Проклятие алмаза Хоупа

1337

В начале февраля этого года в Национальном музее естественной истории при Смитсоновском институте (Вашингтон, США) произошло трагическое, но, на первый взгляд, не слишком примечательное событие. Посетитель музея Алан Циммерман, фотографировавший, как пишет пресса, «жемчужину местной коллекции», крупнейший в мире синий бриллиант (45,52 карата) Хоупа, внезапно рухнул на пол и скончался, как позже выяснилось, от инфаркта. Заокеанские СМИ тотчас раззвонили о «21-й жертве бриллианта, настоящего серийного убийцы». Публике напомнили, что до Циммермана бриллиант отправил к праотцам многих своих владельцев: от французского авантюриста и торговца древностями Жана-Батиста Тавернье до Людовика XIV.

Мы попробуем разобраться в подоплеке мифа о смертоносных свойствах самого знаменитого синего бриллианта, находящегося в Новом Свете.

Мартиролог бриллианта

Если верить «абсолютно достоверным данным», тиражируемым даже вполне серьезными изданиями, то жертвами алмаза Хоупа в разные годы становились практически все его владельцы или те, кому он был подарен: от безымянного священника, некогда похитившего чудо-камень в индуистском храме, до привезшего его к Версальскому двору Жан-Батиста Тавернье, от супружеской пары, владевшей бриллиантом в начале XX века (и утонувшей на «Титанике»), до британского аристократа Генри Филиппа Хоупа, по имени которого названа драгоценность.

Как же «убивает» алмаз Хоупа тех, кто ему «не нравится»? Согласно традиционной версии — насылает проклятие. Как обрел дар насылать смертоносные проклятия этот чудо-камень? Традиционный ответ таков: некогда он украшал статую языческой богини Ситы, которая и наделила алмаз способностью насылать проклятие — в отместку за то, что камень некогда был похищен у нее.

К сожалению, рамки публикации не дают возможности рассказать о каждой (мнимой) жертве нашего «серийного убийцы», а потому рассмотрим лишь некоторых. Взять, допустим, того же Жан-Батиста Тавернье, привезшего его из Индии во Францию. Вопреки «достоверным данным» о его «мучительной смерти», вскоре-де последовавшей за этим событием, наш француз — что прослеживается по документам — дожил до глубокой старости и мирно почил, перебравшись в Россию.

Эдвард Бил Маклин и его жена, наследница Эвелин Уолш-Маклин. 1912 год
Эдвард Бил Маклин и его жена, наследница Эвелин Уолш-Маклин. 1912 год

Или вспомним Эвелин Уолш-Маклин, светскую львицу из Вашингтона, владевшую алмазом с 1912 до 1947 года. Да, в ее семье произошло немало неприятностей, но она сама так и не стала жертвой нашего «серийного убийцы». Несмотря на то что обращалась с оным, мягко говоря, без всякого почтения — в том числе надевая алмаз на шею своему любимому псу.

Ох уж эта реклама…

Но откуда же тогда пошли устойчивые слухи о смертельных свойствах камня? В 1910 году владельцем данного артефакта стал ювелир Пьер Картье. Судя по всему, для того чтобы взвинтить стоимость камня, предназначенного для перепродажи, мсье Картье принялся давать прессе многочисленные интервью о «смертоносном даре» алмаза. И, как говорится, преуспел «от противного»: именно для того чтобы развеять подобные мифы, камень у Картье приобрела уже упоминавшаяся нами Эвелин Уолш-Маклин, дочь владельца знаменитой газеты The Washington Post. И приобрела она его за цену, вдвое большую, чем та, по которой наш индийский скиталец достался самому Картье.

Что ж, в период с 1912 по 1947 год американская пресса писала лишь о смелых экспериментах, проделываемых отважной женщиной для того, чтобы развенчать все байки легендарного ювелира. Но потом, уже после смерти Эвелин, камень перешел в руки очередного ювелира — Гарри Уинстона. И пошла реанимация известных страшных мифов.

Посетители Смитсоновского института любуются алмазом "Надежда"
Посетители Смитсоновского института любуются алмазом «Надежда»

Тут все просто: мистеру Уинстону, прославившемуся «алмазными балами», требовалась, в современной терминологии, удачная PR-акция, пропагандирующая такие шоу. В результате Гарри Уинстону пригодился опыт его коллеги Картье, и ювелиру, в 1958 году передавшему алмаз Хоупа в дар Смитсоновскому институту, уже не пришлось изобретать рекламный «велосипед».

Месть богини

Между тем, если почитать десятки статей о камне-«убийце», коих с 1910 года скопилось свыше двух тысяч (!), можно прийти к выводу: алмаз Хоупа «насылал проклятия» не только на своих владельцев, но и на тех, кто не верил в мифы о нем, сомневался в силе богини Ситы либо просто не нравился ему.

