Алоха, «Гольф»!

Американцы "похитили" советскую подлодку с ядерным боезапасом

1500

Оаху — наверное, самый красивый из островов Гавайского архипелага, ставшего в 1959 году 50-м штатом США. Здесь, неподалеку от военно-морской базы Перл-Харбор, в бункере глубоко под землей находится Главное командование вооруженными силами США на Тихом океане.

Наученные трагедией Перл-Харбора в 1941 году, американцы окружили весь архипелаг многоярусной системой наблюдения и контроля, от которой не ускользнет ни один корабль или самолет. Один из этих рубежей проходит вблизи Тихоокеанских гаваней России. 24 февраля 1968 года со своей камчатской базы под командованием капитана I ранга Владимира Кобзаря вышла в океан на патрулирование дизель-электрическая подводная лодка К-129 (проект 629А, по классификации НАТО — Golf II). На борту ПЛ в расположенных за рубкой шахтах разместились три баллистические ракеты с ядерными боеголовками большой мощности. Имелась на лодке и пара ядерных торпед.

Американцы тут же взяли ее под контроль.

Ушли, чтобы не вернуться

К-129 — советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 629А
К-129 — советская дизель-электрическая подводная лодка проекта 629А

«Алоха, «Гольф»» («алоха» — «добро пожаловать» на древнем гавайском языке. – Прим. авт.), — мысленно поприветствовал продвигающуюся в его направлении К-129 американский оператор СИНСПАКа (Главного командования ВС США), взявший лодку на контроль с первых же миль ее похода. Следует отметить, что дизель-электрические ПЛ, движущиеся под водой с помощью гребных электромоторов, требуют периодического запуска дизелей для подзарядки питающих электромоторы аккумуляторов. Операция эта непростая, особенно в условиях морского волнения — в случае ошибки есть опасность проникновения воды через шноркель в отсеки ПЛ.

Место гибели
Место гибели

Поход К-129 протекал нормально до 8 марта, когда лодка не вышла в назначенное время на связь. И именно в этот день американский спутник будто бы зафиксировал в океане, примерно в 700 милях северо-западнее Гавайев, яркую вспышку, похожую на взрыв. 12 марта на поиск пропавшей ПЛ вышли десятки советских кораблей и самолетов. Однако 70-дневный поиск не дал результатов. В качестве причины гибели ПЛ рассматривались несколько версий, однако наиболее вероятным было столкновение с американской АПЛ «Суордфиш», осуществляющей слежение за К-129.

Дело в том, что эта подлодка примерно в середине марта заходила в один из японских портов для небольшого ремонта. К тому же уже был известен ряд столкновений под водой советских и американских ПЛ. В частности, та же «Суордфиш» уже сталкивалась однажды с советской С-176.

Так или иначе, официального заключения о причинах катастрофы так и не было сделано. Американцы по дипломатическим каналам поделились информацией о взрыве в океане, зафиксированном их спутником 8 марта, и спросили, не была ли это авария советского корабля. Но Москва от всего открестилась.

Тогда, поскольку любой корабль, о гибели которого не было заявлено, согласно международным морским законам, считается ничейным, за поиск К-129 взялись США. Была использована система гидроакустического обнаружения. Все записи ее датчиков в районе возможного нахождения лодки были тщательно изучены, но никаких признаков взрыва обнаружено не было. Лишь в одном месте был зафиксирован слабый сигнал, который навел на мысль, что К-129 перед падением на дно была полностью затоплена водой. Если так, то субмарина должна была покоиться в полной целости, и это только повышало интерес к ней.

Для проверки такого предположения было решено пожертвовать 1 дизельной ПЛ времен Второй мировой войны, которую следовало затопить, обеспечив предварительно свободный доступ воды внутрь ее прочного корпуса. В ходе этого эксперимента все звуки были записаны гидрофонами, и – о, чудо! — сигналы совпали с полученным ранее «подозрительным» шумом в районе поиска. После этого круг поисков сузился — американцы уже приблизительно знали, где искать «могилу» К-129. И вот в августе 1968 года перед глазами американских подводников предстала лежащая на глубине более 5 тысяч метров советская субмарина.

