25 января 1983 года был арестован нацистский преступник Клаус Барби, известный также под прозвищем «мясник из Лиона». Почти 40 лет ему удавалось скрываться от правосудия в Латинской Америке и даже сделать там выдающуюся карьеру, став советником боливийского президента. В скромном старичке, представшим перед судом, вряд ли кто-то смог бы узнать славившегося своей жестокостью шефа лионского гестапо. Барби был приговорён к пожизненному заключению и скончался в тюрьме спустя 4 года. В конечном счёте, хотя он и скрывался почти полвека, «лионский мясник» всё же понёс ответственность за грехи прошлого. Но некоторым нацистским преступникам удалось спрятаться настолько надёжно, что европейская Фемида так и не дотянулась до них. Мы выяснили, каким нацистским преступникам удалось укрыться от правосудия и каким образом они это сделали.
Кто и как бежал
В течение нескольких лет после окончания войны в Латинскую Америку перебрались несколько сотен бывших нацистских деятелей, многие из которых были виновны в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Ни один высокопоставленный государственный или партийный деятель Третьего рейха не смог скрыться. Во-первых, их лица были известны всем и их искали бы в первую очередь. Мало какое из государств согласилось бы приютить у себя столь одиозных лиц. Хотя до самого конца ХХ века в СМИ циркулировали слухи о чудесном спасении Бормана, Мюллера и даже самого Гитлера.
Вопреки слухам они не сбежали: тело Бормана обнаружили в одной из могил (он погиб при бомбардировке), что касается Мюллера, то, по наиболее распространённой версии, он покончил с собой и захоронен в одной из братских могил.
Остальные высокопоставленные деятели рейха либо покончили с собой, либо попали в руки союзников. Но для преступников рангом помельче окно возможностей ещё было открыто в первые несколько лет после окончания войны, и многие из них воспользовались им.
Боевые действия и послевоенная оккупация Германии привели к перемещениям огромных людских масс: пленные солдаты, беженцы из разных стран, перемещённые лица — в этом людском потоке легко было затеряться, особенно тем людям, чьё лицо не было известно советским или американским солдатам. Как правило, будущие беглецы устраивались батраками к западногерманским землевладельцам или занимались подобной низкоквалифицированной работой, а при идентификации их личности выдавали себя за беглецов из советской зоны оккупации и назывались вымышленным именем. В случае если они служили в СС, они выдавали себя за мобилизованных солдат вермахта. Получив документы на новое имя, они покидали страну, опасаясь, что пребывание в Германии приведёт к тому, что они рано или поздно будут кем-нибудь опознаны, после чего нередко вновь меняли имя, чтобы затеряться.
Вопреки популярным послевоенным мифам, никакой единой организации, помогавшей преступникам скрыться от правосудия, не существовало. Нацистам оставалось надеяться только на себя. И на «крысиные тропы».
Именно такое название закрепилось за теми маршрутами, которыми нацисты переправлялись в далёкие латиноамериканские страны тайно сочувствовавшими им католическими священниками. По этой же причине «крысиные тропы» иногда называют монастырскими.
Под прикрытием Ватиканской организации помощи беженцам отдельно взятые священники оказывали помощь нацистам. Их перевозили от монастыря к монастырю, делали им фиктивные документы — паспорт перемещённого лица, который выдавался Красным Крестом, — после чего привозили в порт, а оттуда нацисты совершенно легально с документами на новое имя отбывали в Латинскую Америку.
В послевоенном мире было две страны, которые активно принимали нацистских беглецов: Испания и Аргентина. Испанский лидер Франко помнил о том, что в годы гражданской войны нацисты и фашисты оказали ему поддержку против коммунистов. И хотя Испания не участвовала во Второй мировой, он не стал отказывать в убежище беглецам. Что касается Аргентины, то президент Перон рассчитывал использовать опыт нацистских деятелей для укрепления своего государственного аппарата.
Известны два наиболее активных священника, переправлявших нацистов «крысиными тропами». Это Алоиз Худал — этнический австриец, в основном переправлявший нацистов и фашистов независимо от их национальности, и Крунослав Драганович — этнический хорват, который наладил переправку беглых усташей (хорватская фашистская организация, находившаяся в религиозной и этнической вражде с сербами).
Тем не менее просто скрыться в другой стране было лишь половиной дела, ведь за теми нацистами, за кем числился длинный шлейф преступлений, велась охота, их разыскивали не только Моссад и другие разведки, но и так называемые охотники за нацистами — в основном представители общественных организаций, профессионально занимавшиеся поисками нацистских преступников, используя свои каналы. Самой значительной из подобных организаций был центр Симона Визенталя. Но даже совместных усилий спецслужб и общественников порой было недостаточно.
Йозеф Менгеле
«Ангел смерти» из Освенцима был вторым человеком в списке преступников, разыскиваемых в мире. После того как в начале 60-х годов Адольф Эйхман был захвачен в Аргентине агентами Моссада, Менгеле стал целью номер один.
Менгеле служил на Восточном фронте штатным врачом в одном из батальонов знаменитой танковой дивизии СС «Викинг» и даже заслужил Железный крест за спасение раненых. Служба была недолгой: в 1942 году Менгеле был ранен и комиссован по причине непригодности к дальнейшей службе. Поскольку он имел медицинское образование, он получил должность доктора в Освенциме.
Хотя его служба в лагере смерти длилась всего чуть более полутора лет, он заработал такую славу, что до сих пор считается воплощением зла. Менгеле устраивал над заключёнными лагеря бесчеловечные и жестокие эксперименты, подопытными доктора были не только взрослые заключённые, но и дети.
Больше остальных Менгеле интересовали близнецы и карлики, на которых он ставил всевозможные эксперименты по заражению болезнями, переливаниям крови, ампутациям и т.д. В большинстве случаев опыты доктора заканчивались либо смертью заключённых непосредственно в результате эксперимента, либо смертью в газовой камере, куда доктор отправлял тех, кто был уже непригоден для его опытов.
Подопытные доктора получали значительно лучшее питание и жили в лучших бараках. Менгеле даже распорядился организовать детский сад для самых младших подопытных, куда нередко наведывался сам, представляясь дядей Менгеле и угощая самых младших подопытных шоколадом. Сколько продлится такая жизнь, никто не мог сказать заранее: подопытный мог в любой день умереть от какого-нибудь эксперимента или просто наскучить доктору. Большая часть людей, побывавших объектами экспериментов «ангела смерти», до освобождения концлагерей не дожила.
За несколько недель до окончания войны Менгеле, к тому времени переведённый в другой концлагерь, переоделся простым солдатом вермахта и сбежал, уничтожив большую часть документов об экспериментах. После окончания войны он сдался в плен американцам, причём назвался своим настоящим именем. Однако о делах врачей в концлагерях ещё было мало известно, а самого Менгеле не идентифицировали как эсэсовца (они подлежали особому контролю, в отличие от солдат вермахта), поэтому его спокойно отпустили домой уже через месяц. Менгеле удалось воспользоваться бюрократической неразберихой и будучи в американском лагере для военнопленных выправить себе новые документы на имя Фрица Ульмана.
Менгеле смог устроиться батраком к одному землевладельцу, однако вскоре начался Нюрнбергский процесс над врачами, на котором сам Менгеле должен был быть одним из главных обвиняемых (его имя несколько раз упоминалось на процессе), если бы его нашли. Оставаться в Германии было небезопасно, и Менгеле сумел выйти на одну из «крысиных троп». Летом 1949 года он добрался до Генуи, которая была конечной точкой европейского маршрута, и с паспортом Красного Креста на имя Гельмута Грегора отплыл в Аргентину, оставив в Германии семью.
Менгеле осел в Аргентине, где работал сначала плотником, а затем продавцом сельскохозяйственного оборудования. Всё это время его искали и наконец вышли на его след. От Аргентины потребовали экстрадировать преступника в ФРГ, но доктор успел скрыться в Парагвае. Через 15 лет после окончания войны оказалось, что «ангел смерти» жив, а не мёртв, как все считали ранее.
После захвата Эйхмана Менгеле становится целью номер один для охотников на нацистов. Однако ему вновь повезло. На Ближнем Востоке осложнилась ситуация, и Моссад вынужден был отвлечь все свои силы на этот регион. А усилий общественников было явно недостаточно для поисков хитрого Менгеле, который умело путал следы и залегал на дно, периодически меняя место жительства и имена.
Из Парагвая он перебрался в Бразилию, где жил под именем Вольфганга Герхарда. У него ухудшилось здоровье, он перенёс инсульт. В 1979 году во время купания у него случился второй инсульт и он утонул. В Европе и Израиле продолжали искать преступника, за информацию о котором было обещано вознаграждение в размере 100 тысяч долларов. В СМИ регулярно появлялась информация о том, что Менгеле видели в различных точках земного шара.
В конечном счёте информацию о местонахождении Менгеле удалось выяснить в середине 80-х годов благодаря обыску у одного из его немецких приятелей, с которым он тайно переписывался. Было установлено место его последнего жительства, опрошены бразильские знакомые и найдена могила. После проведённой эксгумации было подтверждено, что под именем Герхарда в этой могиле похоронен Менгеле.
Ариберт Хайм
Ещё один «доктор смерть», которому удалось так надёжно скрыться от преследователей, что его безуспешные поиски продолжались до начала XXI века. До недавнего времени Хайм входил в десятку наиболее разыскиваемых нацистских преступников. Осенью 1941 года 26-летний Хайм начал работать врачом в концлагере Маутхаузен и уже очень скоро заслужил настолько недобрую славу, что заключённые стали называть его Мясником.
Хайм проверял на подопытных действие ядов, а также действие других веществ, которые могли быть потенциально смертельными. В лагере он пробыл недолго и вскоре был переведён на службу в дивизию СС «Норд», где выполнял обязанности врача.
Благодаря тому, что он прослужил в лагере недолго и не успел умертвить столько заключённых, сколько Менгеле, Хайм избежал преследований после войны. Он не был привлечён к суду и спокойно работал гинекологом до 1962 года, когда наконец нашлись свидетели его злодеяний и против Хайма начал готовиться судебный процесс.
Не желая предстать перед судом, Хайм бежал. Поиски Хайма длились более полувека. Упустившие нацистского преступника немецкие власти негодовали и объявили за информацию о его местонахождении вознаграждение, которое уже в начале нынешнего века возросло до 150 тысяч евро. До недавнего времени Хайм находился в числе самых разыскиваемых нацистских преступников, и только в 2012 году его поиски были прекращены, когда наконец выяснилось, что он к тому времени уже 20 лет был мёртв.
Оказалось, что искавшие Хайма спецслужбы и охотники за нацистами с самого начала взяли неверный след. Они разыскивали его в Латинской Америке, предполагая, что Хайм воспользовался старыми «крысиными тропами» и перебрался в какую-то латиноамериканскую страну, где немало немецких общин. Однако на самом деле Хайм транзитом через Францию и Испанию перебрался в Марокко, откуда проездом через Ливию добрался до Египта, где и осел. Он принял ислам и получил новое имя — Тарик Хусейн, под которым и прожил 30 лет. Хайм-Хусейн умер в 1992 году от рака прямой кишки, но о его смерти стало известно только спустя 20 лет, когда он был идентифицирован журналистами и охотниками за нацистами.
Анте Павелич
Диктатор пронацистской Хорватии и лидер фашистского движения усташей. В годы правления Павелича в Хорватии практиковались этнические чистки в отношении сербского населения. В связи с этим был приговорён послевоенным югославским судом к смертной казни заочно.
Движение усташей всегда было тесно связано с католичеством, поэтому неудивительно, что некоторые священники хорватского происхождения оказывали посильную поддержку в послевоенной переправке деятелей усташского режима в более безопасные для них страны, тем более что в Югославии пришли к власти коммунисты.
За несколько дней до окончания войны в Европе Павелич бежал в Австрию, где находился в лагере в американской зоне оккупации. Усилиями священника Крунослава Драгановича Павелич был переправлен в итальянские монастыри. Его загримировали под священника и выдали документы на имя Педро Гоннера. С этими документами его перебрасывали из одного монастыря в другой, пока он не сел на итальянское торговое судно, доставившее его в Аргентину.
В этой стране он в очередной раз сменил имя, превратившись в Пабло Араньоса. Он имел тесные контакты с президентом Пероном и жил не таясь, поскольку был уверен, что запросы на экстрадицию от коммуниста Тито будут игнорироваться аргентинскими властями.
В 1957 году на Павелича было организовано покушение двумя сербскими четниками (сербские партизаны-националисты, враждовавшие и с хорватами, и с партизанами-коммунистами Тито), однако он выжил, хотя и получил ранение. Вскоре в Аргентине произошёл военный переворот, и Перон был свергнут. Новое правительство дало согласие на экстрадицию Павелича в Югославию, но тот успел перебраться в Испанию, где получил убежище. Правда, прожил он там недолго, умерев в 1959 году.
Алоиз Бруннер
Один из ближайших сподвижников Эйхмана, отвечавший за депортацию европейских евреев в лагеря смерти. Усилиями Бруннера из Франции, Австрии, Греции, Германии и Словакии в концентрационные лагеря было депортировано около ста тысяч евреев. После войны Бруннер исчез. Его поиски велись, и он был одним из немногих нацистских преступников, местонахождение которых было достоверно известно. Бруннер укрылся в Сирии, однако местные власти не выдавали его из-за скверных отношений с Израилем, официально даже не признавая его присутствия в стране. При этом сам Бруннер даже давал интервью журналистам.
После войны Бруннер, переодевшись солдатом вермахта, сдался в плен американцам. В отношении него не проводилось серьёзной проверки благодаря тому, что у него не было типичной для всех членов СС татуировки с группой крови (аналогичная ситуация была и с Менгеле), поэтому он не был сразу же опознан как эсэсовец.
Бруннер получил от американцев документы на новое имя и спокойно работал водителем грузовика на американской военной базе. Он прожил в Германии несколько лет, но, опасаясь быть узнанным, бежал с поддельным паспортом Красного Креста через Италию в Египет, а затем в Сирию, где сблизился с правящим режимом. Сирия находилась во враждебных отношениях как с Францией, где Бруннер заочно был приговорён к смертной казни, так и с Израилем, поэтому не позволяла их следователям встретиться с Бруннером и не выдавала его.
Как минимум дважды на Бруннера организовывались покушения (ему присылали взрывчатку в конверте), в результате чего он лишился глаза и нескольких пальцев. Также известно, что лидер ГДР Хоннекер вёл переговоры с сирийским лидером Асадом об экстрадиции военного преступника, однако после объединения Германии контакты прервались.
Точная дата смерти Бруннера неизвестна: по одним данным, он скончался в 2001 году, по другим — в 2010 году.
Эдвард Рошман
Комендант Рижского гетто, затем комендант концентрационного лагеря Рига-Кайзервальд, находившегося на территории современной Латвии.
Успел эвакуироваться из лагеря по морю перед наступавшей Советской армией. Когда дни рейха уже были сочтены, выбросил эсэсовский мундир и переоделся солдатом вермахта, поселившись у своих друзей в австрийском Граце. Вскоре был взят в плен американцами, но отпущен как простой солдат.
Через некоторое время вернулся в Австрию навестить жену и был опознан англичанами. Рошмана отправили в лагерь Дахау, переоборудованный для содержания нацистских преступников. Этот лагерь посещал католический священник Алоиз Худал — организатор одной из самых главных «крысиных троп». При помощи Худала Рошману удалось бежать из лагеря и добраться до Генуи, где он сел на корабль, следующий в Аргентину.
Там он занялся бизнесом, организовав фирму, занимавшуюся поставками древесины, и сменил имя, став Федерико Вегенером. Позднее Рошман решил вторично жениться, не разведясь с первой женой. В Германии в отношении Вегенера было открыто уголовное дело по обвинению в двоежёнстве; одновременно выяснилось, что Вегенер на самом деле является комендантом Рижского гетто Рошманом. Вскоре ФРГ отправила в Аргентину запрос об экстрадиции Рошмана, которого хотели судить за причастность к убийству по меньшей мере трёх тысяч человек.
У Аргентины и ФРГ не было договора о выдаче преступников, и, пока шло рассмотрение запроса, Рошман успел бежать в Парагвай, где в скором времени умер в возрасте 68 лет.
Густав Вагнер
Помощник коменданта концлагеря Собибор, за свою жестокость получивший прозвище Зверь. Выжившие узники лагеря характеризовали Вагнера как законченного садиста. В концлагере было уничтожено несколько сотен тысяч человек. После войны был взят в плен американцами. Вместе с комендантом лагеря Францем Штанглем Вагнер был вызволен священником Худалом и бежал одной из «крысиных троп» через Италию в Бразилию, где поселился под именем Гюнтера Менделя. Штангль бежал в Сирию, а затем также перебрался в Бразилию.
Его бывший начальник Франц Штангль отказался менять своё имя по принципиальным соображениям и жил, ни от кого не скрываясь. В 60-е годы он был опознан охотниками за нацистами и выдан ФРГ по запросу. Его приговорили к пожизненному лишению свободы.
Вагнер скрывался значительно дольше: его удалось идентифицировать только в конце 70-х годов. Нацистский преступник был арестован, запросы на его экстрадицию подали сразу четыре государства: Израиль, ФРГ, Австрия и Польша. Вагнер стал настоящей знаменитостью и даже раздавал прессе интервью, уверяя, что он ни о чём не сожалеет. Запросы на экстрадицию были отклонены бразильцами, но в 1980 году тело 69-летнего Вагнера с ножом в груди было найдено в Сан-Паулу. Официально было объявлено, что он покончил с собой.
Евгений Антонюк
Историк