В последние несколько лет интерес к прошлому Калининградской области стал уделом не только специалистов или неравнодушных жителей. Создание архитектурного бюро «Сердце города» и международные конкурсы показали, что власти решили развивать город с опорой на историческое наследие.
В 2014 году «Студия 44» Никиты Явейна представила новый облик территории вокруг Дома Советов, взяв за основу плотную малоэтажную застройку Кёнигсберга. В 2015 году победитель конкурса «Пост-замок» Антон Сагаль предложил строить главное здание в Калининграде со вниманием к «памяти места» и с восстановлением нескольких узнаваемых строений Королевского замка.
Свои шаги навстречу истории сделали и власти Калининграда. Они снесли «Старую башню», освободив Центральную площадь под фан-зону к ЧМ-2018.
Однако все планы по развитию центра Калининграда начинаются с требования сохранить руины Королевского замка и обеспечить их существование в качестве музейных экспонатов. В нынешнем году исполняется 15 лет с начала последних масштабных раскопок на месте взорванного замкового комплекса. С 2001 по 2007 год при финансовой помощи немецкого журнала «Шпигель» археологи провели работы сразу в нескольких точках замка.
Со стороны Института археологии РАН их курировал Владимир Кулаков, а со стороны областного Историко-художественного музея — Анатолий Валуев. Заместитель директора учреждения рассказал корреспондентам Калининград.Ru о том, как проходили раскопки на месте Королевского замка.
«На метровой глубине мы найдём конструкции башни»
По словам Анатолия Валуева, работы на деньги «Шпигеля» — далеко не первые раскопки на месте нынешней Центральной площади. Они велись и в 50-х годах, и в конце 60-х — при разборке руин замка. В постсоветское время интерес к этой теме проявился в 1993 году. Тогда известный калининградский историк Сергей Трифонов убедил мэрию, что до начала строительства «Старой башни» необходимо провести исследования. Раскопки начались на месте будущего уличного кафе «Олег».
Сергей Трифонов выдвинул идею раскопать башню фогта Лиделау 13-го века, принадлежавшую к северному флигелю. Кстати, торговый центр был назван «Старой башней» именно по этой причине. Трифонов говорил, что на метровой глубине мы найдём конструкции башни, которые после раскопок накроют куполом. Смотровая площадка фундамента башни фогта Лиделау должна была стать центром притяжения в новом торговом комплексе. Сергей Трифонов собирался даже брать деньги со всех желающих посмотреть, как работают археологи.
Однако этим планам не суждено было осуществиться. Археологи сделали раскоп размером 4 × 5 метров и глубиной 4,5 метра, но не нашли там ничего, кроме глины. Это значило, что они попали за внешние пределы замковой стены. Дальше грунтовые воды стали активно заполнять котлован, и работы пришлось остановить.
Группа под руководством Владимира Кулакова и Анатолия Валуева продолжила раскопки — но уже в другом месте. Специалистам необходимо было соотнести существовавшие на бумаге планы замка с реальной местностью. Это позволило бы избежать попаданий мимо фундаментов замка при последующих раскопках. Для такой цели археологи выбрали бывший юго-восточный угол замка, где на поверхности виднелись остатки кирпичной кладки.
Королевский замок — не сооружение, построенное в короткое время в своём окончательном виде. Это композиция из зданий и стен разных эпох — от 13-го до 20-го века. Замок постоянно перестраивался. Одни сооружения сносились, другие — возводились, а помещения меняли свои функции.
Для обозначения частей замка (флигелей) используют стороны света. Западная часть (с раскопанными подвалами и смотровой площадкой) — вдоль нынешнего Ленинского проспекта напротив «Плазы». Северное крыло — вдоль улицы Шевченко. Восточное — со стороны Дома Советов. Южное — вдоль съезда на Московский проспект. Самый узнаваемый символ Королевского замка — главная башня — располагалась на юго-западе, возле нынешнего входа в подземный переход.
Там специалисты нашли следы бывшей замковой площади — Шлоссплатц, а также большое количество рухнувшей с крыла Унфрида резной облицовки из песчаника. Часть этих элементов попала в экспозицию музея. Другую часть и сейчас можно видеть рядом со смотровой площадкой, в экспозиции под открытым небом.
«Работа была чрезвычайно опасной»
В 2001 году журнал «Шпигель» обратился к губернатору Владимиру Егорову. Немцы за свой счёт хотели проверить несколько версий о возможном месте нахождения Янтарной комнаты. Историко-художественный музей взял на себя ответственность по организации раскопок, а Владимир Кулаков подтвердил своё участие как научный руководитель работ. И хотя задачей «Шпигеля» был поиск Янтарной комнаты, раскопки велись по всем методам археологии — с детальной проработкой планов и фиксацией находок.
Первоначально специалисты должны были раскапывать фундаменты северного флигеля. По свидетельствам двух солдат вермахта, перед штурмом Кёнигсберга они опускали тяжёлые ящики в глубокие подвалы ресторана «Блютгерихт» («Кровавый суд»).
Однако позже выяснилось, что «Старая башня» и её коммуникации расположились как раз на месте северного флигеля. Вести там раскопки было невозможно — ведь никто не мог гарантировать успех поисков. Археологи сделали пробный раскоп в стороне от «Старой башни», но снова попали лишь на глину — в этот раз внутри замкового двора перед входом в ресторан «Блютгерихт».
Тогда представители «Шпигеля» поняли, что работать на этой территории проблематично. Они согласились на предложение археологов переместить раскопки ближе к подземному переходу. По свидетельствам других солдат, ящики с Янтарной комнатой опускали в подвалы соседнего, западного флигеля. К тому же существовали версии, что под этими подвалами может находиться подземный этаж с неисследованными хранилищами. Но в 2001 году археологи успели найти лишь фундаменты главной башни — они сохранились и до нашего времени.
В 2002 году на Центральной площади продолжились работы. Помимо помощи в поисках Янтарной комнаты, калининградские специалисты преследовали и свои интересы. Они надеялись найти остатки коллекции из музея «Пруссия». С 1925 года в южной части замка размещалась крупнейшее в Европе экспозиция предметов археологии, искусства и вооружения.
Время с 2002 по 2005 годы ушло на раскопки подвалов западного флигеля. Калининградцы и туристы со смотровой площадки наблюдают результаты именно этих тяжёлых работ.
Глубина подвалов достигала семи метров. Работа была чрезвычайно опасной: борта раскопов постоянно осыпались, приходилось ставить распорки. К тому же на углу со стороны Ленинского проспекта стояла огромная рекламная конструкция «Дарфи-клуба», перекрывавшая половину подвалов западного флигеля. Около двух лет никак не получалось договориться с владельцами и её убрать. Представьте: очень узкий раскоп, вокруг — висящие глыбы, а наверху — гигантская реклама. Но никаких ЧП не случилось.
Результаты раскопок опровергли большинство предположений. Янтарной комнаты в подвалах не оказалось. В одном углу археологи нашли много сгоревших ящиков со спёкшимся содержимым. Однако взятые пробы указали, что это остатки провианта со складов «Блютгерихта» — муки и специй.
В другом углу подвала специалисты нашли склад медикаментов со множеством пузырьков и флаконов. Кроме того, по всему полу в разных местах под завалами лежали погнутые карабины Маузера, штык-ножи и амуниция. «Видимо, после войны эти вещи никого не заинтересовали. Оружия и инвентаря по всему городу было больше и в лучшем состоянии», — объясняет Анатолий Валуев.
Не подтвердились и версии о хранилищах ниже уровня подвалов. Во время работ археологи несколько раз приглашали специалистов с георадарами — устройствами, позволяющими заглянуть под землю.
