Андросфинксы — загадочные звери с головой человека и телом льва — уже много лет стоят на берегах Невы. Они олицетворяют царское величие фараона Аменхотепа III, который жил и правил три с половиной тысячи лет тому назад…
Знаменитые сфинксы, украсившие столицу Российской империи, были обнаружены во время раскопок в 1820-х годах греком Атанази (как выяснилось позже, он даже успел нацарапать свое имя между лап одного из них). Сначала их планировало приобрести французское правительство, но грянула Великая французская революция, и от этой затеи пришлось отказаться. Но скульптурами заинтересовались в России, и вскоре, по решению Николая I и с одобрения Академии художеств, сфинксы были куплены за 64 тысячи рублей русским путешественником и дипломатом Александром Муравьевым.
В 1832 году их перевезли из Александрии в Петербург на итальянском паруснике «Буэна сперанца» («Добрая надежда»).
Непривычные к подобным диковинам горожане первоначально прозвали их «свинцами», а позже упростили название до «свинок». Почти сразу же неведомые чудища окружили легендами. Петербуржцы считали, что сфинксы живые и просто спят. Когда их привезли на новое место, они якобы проснулись, но, увидев мрачное северное небо, вздохнули и вновь погрузились в сон. С тех пор они, по мнению городских жителей, охраняют Петербург от наводнений.
Со временем выяснилось, что привезенные сфинксы олицетворяют царское величие фараона Аменхотепа III. Но гораздо важнее для россиян оказался тот факт, что Фивы, где они сторожили усыпальницу фараона, Александрия, откуда они начали свой путь на север, и Петербург, ставший им новым пристанищем, находятся на одном меридиане, известном как Пулковский. Так кто же этот давно забытый правитель Верхнего и Нижнего Египта, образ которого стал одним из символов второй столицы России?
Верховное божество
«Сын Ра, любимый его Аменхотеп» — это строчка надписи, сохранившаяся на одном из привезенных сфинксов. Она была расшифрована лишь в 1912 году академиком Василием Струве.
Ра — бог солнца, верховное божество древних египтян. Значит, Аменхотеп почитался как сын бога на земле, а сфинксы призваны были охранять его усыпальницу. Тронное имя этого фараона — Небмаатра, а родовое имя — Аменхотеп (Аменофис) III.
Аменхотеп III, живший с 1388 по 1353/1351 гг. до н. э., был сыном Тутмоса IV и царицы Мутемуйи (Мут-ма-уа). Есть сведения, что он вступил на трон будучи еще ребенком, в возрасте не более 12 лет. Тем не менее, он сумел удержать бразды правления и, благодаря военным походам отца, еще более усилить военное могущество Египта. Владения фараона простирались от верховьев Евфрата на севере до 4-го порога Нила на юге. Его правление было исключительно мирным, что и привело к расцвету страны. Известен лишь один поход этого фараона, направленный на подавление восставшей Нубии около 1397 г. до н. э. В остальные 33 года его правления египтяне забыли о войнах. Но столь длительная мирная передышка была не столько заслугой молодого правителя, сколько результатом военной активности его предшественников.
Царствование Аменхотепа III (отца знаменитого фараона Эхнатона) было периодом наивысшего расцвета и могущества Египта со времен строительства пирамид. Он являлся верховным владыкой Палестины, Финикии и Сирии, а его собственное государство включало большую часть территории современных Судана и Ливии. Египет имел тесные торговые связи с Микенской Грецией и поддерживал дипломатические отношения, закрепленные брачными узами, с царством Митанни, находившимся близ горы Арарат. Единственным серьезным соперником Аменхотепа III являлась лишь Ассирийская держава.
Несметные богатства в виде дани текли в Египет из покоренных и зависимых стран. Одновременно со странами-партнерами на Ближнем Востоке заключались весьма выгодные партнерские соглашения. Поступавшие богатства не складировались в хранилищах монастырей, а широко направлялись на различное строительство. Аменхотеп III был одним из величайших фараонов-строителей, которых когда-либо знал Египет.
«Говорящий» камень
Правление Аменхотепа III ознаменовалось грандиозным расцветом египетского искусства. На берегах Нила найдено и идентифицировано более 250 одних только статуй этого фараона (больше любого другого правителя). Многочисленные храмы и святилища были воздвигнуты в его честь в Нубии, в самом Египте и даже на острове Элефантина. При нем был сооружен практически не сохранившийся «храм миллионов лет» в Мемфисе, где в местном Серапеуме был погребен первый священный бык Апис. Одновременно в Фивах возводится величественный храм в честь Амона-Ра, а на западном берегу Нила, возле столицы, строится роскошный дворец и несколько севернее его — заупокойный храм царя. Перед его пилонами стояли две огромные статуи фараона, известные как колоссы Мемнона.
К сожалению, изменившееся русло Нила смыло эту величественную усыпальницу через 200 лет после ее строительства, и колоссы — единственное, что сохранилось. Около двух тысяч лет они стояли недвижно и молчали. Но однажды произошло землетрясение, одна из статуй раскололась и с тех пор стала «говорить». Молва о великом чуде мгновенно облетела античный мир. Утверждали, что каждое утро разбитая статуя издает протяжный и жалобный стон, точно жалуясь богу солнца на свою судьбу. Многие желали лично убедиться в неслыханном чуде. У подножия статуи сохранились высеченные на камне слова удивления и поклонения. Вот, например, что написал об этом неизвестный римлянин Арий: «Какое поразительное чудо вижу я своими глазами! Это бог, это один из небожителей, который, вселившись в статую, позволяет слышать свой голос и привлекает к ней толпы народа».
Все, однако, оказалось прозаичнее. Ведь колоссы сложены из очень пористого камня. Поэтому днем они нагреваются, поры увеличиваются, и воздух проходит через них без задержки. Но утренняя прохлада сужает камень и создает условия, при которых движение воздуха в порах сопровождается звуком, напоминающим стон. Теперь мы знаем: при определенных условиях камни могут звучать. Однако это объяснение вряд ли бы убедило наших предков.
Родина инженеров
«В северо-восточном углу Африки лежит Египет. За три, четыре и даже пять тысячелетий до нашего времени, когда обитавшие в Средней Европе варварские племена еще носили звериные шкуры и жили в пещерах, Египет уже был страной с высокоразвитым общественным устройством, страной, где процветали сельское хозяйство, ремесла и литература», — писал в XIX веке польский писатель, автор культового романа «Фараон» Болеслав Прус.
Но больше всего Египет прославился грандиозными инженерными работами и колоссальными сооружениями, развалины которых вызывают удивление даже в начале XXI века. Развернувшееся строительство требовало не только объединения и организации местных жителей, но и фундаментальных знаний по астрономии, межеванию и ирригации. Ведь каждый год приходилось очищать заплывшие илом каналы, чинить плотины и прокладывать дороги, возводить дворцы знати и рядовые дома для населения. Жизнь диктовала создание рабочей армии, насчитывающей десятки тысяч человек, которая должна была действовать под единым руководством и согласно определенному плану. Она требовала огромных запасов продовольствия, вспомогательных сил и средств, и умного руководства.
Древний Египет сумел организовать такую армию рабочих, и ей он обязан своими бессмертными делами. Создали ее, по-видимому, жрецы: они намечали планы работ, которые затем выполнялись по указам владык-фараонов. Благодаря этому египетский народ во времена своего величия представлял собой как бы единый организм, в котором жрецы были мыслью, фараон — волей, народ — телом, а повиновение — цементом. И своего наивысшего могущества эта колыбель цивилизации достигла в период Нового царства при фараоне Аменхотепе III.
Из некоторых документов следует, что в конце правления Аменхотеп III был больным и слабым. Он умер в возрасте до 50 лет, процарствовав 38 лет и несколько месяцев. В отличие от своего внука — юного Тутанхамона — имя его практически забыто. Прошли тысячи лет, и только остатки грандиозного строительства и сотни скульптур напоминают человечеству об этом могущественном фараоне. Среди последних — и два сфинкса, волею случая попавшие на Университетскую набережную в Санкт-Петербурге.