Как спасти свои сбережения (если они у вас есть) от инфляции, биржевых крахов, смены правительства, войн и других печальных и разорительных событий? Долгое время самым надежным гарантом безбедного будущего считались набитые золотом и запрятанные в глубокие подвалы сундуки. Но в XXI веке это уже не модно, да и неудобно. Цена на золото хоть и достаточно стабильна, но сравнительно невысока — 30-40 долларов за грамм. Так что если вы накопили миллионы, но справедливо не доверяете ценным бумагам и при этом желаете компактно хранить свои сбережения, то отложите в сторону золотые слитки и выбирайте что-нибудь другое. Например…
Можно, но не стоит
Рог носорога — довольно экзотический и откровенно криминальный способ сохранить свои сбережения. Да, сейчас за один носорожий рог перекупщики в ЮАР готовы платить до 200 тысяч долларов (примерно 100-120 долларов за один грамм). Но эта высокая цена основана на легендах, будто данный атрибут повышает потенцию, возвращает молодость и творит еще многие чудеса. Все это — откровенная чушь, а потому такое капиталовложение весьма сомнительно. Оно чревато тем, что носороги на Земле скоро переведутся, а бизнес на них сделают лишь браконьеры. И то вряд ли.
Еще один способ сохранить наличность — вложить ее в LSD, он же диэтиламид лизергиновой кислоты. Его стоимость — около трех тысяч долларов за грамм в кристаллах. Тоже не самый удачный вариант, так как подобный вклад вызовет интерес у известных органов. В результате денег вы своих лишитесь и плюс к этому быстро окажетесь где-нибудь на лесоповале. Трудно будет доказать, что вы всего лишь заботились о благосостоянии своих потомков.
Плутоний — четыре тысячи долларов за грамм. Цена стабильная, но… этот металл радиоактивен, что вызывает серьезные проблемы с хранением. К тому же органы безопасности любой страны (к ним подключатся террористы со всего мира) будут еще более назойливо, чем в случае с LSD, интересоваться вашей личностью.
Лечим дорого
Солирис (экулизумаб) — 17 тысяч долларов за грамм. Нерадиоктивен, нетоксичен. Солирис — это лекарство от достаточно редкой болезни под сложным названием пароксизмальная ночная гемоглобинурия. Во всей Европе и Северной Америке от нее страдают 8-10 тысяч человек. Продается солирис не граммами, а раствором, рассчитанным на курс лечения. Понятно, что реализовать его при необходимости будет не так-то просто. А если вдруг ученые найдут более дешевую замену, тогда ваши сбережения в виде раствора солириса резко упадут в цене.
Тритий («сверхтяжелая» вода) — 30 тысяч долларов за грамм. Запасы трития в природе ничтожны, поэтому его получают искусственным способом. Краска с добавлением трития наносится на шкалы приборов, чтобы они светились. Радиоактивен и токсичен, а потому не самый удачный вариант для вклада наличных. Посмотрим дальше.
Реголит (лунный грунт). В 1993 году три лунных «булыжника» общим весом всего 0,6 грамма, добытых и доставленных еще с помощью советского оборудования, ушли с аукциона за 442 500 долларов. Правда, это была разовая покупка, и нет гарантии, что в ближайшем будущем лунный грунт не подешевеет — слишком многие страны стремятся на Луну, и наверняка каждый путешественник захочет прихватить на Землю сувенир, что, несомненно, отрицательно подействует на рынок лунного грунта. Не самый надежный вклад.
Бриллиантовый дым
Алмаз или бриллиант хорошего качества — 40 тысяч долларов за грамм (8-10 тысяч за карат — 0,2 грамма). Вот это нам знакомо и привычно. Никакой радиоактивности, никакой токсичности, никакого криминала — если, конечно, вы раздобыли алмаз честным путем. Радует глаз и как дополнительный бонус — привлекает женщин. Правда, их появление значительно сократит ваши сбережения. Ведь женщинам не просто нравятся эти блестящие камушки — они хорошо разбираются в грамотно сделанных вкладах. И все-таки это более чем удачный вариант — хранить деньги в бриллиантах.
Если бриллианты для вас — слишком банально, то существуют драгоценные камни, реже встречающиеся как в природе, так и в коллекциях ювелиров. Например, тааффеит — уникальный красно-фиолетовый кристалл, найденный на Шри-Ланке. Тааффеит попадается так редко, что его цена сопоставима и иногда даже превышает стоимость бриллиантов.
Еще один редкий камень — паинит, обнаруженный в Мьянме в середине прошлого века. Всего было найдено 25 кристаллов паинита, из них ювелирами было обработано всего два. Так что на свете существует лишь парочка украшений из этого минерала. Согласитесь — вещь очень редкая, а потому считается необычайно ценной.
Американский эксклюзив
Калифорний и америций — искусственные элементы, полученные, как ясно из их названий, в Америке, стоимостью 60 и 140 тысяч долларов за грамм соответственно. Используются главным образом для радиохимических исследований. Стоят дорого, а места занимают немного, если не считать защитных приспособлений. Но их придется учитывать, так как оба элемента радиоактивны и токсичны. Особенной ценностью обладает калифорний-252, который используется для уничтожения раковых опухолей, при анализе золотоносных пород, пуске ядерных реакторов и много где еще. А потому его стоимость составляет 27 миллионов долларов за грамм. Во всем мире за год добывается всего несколько десятков миллиграммов калифорния-252. Так что, несомненно, это очень удачное и компактное вложение сбережений.
Антиматерия
Графен — 100 миллионов долларов за квадратный сантиметр. Если у вас есть несколько лишних триллионов долларов, купите себе десяток погонных дециметров графена, сшейте себе, скажем, модный галстук, и тогда ваши триллионы будут всегда висеть на вашей шее, согревая душу. Главное — не оставить галстук где-нибудь в гостях.
Антиматерия — вот, наверное, куда надо вкладывать накопившиеся триллионы зеленых.
За антиматерию вам любой ученый с удовольствием продаст душу, так что вклад этот очень легко реализуемый. Стоимость одного грамма антивещества — десятки триллионов долларов, а потому главное — не запутаться в нулях и не продешевить. Единственная проблема, которая может возникнуть, — хранение. Ведь в бумажник антиматерию не положишь и галстук из нее не сошьешь. Лишь не так давно физики научились удерживать антиматерию в специальных магнитных бутылках, но, правда, всего лишь в течение 1000 секунд.
Игорь Никитин