Расшифрованные сокровища. Туринская плащаница

2397
Фрагмент картины «Оплакивание Христа». Петрус Кристус, 1460 г.

Вот одна из самых известных и желанных реликвий всех христиан — 4-х метровый отрез истрёпанной древней ткани.

— Это наиболее изучаемый артефакт в истории!

Это свидетельство чуда? Единственное вещественное доказательство смерти и воскрешения Иисуса Христа? Или это самая известная подделка в истории?

— Применялась технология, которая выше нашего понимания.

Исследователи сходятся лишь в одном: никто не может объяснить, как сюда попал образ.

— Возможно ли, что это изображение дошло до нас со времён Христа?

В поисках ответа наши эксперты проверяют противоречивые теории, проводят следственные эксперименты, изучают новые доказательства. Смогут ли они разгадать неразрешимую загадку — тайну Туринской плащаницы?

Для многих Туринская плащаница — это похоронный саван Иисуса. Другие считают, что верующих обманули.

— Люди откинули её, как бесполезную подделку.

— Это, в каком-то роде, проявление веры, а также, вероятно, одна из величайших загадок нашего времени.

Поколения исследователей не могли устоять перед вызовом и пытались доказать, откуда же взялся образ.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаница— Это научный феномен, потому что никто так и не смог дать убедительного объяснения, откуда взялись эти изображения.

Десятки лет наука стояла в тупике, но пришло время для нового подхода. Четыре специалиста проверят четыре теории.

Первая — теория средневекового искусства. Докажут ли они, что плащаница — обман, мастерски выполненный художником?

— Очевидно, использовалась именно эта техника. Одним движением воссоздаётся образ на ткани.

Вторая теория гласит о том, что образ был создан некоей реакцией между мёртвым телом и материей, в которую его завернули.

— Она доказывает, что это следы ран, а не какой-то рисунок.

Самая невероятная — фотографическая теория. Неужели на плащанице — старейшее фото в мире?

— Возможно, мы заблуждаемся насчёт уровня технологий средних веков…

И, наконец, наша команда рассмотрит радикально новую идею: содержатся ли на плащанице скрытые слова — послания, которые станут разгадкой?

Новаторские исследования, экспериментальная археология, одна общая цель: расшифровать сокровище, которое почитали, отрицали и оспаривали более 600 лет.

Впервые плащаница появляется в маленьком городке Лирей, на севере Франции, в 1390 году. Мелкий дворянин заявляет, что привёз её из Крестового похода. Французский епископ тут же объявляет её подделкой.

Прошло два столетия, и в 1578 году плащаница попадает в Италию, где она хранится и поныне в Туринском соборе.

Но лишь через 300 лет мир обратил на неё своё внимание.

В 1898 году человеку по имени Секондо Пиа впервые позволяют сфотографировать плащаницу. То, что некогда было диковинкой, стало сенсацией.

Dr Robert Maniura, Birkbeck University:
— В конце XIX века объект впервые сфотографировали. И то, что обнаружилось, стало сенсацией того времени.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаница— Если мы посмотрим на негатив фотографических репродукций, образ фигуры на плащанице виден гораздо лучше.

Секондо Пиа был первым, кто увидел плащаницу в таких подробностях. Бледный образ стал теперь очень чётким и узнавался мгновенно.

— Вдоль центра ткани видно изображение лица и спины человека. Раны на его теле соответствуют тем, которые, как мы знаем, были нанесены Христу.

Евангелие гласит, что Иисуса пригвоздили к кресту. У человека с плащаницы — колотые раны запястий и лодыжек.

Евангелие гласит, что бок Иисуса прокололи копьём. Под рёбрами этой фигуры — такая же рана.

Видны отметины, которые могли остаться от тернового венца и жестоких побоев.

Для кого-то этих свидетельств достаточно. Другие приходят к обратным выводам.

Barrie Schwortz, STURP Documentary Photographer:
— Это наглядное доказательство того, что описано в Евангелиях о жизни Иисуса. По словам скептиков, оно слишком идеально, чтобы быть подлинным.

Папская власть, выступавшая от имени церкви и миллиарда католиков, никогда не признавала подлинность плащаницы.

Dr Robert Maniura, Birkbeck University:
— Очевидно, что для верующих — это исключительно важный объект. Потенциально — это нечто, не только прикасавшееся к Иисусу, но и его загадочным образом запечатлённый лик.

Католическая церковь скрывает плащаницу от глаз. Её редко демонстрируют публике, а учёным доступ к ней закрыт.

Барри Швортц — один из немногих.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаницаВ 1978 году он вместе с другими специалистами получил беспрецедентный разовый доступ для изучения и анализа плащаницы.

Barrie Schwortz, STURP Documentary Photographer:
— Мы провели 5 дней и ночей в комнате с плащаницей, собирая данные. Но по возвращении в Америку мы провели ещё 3 года, восстанавливая и изучая эти данные, складывая кусочки вместе.

Их открытия заложили фундамент для всех будущих исследований. Но, чем глубже они погружались, тем больше возникало вопросов.

— Изображение очень поверхностно — всего пару микрон на верхнем слое ткани. Оно не проникает в неё. А любая краска или чернила впитались бы в волокна ткани. И главный вопрос вновь остаётся без ответа: как же появился образ?

Удивительно, но самые веские доказательства пришли к нам с фотографии, сделанной 100 лет назад. При помощи компьютерной обработки исследователи снова смотрят на плащаницу. И теперь появляются уникальные доводы.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаницаОбразы скрытых слов, надписей, зацепки, которые адресуют нас прямо к истории Христа.

Они заинтересовали этого человека — Тьерри Кастекса. За годы работы геофизиком он стал экспертом в анализе изображений. Для изучения плащаницы он использует знания, которые применяет к сейсмическим данным. Кастекс уверен, что может доказать — на плащанице есть надписи. Но он идёт дальше. Он убеждён, что его техника обнаруживает новые надписи. Такие слабые, что невооружённым глазом их просто не увидеть.

— Думаю, на плащанице много информации. Но мне сложно понять и объяснить происхождение этих надписей.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаницаОн считает, что это иврит. Неужели он нашёл надпись, которая была у всех на виду 2000 лет, и наконец-то раскроет тайну Туринской плащаницы?

Немногие предметы в истории изучались так внимательно и вызывали столько разногласий, как Туринская плащаница.

Французский геофизик Тьерри Кастекс пытается расшифровать её тайны. Он один из тех многих аналитиков, которые считают, что нашли на ткани скрытые письмена.

При помощи специальных техник обработки изображений Кастекс нашёл следы древних языков. Он отправил свои находки в Ватикан, доктору Барбаре Фрале.

Dr Barbara Frale, Historian, Vatican Secret Archives:
— Тьерри Кастекс обнаружил на плащанице следы древнееврейских надписей.

Фрале убеждена, что, сопоставив работы Кастекса и других, она нашла прямую связь плащаницы со временами Христа. Она выделила фрагменты слов и даже целые слова.

Как, например, «иннаше» — на латыни «приговорённый к смерти».
Другая найденная фраза «Иисус Назарей», т. е. «Иисус из города Назарета».

Эти слова — весомый аргумент против тех, кто считает плащаницу средневековой подделкой.

Первое упоминание о плащанице появляется около 1390 года, поэтому ей, по меньшей мере, 600 лет.

Фрале не согласна с этим. Она заявляет, что в XIV веке никто не назвал бы Иисуса Назареем.

— Употребление слова «Назарей» вместо слова «Христос» указывает не на средневековый период. Поскольку, начиная со времён правления римского императора Константина и далее, нельзя было называть Иисуса просто Назарей. Это было бы богохульством или даже оскорблением.

Фрале считает, что эти слова написал тот, кто переносил тело Христа, и относятся они к I веку нашей эры.

Но историк Роберт Манюра с этим не согласен.

Dr Robert Maniura, Birkbeck University:
— Сложность плащаницы в том, что история о ней умалчивает. Она появляется только в XIV веке. Что же с ней происходило более 1000 лет?

