Зачем в Москве изучают Туринскую плащаницу

1936
Фото: Massimo Pinca / AP

Туринская плащаница — не только важная христианская реликвия, но и предмет пристального интереса ученых. Этот удивительный артефакт изучают во всем мире. Не является исключением и Москва, где копия объекта выставлена в крипте Сретенского монастыря. МОСЛЕНТА выяснила, можно ли объяснить чудо с помощью радиоуглеродного анализа.

Упоминания плащаницы можно найти во всех четырех Евангелиях. Речь идет о полотне, в которое богатый человек Иосиф Аримафейский завернул тело Иисуса, снятое с креста по личному разрешению Пилата. Многие христиане убеждены, что именно эта плащаница находится в кафедральном соборе Турина.

Считается, что изображение на ткани — своего рода фотография Иисуса Христа, чудесным образом появившаяся в момент воскресения.

В конце XIX века одному из итальянских фотографов разрешили сделать снимок плащаницы — тогда вообще было модно все фотографировать. В полумраке фотолаборатории он неожиданно обнаружил, что пленка запечатлела позитив плащаницы. То есть изображение на ткани — негатив.

Современная фаза исследований Туринской плащаницы началась в 1960-е. Именно в годы Холодной войны американский физик Джон Джексон применил технику, которая использовалась для обработки шпионской аэрофотосъемки советской территории, к фотографии Туринской плащаницы. Он обнаружил, что распределение интенсивностей цвета на ткани как будто зависит от расстояния до некоего трехмерного тела. Джексон был убежден — до тела Иисуса Христа.

Открытие Джексона дало толчок новому циклу научных исследований. Был создан специальный проект по исследованию плащаницы, который поддержал Ватикан. «В течение пяти суток группа ученых, порядка 20 человек, исследовала Туринскую плащаницу напрямую неразрушающими методами. Этими данными до сих пор пользуются все ученые», — рассказал МОСЛЕНТЕ директор Московского центра изучения Туринской плащаницы Сергей Беляков.

Если миллионы людей испытывают благоговение перед вещью, какая разница — настоящая она или нет?

Беляков тоже физик. В советское время он, как и Джексон, занимался военными разработками — по другую сторону баррикад. В 1990-е годы ученые сошлись на почве общего интереса к проблеме Туринской плащаницы. Джексон подарил Белякову одну из пяти точных копий реликвии, которые ему удалось сделать. В 1997 году она была освящена патриархом Московским и всея Руси Алексием II и выставлена в крипте Сретенского монастыря.

Радиоуглеродный анализ показал, что ткань из которой сделана плащаница, появилась не раньше XVI века, но православных физиков это не убеждает. Фото: Antonio Calanni / AP
Радиоуглеродный анализ показал, что ткань из которой сделана плащаница, появилась не раньше XVI века, но православных физиков это не убеждает. Фото: Antonio Calanni / AP

Несмотря на культовый статус Туринской плащаницы, ни православная, ни католическая церковь, никогда не настаивали на ее подлинности. Если миллионы людей испытывают благоговение перед вещью, какая разница — настоящая она или нет? Вопрос о датировке ткани и природе изображения занимает скорее тех ученых, для кого вопрос о Боге является принципиальным.

Одни напоминают, что до XIV века плащаница не упоминается ни в одном источнике, другие находят на ней пыльцу ближневосточных растений. Одни говорят, что два силуэта на полотне различаются ростом на несколько сантиметров, другие находят на плащанице следы крови из ран Спасителя. Одни говорят, что в Палестине материю ткали прямо, а не диагонально, другие, что Иосиф Аримафейский купил дорогую ткань из Дамаска.

Желтые газеты еще долго выходили с заголовками в духе «ФСБ доказала подлинность Туринской плащаницы»

Кажется, в 1988 году атеисты все-таки забили последний решительный гол в ворота верующих. Радиоуглеродный анализ, проведенный независимо друг от друга ведущими университетами в США, Англии и Швейцарии показал, что ткань, из которой изготовлена плащаница, не могла появиться раньше XIV века.

