13 марта 1881 года (по новому стилю) после покушения скончался царь-освободитель Александр II. Его пытались убить шесть раз, но роковым стало седьмое покушение.
Александр II взошёл на российский престол в 37 лет, в 1855 году. Он сменил на этом посту своего отца Николая I. За время его правления проводилось множество реформ, среди которых и крестьянская, за что Александр получил прозвище Освободитель.
Правда, освобождение крепостных пошло не по запланированному сценарию. Дело в том, что по закону крестьяне освобождались с землёй. Но за неё они должны были заплатить сумму, раза в два превышающую её рыночную стоимость. Многие просто не могли этого потянуть, кто-то по привычке оставался с помещиками. Так или иначе, вскоре после отмены крепостного права по Российской империи прокатилось больше тысячи крестьянских восстаний. А интеллигенция начала организовывать кружки, изначальной целью которых была помощь вчерашним крепостным, а позже — крестьянская революция и свержение самодержавия.
Так, участники этих организаций постепенно скатились к тому, что основным методом достижения их целей стал террор. В 1879 году участники некогда менее радикальных течений объединились в «Народную волю», которая на собрании в Липецке приговорила императора к смерти.
На ноябрь был назначен подрыв царского поезда, который направлялся из Крыма в Петербург. Террористов не смутило даже то, что состав изменил маршрут: один из руководителей организации Андрей Желябов заложил мину под рельсы в окрестностях посёлка Александровска. Но она не сработала. Тогда теракт решили устроить чуть позже — под Москвой. Его должна была совершить другая участница «Народной воли» — Софья Перовская.
Императорский железнодорожный кортеж состоял из двух составов. Царь должен был ехать во втором, и террористы об этом знали. Но они не были в курсе, что императорский поезд пустили первым, так как багажный состав в Харькове пришлось спешно ремонтировать. В результате взорвали они только вещи царя.
Тогда народовольцы решили поймать императора прямо в Зимнем дворце. Перовская узнала, что там ремонтируют винный погреб, который находится прямо под столовой. Один из участников организации Степан Халтурин занимался ремонтными работами и носил в подвал динамит, который маскировали под стройматериалы. Подвал Зимнего взорвали вечером 5 февраля 1880 года. В тот момент Александр должен был находиться в столовой, но ужин пришлось на полчаса задержать из-за опоздания принца Гессенского. В результате погибло 10 человек, пострадало ещё около 80. Но среди них не было императора и членов семьи Романовых.
После этого народовольцы стали основательно готовиться к новой попытке цареубийства. А Александр II стал редко покидать дворец, регулярно выезжая только на смену караула в Михайловском манеже.
Подготовка
Террористы начали следить за передвижениями императора. Они выяснили, что в Михайловском манеже на разводе караула он бывает каждое воскресенье. После этого он часто заезжал ненадолго в Михайловский дворец к великой княгине Екатерине Михайловне, а затем ехал обедать в Аничков — к старшему сыну (будущему императору Александру III). Последним пунктом был Зимний.
Маршрут пролегал по набережной Екатерининского канала или по Малой Садовой. Здесь террористы и решили расправиться с императором. Юрий Богданович и Анна Якимова предоставили поддельные документы на имя супругов Кобозевых и сняли помещение якобы под сырную лавку на углу Малой Садовой и Невского проспекта. Из здания народовольцы должны были прорыть туннель и заложить мину под проезжей частью. Этим руководил лично Желябов. По его же инициативе одновременно с подкопом под Малой Садовой создали ещё одну вспомогательную группу.
Вооружённые бомбами террористы должны были блокировать Малую Садовую. Бомбы изготовил Николай Кибальчич, их доставили в квартиру Геси Гельфман и Николая Саблина. Бросить взрывчатку должны были Евгений Сидоренко, Игнатий Гриневицкий, Николай Рысаков, Тимофей Михайлов или Иван Емельянов.
Каждый отвечал за свой отрезок пути. Для каждого из них это было первое «дело», но вариантов у террористов не было — жандармы одного за другим арестовывали и ссылали участников движения. 27 февраля был арестован и Желябов. Руководство операцией взяла в свои руки Софья Перовская. Именно она потребовала привести план в действие и именно она сказала Рысакову и Гриневицкому поворачивать с Малой Садовой на набережную Екатерининского канала, когда оказалось, что царь меняет маршрут.
«Домой, жена ждёт»
Петербург. 1 марта, 14:15. Александр II выходит из Михайловского дворца, где навещал кузину. Статный, в шинели с бобровым воротником, эполетах, он неспешно подошёл к карете и поехал в сторону Зимнего, где его уже ждала жена Екатерина Юрьевская. Он обещал приехать домой без четверти три. Времени хватало аккурат, чтобы доехать.
Императора сопровождали шесть казаков верхом на лошадях и один на козлах кареты. Следом за каретой — ещё двое саней с охраной. Небывалое обеспечение безопасности даже для русского императора, но после пяти покушений вполне оправданное.
Карета понеслась с такой скоростью, что сани с охраной едва за ней поспевали. Экипаж повернул на Екатерининский канал, проехал несколько метров, когда раздался взрыв. Карету тряхнуло и словно окутало дымом. Люди кричат, лошади ржут. Император вмиг выбрался из экипажа.
Что было дальше
Перед глазами государя предстала такая картина: окровавленное тело одного из казаков, которое взрывом разнесло на куски. Другой корчится от боли, хватаясь за козлы. В нескольких метрах от места хрипит в предсмертной агонии мальчик лет 14. Царь ринулся к нему, но ребёнку уже было не помочь.
Остальные казаки, окружавшие карету, были ранены. Под задними колёсами кареты зияет воронка — взрыв был такой, что на земле остался заметный след.
От кареты убегал молодой человек с длинными светло-русыми волосами. Именно он швырнул свёрток под задние колеса кареты. За ним в первые мгновения никто не гнался — был шанс убежать.
— Держи! Держи! — раздался крик одного из очевидцев.
Вдогонку за светловолосым бросился городовой Василий Несговоров. Через пару мгновений преступник бежал мимо мостового сторожа Михаила Назарова, который швырнул ему под ноги лом. Назарова задержали.
Александр II захотел увидеть, кто кинул в него бомбу.
— Что с государем? — спросил кто-то из толпы, собиравшейся около места происшествия.
— Слава Богу, я уцелел, — ответил государь.
— Слава ли Богу, — улыбаясь, заявил преступник.
Роковой взрыв
Государь развернулся, отходя от преступника в направлении кареты — надо было преодолеть от силы метров 20. Но, стоило царю сделать несколько шагов по тротуару канала, как, по показаниям крестьянина Петра Павлова, неизвестный лет 30, который стоял до этого боком, прислонясь к решётке, выждал приближение государя на расстояние пары метров и бросил что-то к его ногам. Раздался оглушительный взрыв, вверх взлетели осколки, ошмётки земли, перемешанной со снегом. Всё окутало иссиня-чёрным дымом.
Преступника арестовали на месте: Игнатий Гриневицкий, который бросил бомбу, сам был ранен. Он скончался в тот же день в госпитале.
На мостовой лежали 20 человек, раненных в результате взрыва. Дорога вокруг превратилась в смесь крови, снега, мусора, одежды и сабель.
К месту произошедшего спешил брат Александра II, Михаил, который услышал звуки взрыва. Взводы моряков и юнкеров, которые проходили после развода по Инженерной и Большой Итальянской улицам к Екатерининскому каналу, направились бегом туда же.
— Как можно скорее домой! — захрипел государь, когда к нему подбежал брат.
Александра II попытались поднять. Оказалось, что на ногах мясо висит клочьями, ступня одной ноги оторвана. Царя положили в сани и повезли в Зимний. С ним поехали штабс-капитан, медик и брат. В пути император ещё мог разговаривать, однако с каждой минутой заметно слабел.
***
Раненого императора привезли во дворец уже в бессознательном состоянии. Его жена Екатерина Юрьевская выбежала ко входу. В Зимнем царила страшная суета. Правителя перенесли в его кабинет, пытались привести в чувство, но все попытки оказались тщетны. В 15:35 на флагштоке Зимнего спустили императорский штандарт, что означало смерть правителя.
Всех основных организаторов и исполнителей покушения арестовали в течение 10 дней. Через месяц и два дня на плацу Семёновского полка повесили Желябова, Перовскую, Рысакова, Кибальчича и Михайлова. Саблин ранее покончил с собой, а Гельфман заменили казнь на вечную ссылку, так как она была беременна.
Алена Шаповалова