Более весомые аргументы в пользу теории Фрале выдвигает Барри Швортц. Он лично фотографировал плащаницу и проводил химические анализы. Он не обнаружил надписей и не знает, как они могли появиться.

Barrie Schwortz, STURP Documentary Photographer:
— Мы не только не нашли краски на ткани, но не нашли даже следов её нанесения. Никаких разводов кисти, никакого контура.

Как могут одни быть настолько уверены, что надпись там есть, а другие быть также уверены в обратном? Возможно, здесь замешано что-то ещё. Что, если Кастекс и Фрале стали жертвами обмана? Но не ловких мошенников, а собственного воображения!

Нейробиологи считают, что наш мозг запрограммирован на поиск знакомых образов. Порой эта программа даёт сбой. Когда мы видим лица в облаках или на кусочке тоста, мы испытываем так называемую парейдолию.

Нейробиолог Тим Джордан — специалист в этой области.

Prof Tim Jordan, University of Leicester:
— Говоря о парейдолии, мы имеем в виду ситуацию, когда мы видим иллюзорные объекты. Мозг зачастую выдаёт восприятие чего то, на самом деле несуществующего.

Но Фрале верит своим глазам. Она сложила все следы, напоминающие слова, в единый документ. Если Фрале права, её открытие напрямую связывает плащаницу с распятием. Она считает, что текст является свидетельством о смерти Иисуса Христа.

Научный сотрудник Ватикана доктор Барбара Фрале собрала фрагменты надписей, которые считаются зашифрованными на Туринской плащанице. Она верит, что это части свидетельства о смерти Иисуса Христа.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаница«В 16-м году правления императора Тиберия Иисус Назарей был распят на кресте, будучи приговорённым к смерти римским судьёй, поскольку его признали виновным иудейские власти. Засим он посылается на погребение и может быть передан семье не ранее, чем по истечении года».

Dr Barbara Frale, Historian, Vatican Secret Archives:
— В Евангелии от Луки верховный жрец письменно обличил Иисуса перед Пилатом. Его слова в точности повторяются на плащанице.

Фрале убеждена: содержание её текста очень специфическое. Но некоторые учёные признают её находки. А для других вся эта идея — работа воображения.

Barrie Schwortz, STURP Documentary Photographer:
— Многие при взгляде на плащаницу скажут: «Раз учёные не могут объяснить это научным способом, должно быть, это что-то сверхъестественное». Но я думаю, мы использовали не все связи с наукой.

Один научный метод добавил новый виток в дискуссии. В 1989 году был взят образец для радиоуглеродного анализа — широко распространённый тест для определения возраста объекта, который считается самым точным. И каков вердикт? Образец произведён в конце XIII — начале XIV века. Это делает Туринскую плащаницу средневековой подделкой. И всё же — это не конец истории!

— Мы подбираемся к самой, на мой взгляд, неопределённой области изучения плащаницы. Попытке сопоставить жизнеспособные исторические сведения. Конечно, это широкое поле для скептиков: мол, она вошла в историю в 1300-м — это доказано и, мол, всё ясно, проехали… Но, всё же не так просто!

Основной аргумент против тестов — участок, который был взят на анализ. Чтобы минимизировать урон, наносимый реликвии, Ватикан разрешил взять лишь крошечный сегмент ткани.

— Есть все основания полагать, что этот анализ плащаницы был неточным, поскольку образец был, по всей вероятности, не типичен и взят не из центра ткани.

Критики радиоуглеродного анализа утверждают, что плащаницу чинили множество раз и что использованный образец взят из заплаты, возможно, наложенной в XIV веке.

Итак, эксперты пытаются найти ответы. В отличие от надписи, существование образа никто не отрицает. Но его происхождение остаётся загадкой.

После проведения радиоуглеродного анализа учёных к плащанице не допускали. Значит, нашим специалистам нужно искать другой путь: проверять свои теории, расшифровывать секреты плащаницы путём создания точной копии.