В клещах «Клементины»

По команде президента США за дело взялось ЦРУ, сумевшее заинтересовать в нем и привлечь экстравагантного миллиардера, любителя экзотических проектов Говарда Хьюза. Его фирма задумала и осуществила грандиозный проект «Азориан», частью которого стала операция «Дженнифер».

22 октября 1970 года военно-морской атташе СССР в Вашингтоне получил анонимное письмо, в котором сообщалось, что ВМФ США установил место катастрофы советской ПЛ и собирается поднять ее. В операции предполагается задействовать специальное судно «Гломар Эксплорер».

Действительно, это специально построенное для операции «Дженнифер» огромное судно, обладающее скрытым от глаз подводным доком, прибыло к месту катастрофы в 1972 году, якобы для поиска полезных ископаемых на дне океана. После проверки всех систем и имитации геологоразведочных работ (для ведущего наблюдение российского корабля) судно вернулось в порт для доработки, чтобы через 2 года, летом 1974-го, вновь зависнуть над погибшей советской лодкой. Основным орудием при подъеме лодки стал громадный агрегат, названный «Клементина», в честь знаменитой американской золотодобывающей драги XIX века. Новая «Клементина», имевшая огромные клешни-захваты, была доставлена на специальной барже, слегка притоплена и заведена под днище «Гломара», а затем подвешена к трубам, опущенным с этого судна. Трубы наращивались, как при обычном глубоком бурении, и «Клементина», постепенно опустившись, зависла точно над целью. Начался подъем, по мере которого трубы свинчивались, пока добыча «Клементины» не оказалась в доке «Гломара».

Темные пятна операции «Дженнифер»

Понятно, что ЦРУ интересовало вооружение лодки и еще более — имеющиеся на ней секретные шифры и коды, с помощью которых можно было бы прочесть всю информацию советского ВМФ, годами записываемую спецслужбами США. Сегодня нельзя определенно сказать, что из этого попало в руки американцев, с уверенностью можно говорить лишь о ядерных торпедах, находившихся в носовых торпедных аппаратах. Дальше американцы не пошли: поскольку Советскому Союзу уже стало известно об осуществленном американцами подъеме К-129, правительство США, желая избежать скандала, запретило попытки подъема оставшихся на дне частей лодки. «Гломар» находился над местом гибели лодки с 5 июля по 13 августа 1974 года. За эти 39 дней можно было многократно повторить операцию подъема, занимающую не более нескольких суток. В связи с этим интересно исследование американского журналиста Питера Тула, опубликованное в газете «Вашингтон Пост» 20 марта 1975 года. По его расчетам лодка, принявшая при аварии (первопричины которой неизвестны) сотни тонн воды, проваливалась на глубину 5 км со скоростью около 80 км/ч и при ударе о дно должна была неизбежно разрушиться. В этом случае ЦРУ, предварительно обследовав место аварии, было прекрасно осведомлено и заранее решило, какие части ПЛ следует поднимать в первую очередь. В пользу этого говорит и тот факт, что потайной док «Гломара» имеет длину всего 61 метр, тогда как лодка — 99 метров. Следовательно, американские специалисты, проектировавшие «Гломар», заранее знали, что предстоит подъем предметов длиной не более 60 метров.

Долгое время сохранялись неясности по поводу судьбы найденных на поднятых частях лодки тел погибших советских моряков. В октябре 1992 года тогдашний директор ЦРУ Гейтс на встрече в Москве передал президенту Ельцину видеопленку с записью торжественного ритуала захоронения в море тел советских моряков, обнаруженных в поднятых отсеках. При этом были подняты флаги США и советских ВМС, исполнены гимны обеих стран, прочитаны заупокойные молитвы на английском и русском языках. Правда, видеофильм отразил похороны только шестерых подводников, тогда как вместе с К-129 погибли 97 человек, часть из которых, вероятно, навечно остались в глубинах океана с не поднятыми на поверхность частями лодки.

Анатолий Буровцев,
Константин Ришес

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии