Великий русский поэт был человеком суеверным. Любой из нас со школьной скамьи помнит о роковом предсказании гадалки Кирхгоф, отмененной из-за выбежавшего зайца поездки в Петербург, страхе поэта перед числом 13, кольце-талисмане с загадочной надписью на иврите, которое он носил, не снимая… Александр Сергеевич не сомневался в существовании загробной жизни и, если верить спиритам, продолжает творить на том свете.
Размышления о вечности
Вопрос о посмертном существовании начал волновать Пушкина очень рано — лет в семнадцать. Он искренне верил, что после смерти остается «загробная тень», способная показаться живущим. Его волновало другое: сохраняет ли она прежние, живые чувства или полностью отстраняется от всего земного?
«Пушкин даже не заботится утверждать личное бессмертие, — отметил известный пушкиновед Михаил Гершензон. — Он просто исходит из аксиомы о личном бессмертии, эта аксиома составляет как бы невидимый, незыблемый в его уме фундамент, на котором он воздвигает свои художественные образы».
Известна легенда о том, что Пушкин и граф Ланской как-то беседовали о религии и подвергали ее насмешкам. Вдруг в комнату вошел молодой человек. Подсев к ним, он тут же подхватил затронутую тему и обезоружил атеистов своими доводами в пользу религии. Они не знали, что сказать, и, наконец, объявили, что совершенно изменили свое мнение. Молодой человек встал и, простившись, вышел. Некоторое время собеседники не могли опомниться. Когда они заговорили вновь, оказалось, что ни тот, ни другой гостя не знают. Прислуга поклялась, что никто в комнату не входил.
Священник Дмитрий Булгаковский, впервые рассказавший об этом в 1895 году, не утверждал, что молодой человек был ангелом или призраком, хотя и намекнул, что беседующие «не могли не признать в приходе своего гостя что-то сверхъестественное, тем более что он при первом же появлении внушил к себе какой-то страх, обезоруживший их возражения». Если легенда правдива, инцидент еще раз подкрепил уверенность Пушкина в том, что могила является этапом, а не концом жизни.
В сентябре 1833 года Пушкин остановился на сутки в Казани по дороге в Оренбург. Ужинал он тем вечером у профессора университета Карла Фукса. Разговор зашел о тайнах бытия, «посещении духов, о предсказаниях и многом, касающемся суеверия». Профессор и его жена были поражены, услышав, что знаменитый поэт надеется показаться друзьям и близким после кончины.
Посмертная встреча
Павел Воинович Нащокин, давний друг Пушкина, зимой 1853 года решил связаться с убитым поэтом при помощи спиритической планшетки. Чтобы избежать возможных обвинений в жульничестве, в роли медиума использовали молоденькую девочку, не знавшую Александра Сергеевича и не умевшую писать стихи. При первой же попытке планшетка пришла в движение. Гости с удивлением прочли короткое стихотворение:
Входя в небесные селенья,
Печалилась душа моя,
Что средь земного треволненья
Вас оставлял надолго я…
По-прежнему вы сердцу милы;
Но не земное я люблю
И у престола высшей силы
За вас, друзья мои, молю…
Вскоре спиритам стало не хватать чисто духовного общения. Во время очередного сеанса они спросили:
— Не можете ли вы нам явиться, мелькнуть хоть тенью?
В ответ они прочли: «Могу. Соберитесь завтра, в четверг, и я приду!».
Нащокин и другие участники кружка оповестили знакомых. В назначенное время квартиру заполнили знакомые и полузнакомые лица, с волнением ожидая визита Пушкина. Ничего, однако, не случилось.
Когда гости разъехались, Павел Воинович пошел в церковь.
«Улица была пуста, — вспоминал он. — Только двигался мне навстречу по тротуару какой-то мужичок в нагольном полушубке, по-видимому — пьяненький, и сильно толкнул меня в плечо. Я остановился и посмотрел на него. Он также остановился и посмотрел. Что-то очень знакомое было в чертах его лица. Потом мы пошли каждый в свою сторону».
Во время вечернего сеанса спириты спросили дух Пушкина, почему он не явился на встречу. Планшетка в ответ вывела: «Вы были очень напуганы, но я толкнул Нащокина на тротуаре, когда он шел к заутрене, и посмотрел ему прямо в глаза: вольно же ему было меня не узнать!».
Павел Воинович был потрясен: он никому не рассказывал о встрече с мужичком. Решив, что дело зашло слишком далеко, он сжег все протоколы сеансов и пригласил попа еще раз освятить квартиру.
Записка с того света
Барон Людвиг фон Гульденштуббе, парижский спирит, прославился опытами над «непосредственным письмом духов». Сеансы проходили на свежем воздухе. Барон шел к могиле, скульптурному изображению или памятнику великого человека вместе с сестрой, наделенной способностями медиума. Положив туда лист бумаги, они вставали на колени и начинали горячо молиться. Через несколько минут на бумаге возникали слова, написанные невидимой рукой покойного.
Эксперименты барона часто проходили при свидетелях. Они во избежание фокусов с невидимыми чернилами могли приносить свою бумагу и собственноручно ее помечать. Чистую бумагу запирали в сундучок и прятали ключ, но и это не мешало духам оставлять на ней автографы. Римские императоры писали по-латыни, греческие мудрецы заполняли отведенное им место высказываниями на греческом. Оставляли свои автографы и великие люди нового времени: Вольтер, Руссо, Д’Аламбер, Дидро, Шиллер.
20 ноября 1856 года коллекцию автографов пополнила рука Пушкина. Он написал по-русски три слова: «Вера, надежда, любовь» — и подписался. Присутствовавший при этом барон Бреверн хорошо знал русский язык и перевел записку.
Увы, почерк записки и подпись не совпадали с прижизненным почерком Пушкина. На это барон Гульденштуббе отвечал, что смерть меняет людей.
Живее всех живых
Спиритизм в наши дни заметно упростился. Сеанс не требует полумрака, блюдечка или планшетки, да и входить в транс не обязательно. Современным медиумам достаточно ручки и бумаги — рука может в любой момент начать непроизвольно двигаться, записывая тексты «оттуда».
Элина Глазунова из Волгограда не ведает, что пишет ее рука, и потом с удивлением перечитывает рукописи. Сеанс связи может наступить неожиданно, в любом месте, а не по желанию медиума. В это время ее охватывает неглубокая сонливость, но чувствует Элина себя неплохо и адекватно реагирует на людей. Ее почерк меняется, становится крупным и трудночитаемым.
Однажды Элина ехала на работу и ощутила, что скоро начнется сеанс. Она вбежала в кабинет и принялась писать страницу за страницей без единой помарки или перерыва. Ее коллеги знали, в чем дело, и не мешали потустороннему общению. Записанная в тот день поэма называлась «Пушкин на том свете».
Позже Глазунова решила связаться со своим духом-наставником по имени Оверест. Тот подтвердил, что шаловливые стихи написал Пушкин, и предложил лично поговорить с поэтом.
Сеанс состоялся 31 августа 2002 года. Александр Сергеевич сказал, что ему на том свете не скучно. На вопросы насчет спиритизма он ответил: «Как вы все надоели! Как что — Пушкин! Пушкин во всех ваших бедах виноват… На тех сеансах я резвлюсь, а тот, кто с мерой не знаком, пусть остается дураком!».
Присутствовавший на сеансе уфолог Геннадий Белимов задал ему вопрос:
— Сейчас говорят, что вы были контактером при жизни. На вас действительно выходил иной разум, иные миры?
Пушкин ответил: «Да, контактировал я много. Первый опыт моего контакта происходил с дворовой девкой Парашкой. Недурна была, чертовка!».
На вопрос, не хочет ли он еще раз родиться на Земле и где именно, поэт возразил: «Спаси вас Христос, если вы хотите пожелать мне ада!».
Как вызывать духов
Если вам захотелось самим поговорить с Пушкиным, стоит придерживаться правил и условий, выработанных за полтора века.
Для «сидения с блюдечком» не нужен хороший медиум. Достаточно двух человек и листа ватмана с алфавитом и цифрами, нанесенными по кругу вразбивку. В верхнем левом углу пишут слово «нет», верхнем правом — «да».
Затем берут обыкновенное чайное блюдечко, опрокидывают его донышком вверх и наклеивают сбоку стрелку, вырезанную из бумаги. Потом подбираются два-три человека. Желающий принимать участие в сеансе дает другому левую руку и заставляет его обхватить ее обеими руками так, чтобы указательный и средний пальцы его руки были зажаты левой рукой, а безымянный и мизинец — правой, и просит сильно сжать пальцы. При этом они прислушиваются к ощущениям. У тех, кто способен общаться с потусторонним, быстро начинает чувствоваться покалывание в пальцах, а потом отдающаяся в локтях и плечах пульсация.
Люди садятся за стол с расчерченным ватманом и кладут каждый руку на блюдечко, едва соприкасаясь пальцами. Свободные руки соединяют под столом, чтобы создать замкнутую цепь.
Ведет сеанс один человек. Нужно задать вопрос:
— Дух такого-то, ты явился?
Если блюдце сдвинулось с места — можно начинать разговаривать. Первый вопрос:
— Будешь ли ты отвечать?
Если ответ отрицательный — нужно сказать:
— Дух такого-то, отпускаю тебя, — и вызывать другого.
Вопросы к духам должны быть конкретными, желательно такими, на которые можно ответить «да» или «нет». На ответ требуется от 30 секунд до минуты. Если ответа нет, вопрос был задан неправильно либо дух не знает, что на него ответить. После того как все удовлетворили любопытство, надо сказать:
— Дух такого-то, благодарю за помощь, отпускаю тебя с миром.
Говорят, что в наши дни дух Пушкина ругается матом и жалуется, что ему надоело ходить на сеансы. Верить тому, что скажет блюдце, не стоит: великий поэт был шутником при жизни и остался таким же после смерти.
Михаил Герштейн