Барри Швортц избрал теорию разложения, которая вдохновляется природным феноменом под названием «реакция Майяра». Реакция Майяра окружает нас каждый день — она придаёт цвет жареной картошке и мясу. Она возникает, когда под воздействием тепла аминокислоты вступают в реакцию с сахаром, продукт становится коричневым. Эти кислоты присутствуют в любом мёртвом теле. Могла ли эта реакция сформировать образ? Только, если в ней принимал участие сахар.

Роджерс сделал важное открытие, сосредоточившись на ткани плащаницы и на методе её изготовления.

Тересина Робертс — эксперт по древнему текстилю, его изготовлению и стирке. Она воссоздала древнейшую технику изготовления мыла из сапонарии или мыльной травы.

Teresinha Roberts, Textile Expert:
— Раньше у человечества не было привычных нам кусков мыла. Тысячи лет назад люди стирали вот такими вот корнями мыльной травы. Ими можно было стирать абсолютно любые ткани.

Сапонарию использовали для стирки по всему Ближнему Востоку, главным образом потому, что она богата природным сахаром.

— Я положу их в кастрюлю и приготовлю — так высвобождается мыло. Если ткань не полоскать и просто оставить сохнуть, в ней останется много сапонарии.

Это ли недостающая часть пазла? Если плащаница содержала сахар из мыла, было бы его достаточно, чтобы запустить реакцию разложения?

Этот выстиранный отрез льна ляжет в основу сенсационного эксперимента.

В судебной лаборатории в Новой Англии Барри Швортц собирается проверить теорию разложения.

— Я убеждён, что Роджерс был на правильном пути, если взять нужную часть ткани и подвергнуть её тому, что было с плащаницей.

— Это образец ткани с сапонарией.

Во-первых, нужно доказать, что реакция Майяра происходит на ткани.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаница— Хорошо. Теперь прокапаем.

Они хотят выяснить — реагирует ли аммония, один из основных продуктов разложения, на сахар из сапонарии.

— Так… Пару капель — на каждую…

Если теория верна, она сможет объяснить, как смогло сформироваться это загадочное изображение.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаница— Вот, видите? Между ними, определённо, есть разница. Если это просто впиталось в ткань, то здесь видны контуры — кажется, что пятно более жёлтое. Это и должно было произойти с тканью, в которой есть сапонария.

Этот тест подтверждает, что теоретически отметки могли оставаться на ткани. Но может ли реакция создать образ в таких подробностях, как на Туринской плащанице?

Полотно решено вымочить в мыле, чтобы проверить теорию на практике.

Dr Anna Williams, Cranfield University:
— Мы практически единственные в Великобритании можем исследовать процесс разложения на аналогах человека. Использовать людей запрещено, поэтому мы берём свиней — это лучшая альтернатива.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаницаПолотно положили на тушу свиньи, чтобы увидеть, какие реакции вызовет разложение. Всё будет записываться при помощи покадровой съёмки. Нужно зафиксировать каждый кадр, чтобы понять, что будет происходить с материей.

В Библии говорится, что тело Иисуса лежало в гробнице три дня.

Пока Швортц проверяет теорию, другие наши эксперты работают с остальными догадками.

Что, если плащаница не имеет отношения к смерти или погребению? Что, если это работа мошенника?

Не одно поколение пыталось расшифровать секреты Туринской плащаницы. На ней отчётливо виден образ, но нет и следа краски или разводов кисти. Скептики сошлись во мнении, что ей, по меньшей мере, 600 лет. Они отбрасывают идею, что плащаница — доказательство чуда, но и не могут объяснить, как появился образ.

Этот человек одержим загадкой. Археолог и экспериментатор Луиджи Гарласкелли. Он бился над решением несколько лет. И наконец-то нашёл ответ.

Prof Luigi Garlaschelli, University of Pavia:
— Это очень простой метод. Он существовал и в средние века и не нуждался в специальных технологиях, теориях или в мощном оборудовании.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаницаОн использует охру и тип скульптуры — барельеф — широко распространённые в средневековой Европе.

— Это наиболее очевидная техника, потому что одним движением она воссоздаёт все линии и характеристики плащаницы. Считалось, что их просто невозможно воссоздать.