Может быть, у кого-то возникает вопрос, не боится ли автор, явно усомнившийся в смертоносных свойствах камня, что несчастье постигнет и его? Что ж, у читателей будет возможность это проверить. Если на протяжении пары-тройки ближайших лет ваш покорный слуга сможет по-прежнему публиковаться — сочтем, что пронесло…

Сказанное не стоит относить на счет одной лишь смелости автора. И тут дело даже не в том, что Сита, у которой-де некий монах похитил знаменитый алмаз, — вовсе не «языческое божество мести», как о том нередко пишут, но, согласно индийскому эпосу «Рамаяна», воплощение Лакшми — богини красоты. Дело в том, что поклонники и популяризаторы версии о камне-«убийце» по каким-то неведомым причинам не поинтересовались: а единственный ли в своем роде этот самый алмаз Хоупа? Нет ли у него, скажем так, «сводного брата», тоже некогда украшавшего статую богини Ситы, а потом «насильно перемещенного» в Европу?

Ведь если такой «сводный брат» имеется, то и он, подобно алмазу Хоупа, просто-напросто обязан обладать «даром насылать проклятие». Ибо трудно поверить, будто Сита «отомстила» только за один похищенный у нее алмаз.

Мы не поленились поискать и обнаружили такого «родственника» у героя нашего повествования. Дальше мы немного расскажем о том, какую роль он сыграл в судьбе владельцев. А пока отметим: до сих пор нет достоверных данных, согласно которым первый европейский владелец алмаза Хоупа именно «похитил» этот раритет, а не купил его у индийских контрабандистов, имевших свою лавчонку на реке Кришне (юго-западная Индия). Между прочим, там же приобрел другой аналогичный камень — 42,92 карата – видимо, действительно украденный кем-то со статуи Ситы и проданный владельцам сей лавчонки, наш с вами земляк Михаил Терещенко.

Сокровище первого русского олигарха

Можно долго дискутировать о том, покупали ли француз Тавернье и россиянин Терещенко свои будущие драгоценности в сомнительной лавчонке на берегу реки Кришны или приобретали оные у индийских владельцев Коллурских копей. Объективно установить это уже нельзя. Но для нас важно другое: все специалисты, исследовавшие как алмаз Хоупа, так и алмаз Терещенко, сходятся в одном — эти камни имеют одно происхождение. Если и вовсе не являются частью единого супер-алмаза, некогда похищенного неизвестными со статуи той самой богини красоты Ситы.

Слава богу, но судьбу Терещенко, владевшего в дореволюционной России сахарными заводами и заодно вторым в мире по величине синим алмазом, нам гораздо легче проследить, чем участь многочисленных (и не всегда достоверных) зарубежных владельцев алмаза Хоупа. «Сводный брат» нашего «серийного убийцы» — к слову, как и алмаз Хоупа, подвергавшийся огранке (по заказу Терещенко) у ювелира Картье, — сыграл в роли первого русского олигарха положительную роль.

Посудите сами. Михаила Терещенко, ставшего министром иностранных дел Временного правительства, в ходе революции арестовали в Зимнем дворце и заточили в Петропавловской крепости. Пропускным билетом на свободу для него стал как раз «сводный брат» алмаза Хоупа. Именно в обмен на алмаз большевики позволили «приспешнику частного капитала» выйти из узилища и затем эмигрировать с семьей из России.

Отметив, что впоследствии «родственник» алмаза Хоупа всплыл на аукционе «Кристис» (14 ноября 1984 года), был куплен там за 4,6 миллиона долларов ливанским торговцем бриллиантами Робертом Моувадом и с тех пор присутствует во всех соответствующих каталогах под именем «Голубой Моувад» (Mouawad Blue), подведем итог нашего небольшого расследования.

Если первому в мире по размерам синему алмазу Хоупа лишь приписывались смертоносные свойства, то второй по размерам — и идентичного происхождения — однозначно спас своему владельцу (а также его близким) жизнь.

Вместо заключения

«Ну а как быть с ничем не объяснимой новейшей смертью Алана Циммермана? — спросит нас иной скептик. — Разве вам не кажется странной столь скоропостижная гибель мужчины, которому едва исполнилось 40 лет?»

Кажется. Однако для того, чтобы утверждать, будто оная смерть не была вызвана естественными причинами, связанными со здоровьем, нам пришлось бы исследовать больничные книги того, кто еще в конце 2015 года планировал создать первую в мире голографическую копию алмаза Хоупа. А такой возможности у нас, увы, нет.

Между тем мы, конечно, не можем исключить наверняка, что алмаз Хоупа обладает все же некими паранормальными свойствами. Но, опять же, для того чтобы убедиться в наличии или отсутствии оных, требуется провести беспристрастное исследование камня. Провести в исполнении специалистов, разбирающихся в столь тонких материях. А пока таких исследований как не было, так и нет.

Посему, исходя из объективных данных, можно констатировать только одно. Вероятнее всего, сведения о «смертоносных свойствах» легендарного индийского алмаза — популярная городская легенда, красивый миф. В оных мифе и легенде, впрочем, нет ничего предосудительного. Ведь, признаться, если бы не они, миллионы людей во всем мире вряд ли заинтересовались бы этим сокровищем, ныне выставленным на обозрение только в США и всего четырежды за историю покидавшим родной музей.

Антон Шандоров

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии