Несостоявшийся апокалипсис

997

Как известно, в 1962 году в ходе Карибского кризиса мир стоял на пороге третьей мировой войны, могущей перерасти в ядерную. 27 октября — в знаменитую «черную субботу» — над Кубой советскими зенитчиками был сбит американский разведчик U-2 и обстреляны два самолета фоторазведки. Принято считать, что после этого конфликт пошел на убыль, а ядерная война так и осталась миражом прошлого. Однако недавно рассекреченные данные свидетельствуют: от ядерного апокалипсиса тогда нас спасло только… здравомыслие американского офицера!

Нет войне

Тогда, 27 октября 1962 года, уровень боеготовности американских войск был поднят до красного (DEFCON 2 — «на грани ядерной войны»), и на следующий день на секретную ракетную базу США на Окинаве пришел приказ… на запуск четырех крылатых ракет с термоядерными боеголовками, по 1,1 мегатонны на каждую. Их дальность полета была достаточной, чтобы доставить свой смертоносный груз до Владивостока. Аналогичные приказы по радиосвязи получили еще три базы на тех же островах, и перепроверка показала, что ключ шифра совпадает с тем, что содержится в секретных конвертах на случай ядерной войны.

Однако капитан Уильям Бассетт, управляющий пуском офицер, почуял неладное. Во-первых, три из четырех целей располагались не на территории СССР как наиболее вероятного противника — и вскоре Бассетту позвонил сослуживец, рассказавший, что в его списке также есть несоветские цели. Во-вторых, приказ на пуск должен был сопровождаться поднятием уровня боеготовности до белого (DEFCON 1 — «неизбежная ядерная война»), чего сделано не было. В принципе, командование могло отдать приказ на пуск, не поднимая уровень боеготовности из соображений оперативности, если засекли бы советские ракеты, летящие на Окинаву, — однако американские базы никто не бомбил.

Бассетт, понимая последствия запуска ядерных ракет, немедленно выставил у поста пуска двух вооруженных солдат с приказом мгновенно застрелить лейтенанта, державшего палец на «красной кнопке», если он вздумает нажать на нее без устного приказа старшего офицера или без официального повышения уровня боеготовности до DEFCON 1. Сам же капитан позвонил в центр управления и затребовал четкие инструкции. Содержания разговора мы не знаем, однако в конце концов была получена команда на отмену пусков.

 Фальшивое нападение

Похожий инцидент произошел уже в нашей стране в 1983 году в ночь на 26 сентября. На командном пункте системы предупреждения о ракетном нападении в советском Серпухове-15 на табло внезапно загорелось: «Старт». Это означало, что зафиксирован запуск американской ракеты с ядерной боеголовкой.

Запустили процедуру проверки данных: все 30 параметров совпали. Значит, точно пуск. Более того, компьютер продолжал выводить все новые данные: второй, третий, четвертый пуск с той же базы… Загорелось табло «Ракетное нападение».

Перед дежурившим тогда за пультом Станиславом Петровым встал выбор: за 10 минут после пуска, в которые еще возможен ответный удар, принять решение. По им же написанной инструкции он должен был нажать на кнопку готовности и предоставить право последнего решения генсеку страны. Однако Петров решил нарушить правила. Его смущали две вещи: во-первых, со спутников следов пуска не было видно, и во-вторых, при настоящем нападении старт был бы зафиксирован не с одной базы, а сразу со многих. Как выяснилось позже, советские спутники-наблюдатели в тот вечер выстроились в редкую конфигурацию и приняли за отблеск работающих двигателей отражение солнца от облаков, что привело к ложному срабатыванию системы предупреждения о пуске.

Правда — это ложь

Однако история на этом не закончилась — случайности продолжали наслаиваться одна на другую, и уже спустя несколько дней мир вновь оказался на грани ядерной войны.

Ответственные за проведение учений «Опытный лучник» 1983 года: Рональд Рейган, Маргарет Тэтчер и другие
Ответственные за проведение учений «Опытный лучник» 1983 года: Рональд Рейган, Маргарет Тэтчер и другие

В ноябре подразделения стран НАТО начали учения «Опытный лучник — 83», в рамках которых отрабатывался следующий сценарий: СССР вторгается в Европу с применением химического оружия, а страны Запада наносят Советам ядерный контрудар. В ходе учений было отработано повышение уровня угрозы до DEFCON 1 («неизбежная ядерная война»). Американцы и не подозревали, по какому лезвию бритвы движется мир: русские, взвинченные только что случившимся инцидентом с фальшивым пуском ракет, восприняли учения всерьез. В самом деле, а вдруг DEFCON 1 настоящий?.. Тогда — конец.

Агентура КГБ и ГРУ получила приказ отслеживать малейшие признаки пуска американских ядерных ракет. Все учебные полеты в Польше и ГДР прекратились, зато участились разведывательные. Такая реакция на рядовые учения была столь необычна, что американцы, когда разведка доложила о них, поначалу попросту не поверили. Забавно, но произошло это потому, что те тезисы, которые Политбюро доносило до своих заокеанских соперников через советские газеты, американская разведка считала пропагандистской ложью и потому не докладывала о них вовсе. А СССР тем временем уже давно предупреждал Штаты о недопустимости развертывания ПРО в Европе. И лишь в мае 1984 года главу ЦРУ Уильяма Кейси и президента Рональда Рейгана продрало морозом от осознания факта, что советские газеты говорили правду и СССР действительно готовился нанести ответный ядерный удар!..

Всё обошлось

Всего с конца 1970-х годов СССР и США несколько раз экстренно решали вопрос, наносить ли ответный ядерный удар. К счастью, все ответы на этот вопрос были отрицательными.

Так, 9 ноября 1979 года компьютеры Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (НОРАД) и Национального военного командного центра Пентагона показали массированный пуск советских ядерных ракет. В воздух были подняты истребители ПВО, пусковые установки крылатых ракет были предупреждены о готовности, а также была запущена процедура эвакуации президента в «борт №1» — самолет, из которого он мог продолжать руководить страной после ядерного удара. Однако перепроверка данных не подтвердила информацию. Как выяснилось позже, срабатывание произошло из-за случайной загрузки в компьютеры учебной программы по отработке нанесения ответного ядерного удара.

3 июня 1980 года американские компьютеры также выдали информацию о пусках ракет с советской территории, и ракетные силы США были приведены в боевую готовность. Однако военных смутило количество выпущенных боеголовок: компьютер то выдавал число 2, то 0, то вдруг 200. Перепроверка данных выявила дефектный узел компьютера, который и выдавал случайные числа о количестве ракет.

Наконец, запуск норвежскими и американскими учеными метеорологической ракеты 25 января 1995 года у берегов Норвегии чуть было не привел Землю к ядерной зиме. Дело в том, что траектория ракеты совпала с траекторией возможной крылатой ракеты из США, и президент России Борис Ельцин в экстренном режиме даже начал совещание об ответных мерах. Впрочем, как видим, все обошлось.

Надеемся, все будет обходиться и в дальнейшем.

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии