Ну как такое возможно: очаровательный ребенок вырастает и становится жестоким преступником. Возможно, с ним изначально что-то было не так, просто никто не замечал? Или суровая реальность превратила наивного малыша в серийного убийцу?..
Ошибка генетиков
В середине XX века ученые на какой-то миг поверили, что разгадали тайну, которая мучила человечество на протяжении тысячелетий, нашли ответ на вопрос, откуда берутся жестокие преступники. Генетики утверждали, что все дело в непарной Y-хромосоме: она якобы отвечает за жестокость, склонность к насилию и асоциальное поведение. Их теорию подтверждал факт, что 47-я Y-хромосома была обнаружена у многих осужденных за тяжкие преступления. Как известно, в норме у человека 23 пары хромосом. Каждую пару составляют женская—X и мужская — Y. Если же обнаруживается «лишний» мужской ген, можно говорить о врожденной склонности к жестокости. И при помощи генетического анализа выявлять потенциальных преступников еще в колыбели — дабы своевременно корректировать нежелательное для общества поведение.
Теория, безусловно, красивая, стройная, а главное, очень удобная — вот только просуществовала она совсем недолго. Вскоре были проведены дополнительные исследования — и выяснилось, что та самая 47-я мужская хромосома присутствует у многих совершенно нормальных людей и абсолютно никак не влияет на их поведение и психическое здоровье.
Что же касается тяжелых психических расстройств, которые, как говорится, видны невооруженным взглядом, это совсем другая история. Естественно, такие люди способны на все, и почему они не получают своевременную медицинскую помощь — вопрос отдельный.
Но ведь нас интересует другое: самые известные маньяки до поры до времени ведут ничем не примечательную жизнь, из толпы не выделяются и вообще зачастую производят очень даже приятное впечатление. Чем, собственно, и пользуются. Что же заставляет их совершать ужасные вещи?
Переписать сценарий
У каждого человека свой запас психической прочности. И если этот «лимит» недостаточно высок, а травмирующих ситуаций много (особенно в детстве), может возникнуть благодатная почва для развития жестокости и прочих психических нарушений.
Известный маньяк Джон Уэйн Гейси, которого в США часто называют «клоуном-убийцей», в детстве страдал от агрессивного поведения отца-алкоголика. Мальчику не повезло дважды: в 9 лет он стал жертвой педофила. Понятно, что должной психологической поддержки Джон не получил: у родителей, как нетрудно догадаться, имелись иные проблемы. Но до некоторых пор казалось, что Гейси справился с травмой: завел семью, упорно работал… а в 24 года изнасиловал подростка. Повторил сценарий из собственного детства — только с точностью до наоборот: теперь жертвой оказался другой парень. Гейси осудили на 10 лет и… выпустили через полтора года. Да, за примерное поведение: маньяки, как никто другой, способны затаиться и пустить пыль в глаза. Удивительно, что, выйдя из тюрьмы, он снова женился (какой убедил будущую супругу связать с ним жизнь— непонятно; впрочем, красноречие и некоторый магнетизм также отличают профессиональных маньяков). Теперь Гейси решил дарить людям радость: в костюме клоуна он выступал на разных мероприятиях. А вечерами ездил по городу на машине, пытаясь отыскать симпатичного парнишку. Он знакомился, втирался в доверие, привозил к себе домой, а затем пытал и насиловал. А когда чувствовал, что жертва умирает, начинал читать отрывки из Библии…
С 1972 по 1978 год он убил 33 человека.
Мама, прощай!
Если Гейси в детстве страдал от мужчин, то другой серийный убийца — Кэрол Эдвард Коул — с ранних лет был «мальчиком для битья» у родной матери. Родился Коул незадолго до Второй мировой, и пока отец был на фронте, мать постоянно изменяла мужу на глазах маленького сына, а потом жестоко избивала мальчика, чтобы тот не посмел ничего рассказать отцу. Даже после войны, когда отец вернулся домой, она продолжала бить ребенка.
Кошмар ждал Кэрола не только дома: в школе его дразнили за «девчачье» имя, пока он не додумался представляться вторым именем: Эдди. Но, вероятно, тотальная ненависть к женщинам уже дала ростки. Правда, первой жертвой Коула стал его одноклассник: десятилетний Эдди утопил мальчика в озере. Много лет эту смерть считали несчастным случаем, пока Коул сам не признался в убийстве. Вероятно, то была «проба пера»: после этого много лет Коул никого не убивал, разве что самого себя, и то неудачно. Человек явно не хотел жить и нуждался в помощи. Он даже обращался к психиатрам, делился своими нездоровыми фантазиями об убийствах женщин. Его некоторое время лечили, но вскоре отпускали с расплывчатым диагнозом «расстройство личности». В итоге расстройство обернулось серией трагедий: в 33 года Коул начал воплощать свои фантазии в жизнь. По признанию самого преступника, в течение 9 лет он убил как минимум 14 женщин. Возможно, и больше — он просто не помнил. «В каждой женщине я убивал свою мать», — не скрывая ненависти, заявил преступник. Зная его историю, это даже не вызывает удивления. Смертный приговор убийца оспаривать не стал: ведь однажды он уже пытался покончить с собой, но тогда его никто не услышал.
Обиженные девочки
Считается, что маньяками бывают только мужчины. Хотя известны и женщины — серийные убийцы. Правда, их немного. Самая известная — американка Эйлин Карол Уорнос.
Ее мать, Диана Уорнос, вышла замуж за отца Эйлин в 15 лет, в 16 родила сына, а за два месяца до рождения дочери подала на развод: отца Эйлин посадили за изнасилование и попытку убийства восьмилетнего мальчика. Эйлин Уорнос с папашей так и не познакомилась: он повесился в тюремной камере. Однако тот факт, что отец был плохим парнем, усвоила на всю жизнь. Возможно, и дед — тоже. Дело в том, что когда Эйлин было около 4 лет, мать оставила ее с братом на попечение бабушки и деда, а сама упорхнула в неизвестном направлении. Позже Эйлин заявляла, что дед ее изнасиловал, хотя эксперты считали ее утверждение сомнительным. С другой стороны, нельзя игнорировать тот факт, что все жертвы Уорнос — мужчины зрелого возраста. Самому молодому было 40 лет, самому старшему — 65. Вполне возможно, дедушка и не насиловал внучку, но та явно затаила на него обиду.
Примерно столетием раньше еще одна обиженная девочка, Джейн Топпан, превратилась в «медсестру из ада». Ее отец был душевнобольным, и поначалу Джейн воспитывалась в приюте. Потом ее удочерили. Но приемные родители оказались людьми скромного достатка, что только разозлило Джейн. К тому же приемная мать постоянно попрекала ее, ставя в пример родную дочь Элизабет. Джейн была зла на весь мир, но этого никто не замечал, так что она спокойно получила работу медсестры. Ей нравилось издеваться над больными. Сначала она вводила им наркотики и наблюдала за их состоянием на грани жизни и смерти, испытывая при этом невероятное возбуждение. Потом потребовались более сильные впечатления—и Джейн перешла к смертельным дозам. Естественно, со временем в больнице заподозрили неладное. Полиция доказала 11 убийств, сама Джейн Топпан призналась еще в 31 «эксперименте» с летальным исходом. Ее сочли умалишенной и заперли в психиатрической больнице, где до конца дней она находилась под действием психотропных препаратов. Такая вот ирония судьбы — еще один сценарий наоборот…
Первые звоночки
До сих пор мы говорили о преступниках, переживших серьезные травмы, имеющих дурную наследственность или несчастное детство. Но многие маньяки воспитываются в благополучных семьях, успешно учатся, имеют друзей — и вдруг ни с того ни с сего превращаются в монстров. Почему?
Начнем с того, что «вдруг» ничего не происходит. Обычные на первый взгляд проявления детской жестокости уже могут являться тревожными знаками, особенно когда речь идет о ребенке старше 6 лет. Предположим, девочка забыла покормить рыбок и увидела, что все они погибли. Или малыш в восторге хватает пушистого цыпленка и случайно душит его. Подобные инциденты могут вызвать у детей самые разные чувства—от ощущения глубокого горя до жалости и осознания своей вины. Но никак не радости и восторга. Поведение школьника, который с упоением мучает котенка или издевается над слабым одноклассником, должно насторожить взрослых. Конечно, не всегда, но в большинстве случаев детскую жестокость можно скорректировать и в будущем избежать массовых трагедий. Не надо искать оправданий странным действиям—лучше перестраховаться и посетить специалиста. Пока человек еще не научился хитрить, скрывая патологические черты под маской обаяния и порядочности.
Анастасия Стольникова