ФСБ и стоячая энергия

В Московском центре исследования плащаницы одно время придерживались теории, по которой результаты радиоуглеродного анализа были некорректны из-за полимеров растительных масел, использовавшихся в XVI веке для чистки ткани. Группа ученых в составе Белякова, директора Института криминалистики ФСБ Анатолия Фесенко и еще нескольких человек даже пытались это доказать на страницах «Вестника Российской академии наук». Впрочем, быстро выяснилось, что православные физики ошиблись в расчетах. Конечно же, радиоуглеродный анализ не мог дать погрешность в 1300 лет.

Тем не менее, газеты еще долго выходили с заголовками в духе «ФСБ доказала подлинность Туринской плащаницы».

На самом деле директор Института криминалистики ФСБ участвовал в исследовании плащаницы не в качестве сотрудника спецслужб, а в качестве ученого-физика.

В Московском центре плащаницы при Сретенском монастыре всего один сотрудник — сам Беляков

«Почему у Фесенко возник интерес к плащанице? Ну, он выпускник Физтеха, это о многом говорит. Это любопытство, которое особенно развито у физиков. Любая загадка воспринимается как личный вызов. Хочется понять, разобраться», — пояснил МОСЛЕНТЕ Беляков.

Для христианина, будь он католиком или православным, абсолютно не обязательно считать плащаницу подлинной. Фото: Claudio Papi / Reuters
Для христианина, будь он католиком или православным, абсолютно не обязательно считать плащаницу подлинной. Фото: Claudio Papi / Reuters

В Московском центре плащаницы при Сретенском монастыре всего один сотрудник — сам Беляков. По его словам, это нормально, и аналогичные центры во всем мире тоже достаточно компактны. «В американском центре исследования плащаницы работают сам Джон Джексон и его жена. У них хорошая лаборатория», — рассказал физик.

По его словам, других ученых обычно привлекают на какие-то конкретные проекты, связанные, например, с компьютерным моделированием.

Именно компьютеры позволили Белякову внести свой главный вклад в исследования Туринской плащаницы — разработать теорию «огненного тела».

«Механизм, который позволяет описать все характеристики плащаницы — это предположение о том, что ожог, изменение химического состава плащаницы, вызван некоей энергией, которая не распространялась, как излучение, радиация, а скорее напоминала плазму. Она окружала тело, но не распространялась. Ее плотность сильно падала по мере удаления от поверхности тела. Эту функцию мы можем измерить по положению ткани на плащанице. Если мы применим разные модели, то только предположение о том, что энергия не распространялась, даст нам тот образ, которые мы наблюдаем», — рассказал МОСЛЕНТЕ православный физик.

Той же точки зрения придерживается и Фесенко. «Энергия, вызвавшая ожог на плащанице, была не физической, то есть не распространялась по законам физики, по законам излучения или диффузии, а была некой стоячей энергией, покрывающей и выступающей из тела Иисуса Христа», — считает криминалист.

Беляков полагает: тот факт, что Христос воскрес в огненном теле, объясняет и многие места в Евангелии. Почему Мария Магдалина приняла его за садовника? Почему Христос запретил ей прикасаться к себе?

«Возможно, процесс, названный выше «огненным телом», еще не закончился, и плащаница, будь Иисус ею покрыт, продолжала бы тлеть от нагревания, поэтому он оставил свою плащаницу в пещере и был обнажен в той мере, в какой необходимо освободиться от неудобной для работы длинной восточной одежды… Возможно, Иисус явился Марии без верхней одежды, а вместо покрывала держал в руках свежие зеленые ветви, смоченные утренней росой и не подверженные нагреву, как сухая ткань плащаницы. Увидев в саду человека в «рабочей одежде» с зелеными ветвями в руках, Мария Магдалина и приняла его за садовника. Возможно, по той же причине Господь остановил попытку Марии Магдалины прикоснуться к нему. Она могла обжечься и испугаться — ведь процесс горения, происходивший в теле Господа, еще не закончился», — пишет Беляков в статье «Пятое Евангелие: физика и богословие воскресения» в журнале «Невский Богослов» (это журнал Санкт-Петербургской духовной академии).

Патриарх Алексий II освятил копию плащаницы как нерукотворный лик Спасителя. Сейчас эта копия, выполненная американским физиком Джоном Джексоном, выставлена в крипте Сретенского монастыря. Фото: Игорь Зотин / ТАСС
Патриарх Алексий II освятил копию плащаницы как нерукотворный лик Спасителя. Сейчас эта копия, выполненная американским физиком Джоном Джексоном, выставлена в крипте Сретенского монастыря. Фото: Игорь Зотин / ТАСС

«Для верующего человека Туринская плащаница вообще не важна»

Представители православного духовенства уверены, что плащаница представляет как научный, так и богословский интерес. «Уже получено множество результатов. Современная наука не может предложить реальных механизмов появления изображения Иисуса Христа. Все предположения, которые были озвучены, не выдерживают реальной критики, потому что не удается повторить этот процесс», — сказал МОСЛЕНТЕ директор портала «Православие и мир» Александр Ильяшенко.

Диакон Андрей Кураев полагает, что Туринская плащаница — это «уникальная площадка встречи церковной мысли и веры и научной». «Во-первых, важна история этого предмета, история географических перемещений, фиксаций, копирования и так далее. Во-вторых, можно попытаться раскрыть смысл этого изображения — даже техника распятия там выглядит иначе, чем мы привыкли в нашей европейской живописи или даже византийской иконе», — сказал МОСЛЕНТЕ Кураев.

Вместе с тем Кураев скептически относится к теории «огненного тела»: «Слова вроде «выделение энергии» ничего не объясняют. Не говоря о том, что тут же возникает вопрос, а почему эта огромная энергия в какие-то считанные мгновения остановила свое действие и почему обуглены только поверхностные волокна, а не низлежащие, почему все не сгорело при таком выделении энергии и так далее».

Кураев, как и все священники, подчеркивает: для того чтобы быть православным христианином, вовсе не обязательно верить в подлинность Туринской плащаницы. «Для верующего человека Туринская плащаница вообще не важна. Тезис о том, что это подлинная погребальная плащаница Христа, не входит в верование Православной церкви, равно как и католической. Можно вполне быть и католиком, и православным, считая Туринскую плащаницу позднейшим артефактом», — сказал МОСЛЕНТЕ Кураев.

Жизнь как чудо

«Если ученые докажут, что Туринская плащаница была изготовлена в Средние века, для меня это будет означать только одно: метод — плохой. Мне ясно, что это подлинная вещь. А любые опровержения… ну, просто не сработал метод: ребят, работать надо лучше», — сказал МОСЛЕНТЕ Павел Флоренский, председатель комиссии по чудесам при Русской православной церкви, внук философа Павла Флоренского.

Его комиссии уже удалось добиться заметных научных результатов — установить некоторые особенности возгорания огня в Страстную субботу и определить метеорологические условия схождения облака на гору Фавор.

Флоренский также не является сторонником теории Белякова. «Теория «огненного тела» не описана и не доказана научно. Я благочестиво пожимаю плечами и молчу. То, что сама плащаница — это величайшее чудо — ясно, а эта гипотеза мне непонятна и потому просто не интересна», — сказал МОСЛЕНТЕ ученый.

Исследовательский интерес к плащанице проявляют самые разные люди — в том числе сотрудники экспертных центров ФСБ. Фото: Игорь Зотин / ТАСС
Исследовательский интерес к плащанице проявляют самые разные люди — в том числе сотрудники экспертных центров ФСБ. Фото: Игорь Зотин / ТАСС

Флоренский пояснил, что для церкви чудо — это вовсе не то, что идет вразрез с законами природы. «Мало ли, что не находит объяснения сегодня, наверняка это найдет объяснение в будущем. Или не найдет, и пускай. Если вам кирпич упал на голову — это вполне материальная история», — сказал Флоренский.

В христианском понимании чудо — это в первую очередь знак, знамение. «Когда мы говорим о чуде, мы говорим о некоем духовном явлении, которое является свидетельством Божьей благодати, которое нас просвещает и радует, а наука — может описать и подтвердить, а может не описать. В конце концов, по поводу любого явления можно задать десяток вопросов и упереться в стенку: «А этого я не понимаю», — пояснил МОСЛЕНТЕ внук русского философа.

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии