральной городской площади Сультепек-Текоаке были найдены расчлененные женские останки. Среди тазовых костей лежал череп годовалого ребенка. Возможно, это был какой-то ритуал.
Все пленники впоследствии оказались убиты. Одних принесли в жертву, других просто… съели. Да, акольуа не гнушались поеданием человеческого мяса. В ход шло и мясо лошадей, которых испанцы привели с собой. А вот свиней, которых конвоиры также везли с собой, есть не стали.
— Свиней принесли в жертву и убрали их останки в ямы, но доказательств, что их употребили в пищу, нет, — комментирует находки руководитель археологической экспедиции Энрике Мартинес. В отличие от свиных останков, человеческие скелеты были разделены на части. Следы разделки указывают на то, что мясо отделяли от костей…
Кстати, вторая часть названия города — Текоаке — на языке науатль означает «место, где они ели их». Когда солдаты Кортеса вернулись в оставленный ими ранее индейский город, они увидели головы конвоиров, нанизанные на деревянные колья, а рядом с ними черепа лошадей.
Кортесу сообщили о том, что произошло, и он приказал отправить в Сультепек-Текоаке карательный отряд. Но аборигены заранее узнали об этом. Они побросали останки испанцев в неглубокие ямы и ушли из города, чтобы избежать возмездия белых.
Телефон из древних развалин
Миф об отсталости индейцев опровергает находка, сделанная в развалинах древнего перуанского города Чан-Чан. Считается, что первые в мире образцы телефонов появились в середине XIX века. Тем не менее, в Перу нашли устройство, явно служившее для связи. Изготовили его населявшие эти места индейцы чиму. Возраст аппарата, по подсчетам экспертов, составляет от 1200 до 1400 лет.
Артефакт оказался в руках прусского барона Вальрама фон Шёлера, страстно увлекавшегося археологией и участвовавшего в 30-х годах прошлого века в раскопках на территории Перу. Барон собрал обширную коллекцию находок, которую затем передал в музеи. «Телефон» попал в хранилище Национального музея американских индейцев в Мэриленде.
Правда, современный телефон находка напоминает весьма отдаленно. Аппарат, который использовали чиму, состоял из двух тыкв-горлянок длиной по 8,9 сантиметра каждая, которые соединял между собой хлопчатобумажный шнур 23-метровой длины. Обе тыквы, игравшие роль передатчиков и приемников звука, были обмазаны веществом наподобие резины и снабжены мембранами из кожи. Как видите, для того времени достаточно продвинутое изобретение. Впрочем, оно бы выглядело таким и в XIX столетии.
Самое удивительное, что у чиму, населявших долину Рио-Моче на севере Перу, даже не было письменности. Тем не менее, они были достаточно развитой цивилизацией. Их государство называлось Чимор, столицей которого был Чан-Чан (в переводе «Чан» — «Солнце»). Чан-Чан был крупнейшим южноамериканским городом, построенным индейцами. Его площадь равнялась почти 20 квадратным километрам, а население к 1200 году достигло 100 тысяч.
Городские здания были построены из высушенной на солнце глины и украшены многочисленными скульптурами, рельефами и орнаментами.
Матос, специалист по археологии и антропологии Центральных Анд, утверждает, что чиму владели знаниями по инженерии. В городе найдены металлические изделия, остатки гидравлической ирригационной системы и прочие артефакты. Известно, что государство Чимор достигло своего расцвета примерно к 900 году, но после завоевания этих земель инками в 1470 году пришло в упадок.
Любопытно, что был обнаружен лишь один экземпляр «телефона», что могло указывать на его существование только в единичном варианте. Скорее всего, им владели представители элиты.
Белокожие божества
Кстати, об элите. Правители империи инков считались потомками богов. Как ни странно, они даже внешне очень отличались от своих подданных: были бородатыми и имели светлую кожу. Цари инков вообще мало походили на обычных представителей коренного населения Америки. Это отмечали и конкистадоры, которым доводилось с ними сталкиваться. Есть гипотеза о том, что инками правили европейцы, которые когда-то, в незапамятные времена, прибыли на континент.
И тому есть доказательства. Во время раскопок руин древнего храма в перуанской провинции Чиклайо археологи наткнулись на потайное помещение, в котором лежали останки шести убитых женщин. Поскольку тела находились в неестественных позах, ученые пришли к выводу, что здесь был проведен обряд жертвоприношения. Видимо, комната как раз и предназначалась для такого рода ритуалов.
Развалины храма расположены в районе Пукала, в 30 километрах от столицы Чиклайо. Его относят к сиканской культуре, существовавшей на северном побережье нынешней территории Перу приблизительно в 750-1375 годах. Впоследствии эти земли были захвачены царством Чиму, которое затем стало частью империи инков. Не исключено, что инки позаимствовали у сиканской цивилизации некоторые ритуалы, в том числе и церемонии человеческих жертвоприношений.
Инки обычно совершали жертвоприношения в честь божеств, которых в их пантеоне насчитывалось не менее нескольких десятков. Особо выделялись Инти, бог Солнца, а также Виракоча, который считался верховным божеством.
Виракочу изображали как белокожего бородатого мужчину в длинном балахоне. Согласно мифам, он пришел со стороны моря. Некоторые племена называли его Инга Виракоча, что означает «морская пена». С ним были и другие белые бородатые люди огромного роста. Они поднялись на камышовых лодках к берегам озера Титикака и построили большой каменный город Тиауанако. Оттуда Виракоча разослал гонцов, которые должны были учить местное население мудрости богов. Себя Виракоча тоже называл богом и утверждал, что именно он сотворил мир… Однако не все верили ему и подчинялись, и тогда обиженный Виракоча вместе со своими сподвижниками спустился к Тихому океану и ушел на запад — туда, где садится солнце…
Есть версия, что «белые боги» явились в Америку с европейского континента. И были они, конечно, обычными людьми, а не божествами. Согласно преданиям, белые великаны брали в жены местных женщин. От них родилось племя инков. Известно, что инки отличались от остальных индейцев более светлой кожей и формой черепа, не говоря уж об интеллектуальном развитии.
Предания о белых богах сохранились и у прочих племен. Легенды чибча, обитавших в горах Колумбии, упоминают о «белом учителе» Бочика (его звали также Суа — «Солнце»). Мексиканские ацтеки дали белому божеству имя Кетцалькоатль. Индейцы майя звали своего «белого бога» Кукулькан. По легендам, Кукулькан и его 12 учеников (случайно ли их число равно количеству апостолов Христа?) построили пирамиды и основали города Майяпан и Чичен-Ица, научили майя пользоваться оружием. А потом покинули страну, отправившись на запад.
Если сопоставить все эти предания, становится ясно, что путь таинственного белого бородача и его помощников лежал через всю Центральную и Южную Америку от берегов Юкатана до побережья Перу, а затем по морю на запад, в сторону Полинезии… Кстати, по некоторым признакам святилище в Чиклайо посвящено именно Виракоче.
Тамара Троянова