Выявленные ими «аномальные зоны» при раскопках оказались старыми колодцами, засыпанными строительным мусором и обломками замка. После бомбёжки английской авиации в 1944 году перемешанные кирпич, дерево и стекло разровняли и забетонировали. На верхний уровень пола немцы положили сохранившуюся базальтовую плитку 14-го века, которую сегодня можно увидеть со смотровой площадки — если из подвалов замка откачана вода.
«Здорово, что у нас есть подлинник этого медальона»
А вот калининградским археологам и музейщикам тогда повезло. К 2005 году они получили много полезной информации и собрали большое количество исторических находок.
В первую очередь специалисты уточнили место расположения ещё важной части Королевского замка — Дома Конвента. Он был разобран ради строительства западного флигеля ещё в 16 веке, но его подземные конструкции достаточно хорошо сохранились. В будущем их также можно музеифицировать.
Кроме того, надежды на сохранившиеся находки из музея «Пруссия» полностью оправдались. Археологи нашли множество экспонатов — огромные каменные пушечные ядра, наконечники копий и дротиков, фрагменты шпаг и мечей, спусковые механизмы от кремниевых ружей и большое количество деталей интерьеров. Среди них, например, — элементы из зала рыцарей «Ордена Чёрного орла».
Самой загадочной находкой стала серебряная шкатулка, обнаруженная в 2005 году. В ней хранились 11 предметов оккультной или астрологической направленности разных периодов — с 16-го по конец 18-го века. Сама она покрыта некими «магическими» формулами, которые, по словам Анатолия Валуева, пока никто не расшифровал. Эта коллекция, по одной из версий, могла передаваться прусским правителям по наследству. По другой версии, таинственная шкатулка принадлежала Фридриху Вильгельму II, который занимался магией и алхимией.
Сейчас эта коллекция выставлена в бункере «Блиндаж». Там у нас есть специальная «Чёрная комната», в которой мы говорим о разных тайнах и загадках. В шкатулке хранились парные и одиночные предметы.
Там были перстень великого магистра ордена Розенкрейцеров, одного из масонских течений Германии, и интересный медальон-подвеска в оправе из золота с подставкой из гематита с магическими знаками. Там были два медальона с зашифрованными кабалистическими знаками, которые не могли расшифровать даже в Иерусалиме. Там были интересные парные медальоны, эскизы которых немецкому профессору Дитеру Харменингу удалось найти в Париже в хрониках Екатерины Медичи.
В них описывается, что у неё долгое время было слабое здоровье и не было детей — но жизнь королевы Франции изменилась с появлением этого медальона. Здорово, что у нас есть подлинник этого медальона — единственный в мире.
Наконец, при раскопках подвалов западного флигеля нашли множество архитектурных элементов Королевского замка от 14-го до 20-го века. Собранные фризы, колонны, перила и другие детали также выставлены на смотровой площадке. Специалисты надеются, что в будущем они могут быть использованы в коллекции музея по истории замка.
Завершив этот этап раскопок в 2005 году, археологи обустроили вокруг фундаментов западного флигеля смотровую площадку. Федеральное министерство культуры выделило средства на возведение навесов, часть из которых и по сей день пытается защищать руины от дождя и снега. Тогда же журнал «Шпигель» согласился продлить финансирование на раскопки в другой, юго-восточной части замка.
В 2006 и 2007 годах работы проводились возле Дома Советов. Именно там находились собрания залов искусств Королевского замка — знаменитой Кунстхалле. Кроме того, в юго-восточном крыле на втором этаже в войну находилась и Янтарная комната.
Археологи вскрыли подвалы, один из которых использовался как замковая котельная. Здесь же специалисты нашли часть подземного хода, который уходит на восемь метров под землю и упирается в нынешнюю подпорную стену вдоль съезда на Московский проспект. Этот ход, несколько раз меняющий своё направление, можно проследить только на 25 метров. «Многие считают, что этот ход под Преголей идёт к могиле Канта. Правда это или нет — установят будущие исследователи», — резюмирует Анатолий Валуев.
Последними находками археологов на Центральной площади стали предметы, до войны хранившиеся в южном флигеле, в собраниях Кунстхалле. Специалисты передали в музей фрагменты посуды, обломки скульптур и медали. Кроме того, под бывшей замковой стеной археологи раскопали колодец 14 века. В его верхней части нашли фрагменты изразцов 16-го и 17-го веков, а также другую керамику. Но добраться до дна колодца тогда не удалось — наступила зима.
«А что нам немцы?»
Археологи рассчитывали продолжить работы в 2008 году, но у журнала «Шпигель» сменилось руководство. Новые управляющие обвинили прежних в излишних тратах и решили свернуть проект. Напоследок немцы решили выделить миллион рублей. За эти средства удалось бы закончить работы на южном флигеле, полностью раскопать колодец, законсервировать руины, выполнить благоустройство Центральной площади и сделать выставку. По свидетельству Анатолия Валуева, такое предложение не вызвало интереса у нового губернатора области.
Тогда Боос сказал: «А что нам немцы? Что, мы сами денег не найдём?» Да и по ходу раскопок нас постоянно посещали чиновники — не только местные, но и из Москвы. Все нас хвалили, говорили: «Копайте больше, здесь всё равно будет музей». Но в тот момент ответа на предложение «Шпигеля» не поступило ни из областной администрации, ни из городской.
«Немецкая» часть работ на этом закончилась. До 2009 года территория у Дома Советов принадлежала одной из структур министерства культуры, а позже — передана Историко-художественному музею.
На Совете по культуре в областном правительстве не раз поднимался вопрос, что делать с раскопанными руинами. «Инвесторы, которые должны были возводить на месте восточного флигеля 5-звёздочную гостиницу, финансировать консервацию руин и строительство купола, тоже появлялись и исчезали», — вспоминает Анатолий Валуев.
«История есть история»
Областное министерство культуры регулярно выделяет средства на охрану территории вокруг раскопанного западного флигеля и ремонт навесов. Каждую весну, когда в Калининграде проводится «Музейная ночь», из раскопанных подвалов откачивают воду, а возле Дома Советов устанавливают выставки. Они рассказывают об истории Королевского замка и замковых музеев, а также об археологических работах в регионе.
Два других раскопа, юго-восточный и южный, лишены даже такого внимания. Они не накрыты от осадков и медленно разрушаются. Впрочем, состояние подвалов западного флигеля тоже ухудшается. Некоторые своды обвалились, а навесы над местом раскопок пришли в негодность.
Анатолий Валуев рассчитывает, что рано или поздно это историческое место в центре города приобретёт достойный облик. По мнению специалиста, территория у Дома Советов может стать одной из главных достопримечательностей — в том числе и благодаря конкурсам «Сердца города».
При этом замдиректора Историко-художественного музея подчёркивает, что интерес к довоенной истории — это не стремление вернуть чужую культуру. Историю Кёнигсберга и Восточной Пруссии Анатолий Валуев рассматривает не как немецкое, а как мировое достояние.
Место, где стоял Королевский замок, связано с важнейшими страницами европейской и русской истории. Свой след в истории в связи с ним оставили многие выдающиеся личности.
С одной стороны это основатель замка Отокар Пшемысл, правители Тевтонского ордена, герцоги и короли Пруссии. Но с другой стороны — послы Василия III, которые вели переговоры в замке с магистром ордена Альбрехтом, Николай Коперник, Александр I в период наполеоновских войн и сам Наполеон. Это и русские генерал-губернаторы во время Семилетней войны — в частности, Василий Суворов.
При нём, кстати, было достроено восточное крыло замка — именно там во время поездки в Кёнигсберг жил его сын, великий полководец Александр Суворов. История есть история — она принадлежит всем.