Гарласкелли уверен, что его подход работает. Он хочет это доказать.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаницаТеперь нужно искусственно повторить 600-летний износ.

— Мы испечём её, как пиццу.

Запекание полотна в печи симулирует 600 лет старения и впечатывает образ в волокна. Пигмент мог стереться, оставляя только подпалины, поэтому Луиджи стирает полотно.

— Мы можем видеть только этот призрачный образ, оставшийся от пигмента, и также видим жёлтые волокна под ним.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаницаГарласкелли уверен, что решил загадку, но не все с этим согласны.

— Огромное количество людей уверено в подлинности плащаницы. Как бы я ни старался воспроизвести или объяснить появление рисунка, они никогда не примут такое объяснение.

По его убеждению, этот метод соответствует всем параметрам: он не оставляет разводов от кисти, ни следа краски, не требует современных технологий и, самое главное, получается идентичный призрачный образ.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаницаВопрос закрыт? Не для Барри Швортца!

Швортц помещает образец работы Гарласкелли под микроскоп. Совпадёт ли он с фотографиями настоящей плащаницы?

Пока Швортц изучает барельеф Гарласкелли, историк искусств, профессор Николас Аллен, заявляет, что тайну плащаницы раскрывает его теория. Он приехал в Турин, чтобы доказать это.

Теории профессора Аллена требуют пересмотреть наш взгляд не только на плащаницу, но и на историю науки. Является ли Туринская плащаница старейшей фотографией в мире?

Профессор Николас Аллен имеет радикальную теорию о Туринской плащанице. Он считает, что это — первая в мире фотография. Его теория неоднозначна, т. к. она не только меняет наш взгляд на этот артефакт, но и отбрасывает изобретение фотографии на 500 лет назад.

Prof Nicholas Allen, North West University, South Africa:
— Нам известно, что в средневековье не было фотографии. Я подумал, а что если мы ошибаемся об уровне технологий в средние века? Ещё я подумал, что мне не удастся найти никаких доказательств в поддержку сумасшедшего на то время предположения, что кто-то знал о технологии фотографии в XIV веке. Но что меня ещё больше удивило, что таких доказательств более чем достаточно!

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаницаПервая задача фотографа — создать место, где может появиться образ. Сегодня — это сенсор вашей цифровой камеры. Раньше — это была плёнка. А ещё раньше — существовал способ проектирования образа на стену, известный как камера-обскура.

— Одно из самых ранних упоминаний об этом явлении, камере-обскуре, мы находим у Платона, который представлял, что люди сидят в пещере и видят тени внешнего мира, падающие на стены, в перевёрнутом виде. Он использовал этот миф, как метафору для понимания реальности. Но это — также описание механизма примитивной камеры-обскуры.

Фокус камеры-обскуры должен был быть известен в Европе XIV века.

— Итак, я внутри камеры-обскуры. Вы видите это маленькое отверстие, т. е. в камеру попадает очень мало света. Я собираюсь поместить эту линзу поверх отверстия, чтобы сфокусировать свет в комнате. Мы получили очень хорошее резкое изображение.

Но не слишком ли это сложно для средневекового мошенника? Если верить Аллену, то — нет.

— Мы знаем, что очки были впервые использованы в Италии. И если подсчёты верны, то их изобрели около 1270–80 года в Пизе. Слово «линза» происходит от итальянского слова «lentel». В Европе не было даже определения для такого предмета!

Значит, технология фокусировки света в резкий образ могла быть доступна средневековому художнику.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаница— Нам хорошо видно, что происходит в камере-обскуре — чёткая перевёрнутая картинка внешнего мира. Вопрос в том, как это зафиксировать?

Спроектировать картинку легко, но сложно зафиксировать её на ткани. Для этого нужны реактивы, чувствительные к свету.

В плёночном фотоаппарате лучи попадают на поверхность, покрытую химикатами, которые реагируют на свет. Как правило, они содержат серебро. По мнению Аллена, два подобных реактива были известны 600 лет назад.

— Нитраты сульфата серебра были известны где-то с IX века. Из рукописей также известно, что нитрат серебра, например, делали в кристаллической форме, начиная с IX века, это не было новинкой. Бьюсь об заклад, что серебряная соль, которую использовали для Туринской плащаницы, — это сульфат серебра.

Аллен уверен, что необходимые знания уже могли существовать. Химия не так уж сложна. Он вымачивает фрагмент ткани в растворе.

— Прополощите, отожмите и — готово.

Он помещает подготовленную ткань в камеру-обскуру. Это — её уменьшенная копия.

— Из достоверных источников мы знаем, что принципы камеры-обскуры были известны как минимум в IV веке до нашей эры в Китае.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаницаЕго модель — статуя, напоминающая Иисуса. Аллен считает, нечто подобное использовалось для создания оригинала.

— Есть тексты, описывающие, как в камере-обскуре формируется перевёрнутое изображение. У меня нет сомнений в том, что у меня получится сейчас, было возможно и в XIII веке.

Камеру оставляют на 8 часов, чтобы создать образ. Аллен считает, что такая длинная выдержка создаёт особый объёмный рисунок, найденный на плащанице.

Но Барри Швортца не переубедить.

— Теория Николаса Аллена подразумевает создание светочувствительной эмульсии. Общеизвестно, что основным элементом для создания светочувствительной эмульсии является серебро. На плащанице нет серебра. Таким образом, фотография, как метод создания этого образа, исключается.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаницаНо Аллен объясняет, почему Швортц не нашёл серебра на плащанице. В конце своего эксперимента Аллен промывает полотно в аммонии, который обычно находится в человеческой моче. Это фиксирует образ и удаляет серебро. Результат поражает.

Вымачивание полотна в растворе аммония означает, что не осталось ни следа серебра.

— Частички серебра полностью удалены с изображения. Здесь осталось только окисление верхних волокон льняного полотна. Это окисление очень напоминает пятно от ожога и имеет такие же характеристики. Только это было сделано не теплом, а химической реакцией.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаницаЕсли посмотреть на негатив, образ так же подробен, как первая фотография плащаницы, сделанная в 1898 году.

— Несомненно, конечный рисунок чётко виден на полотне, но он не был нанесён при помощи какого-либо вещества. Ни на одном из сделанных мной с помощью серебра рисунков нет ни следов краски, ни пигмента, ни пятен, ни пыли…

Отсутствие серебра подтверждают открытия, сделанные в 1978 году. Средневековая фотография Аллена поразительно схожа с оригинальной плащаницей…

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаницаТрое исследователей попытались создать рисунок, сходный с образом на плащанице. Пришло время сопоставить их и посмотреть, какой из них совпадает лучше.

Барри Швортц готовится проверить результаты своего противоречивого эксперимента. До сего дня исследователи плащаницы стояли перед выбором из двух вариантов: это либо чудо первого столетия, либо подделка XIV. Но Швортц проверяет теорию, предлагающую третий возможный вариант — что образ мертвеца мог появиться на похоронной плащанице вполне естественным путём.

— Очень интересно посмотреть, имеет ли теория Роджерса под собой хоть какие-то основания.

Швортц и доктор Анна Уилльямс взяли образец полотна, выстиранного древней формой мыла, и поместили его как плащаницу на мёртвую свинью. Вступит ли сахар в реакцию с трупными газами, исходящими от свиньи?

— В Евангелии говорится, что тело Христа не разлагалось, и мы не находим на плащанице никаких следов жидкости, выделяемой при разложении.

Всего через три дня — на этот срок Иисуса предположительно оставили в гробнице — полотно снимают со свиньи и возвращают в лабораторию. Сразу ясно, что изображения нет. Есть потеря цвета. Произошла ли химическая реакция?

— Прямо здесь видны пятна. Давайте посмотрим под микроскопом вот на этот участок.

Но прежде чем взглянуть на свои результаты, Швортц оценит другие эксперименты. Оба выдали впечатляющие копии плащаницы, но можно ли их сравнить с оригиналом?

Вначале — средневековое художество.

— Я видел плащаницу, разница очень большая.

А если посмотреть под микроскопом?

— Становятся видны частицы, красные и коричневые цвета. Ничего подобного на плащанице нету.

На плащанице нет следов пигментов. В этом отношении теория не выдерживает критики. Но всё же Гарласкелли верит в теорию, основанную на радиоуглеродном анализе, а, значит, плащанице — не более 600 лет.

— Если вы не верите в датирование по углероду, то не примете и мою репродукцию. Так… Лик у нас есть.

Попытка фотографии Николаса Аллена приблизилась к оригиналу.

— Сразу заметно, что этот образ менее различим, чем на плащанице. Давайте теперь посмотрим под микроскопом.

Но если увеличить, разницу определить сложнее.

— Я смотрю на этот жёлтый оттенок в сравнении со вторым. И второй больше походит на то, что я видел на плащанице. Окраска немного темнее, чем там, но, естественно, более подходит, чем результат Гарласкелли.

Под микроскопом невероятная теория Аллена становится более правдоподобной.

Но что же с теорией разложения, избранной самим Швортцом?

— Пытаюсь найти окраску, но не забываем, что мы ищем. Ага, вот и оно. Это пожелтение очень напоминает цвет на плащанице, если сравнить с остальными двумя образцами. Этот разительно отличается от предыдущих двух.

Химическая реакция оставила след. Конечно же, это не рисунок, но, по мнению Швортца, это может подтолкнуть к решению.

Расшифрованные сокровища. Туринская плащаница— Я поражён тем, что увидел. На мой взгляд, это именно то, что мы видели на плащанице, когда фотографировали через микроскоп в 78-м. Думаю, это приближает нас — конечно же, это моё мнение — к осознанию механизмов, которые могли создать образ, обладающий такими качествами, как на плащанице.

Если теория Швортца верна, перед нами, может быть, настоящая плащаница Христа. Тех, кто считает, что это подделка, это не убедит. Тем же, для кого плащаница является доказательством воскресения, не нужны доводы Швортца.

Реакция Майяра кажется ближе всех к плащанице. Но выдержит ли такое слабое окрашивание испытание временем и создаст ли настоящий подробный рисунок? Возможно, с годами барельефный метод Гарласкелли подошёл бы больше.

Сам же Ватикан отказывается принимать официальную позицию относительно подлинности плащаницы. Но пока он продолжает ограничивать доступ для изучения, дебаты не просто прекратить.

Но для Николаса Аллена существует и другой взгляд на плащаницу: что, если её никогда не считали религиозной реликвией? Что, если это — предмет искусства, созданный, чтобы вдохновлять верующих?

— Если взглянуть на историю церкви, и Европы в частности, — художники были на службе религии. Всё дело в том, что искусство — очень сильный инструмент общения, особенно, чтобы передавать идеи и концепции неграмотным людям.

И плащаница идеально подходит под наше представление о христианском искусстве средневековья.

— Христианское искусство возникло практически с появлением христианства. Интересно, что в раннем искусстве не встретишь изображения страстей и распятий Христа. Они появились лишь в конце средних веков, когда акцент ставится именно на страданиях Христа.

— После 1250 года Христа начали изображать как человека, страдающего и умирающего в муках на кресте. Если посмотреть на изображение на плащанице, причём, очень непредвзято, можно увидеть, что сохранён европейский символизм, который появился после 1250 года.

Если это природное явление-то исключительно уникальное. Чудо, для которого должны были сойтись условия настолько редкие, что больше такого не наблюдалось нигде.

Если это дело рук человека-то не менее удивительное. Продукт ума, мастерства и знания, которые либо не поддаются пониманию, либо заставят нас переписать историю.

Как бы вы ни расшифровали Туринскую плащаницу, ответ всё равно будет поразительным.

Источник информации: д/ф «Treasures Decoded. The Turin Shroud». Story Producer / Director: Toby Trackman. A Blink Films / Treasures Investigations Productions in Association with Smithsonian Channel, Shaw Media, Discovery Networks Europe, SBS-TV Australia and Historia © 2012

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
новые
старые по оценке
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии