100 лет назад, осенью 1917 года, была казнена легендарная шпионка, танцовщица и куртизанка Мата Хари. Вся её жизнь – это удивительная история, где неразрывно сплелись любовь и страдания, интриги и политика, искусство и смерть.

Судьба этой удивительной роковой женщины до сих пор будоражит умы и сердца любителей исторических загадок. Экранизации, мюзиклы, многочисленные упоминания в художественной литературе, есть даже компьютерная игра!

20 марта 2017 года Первый канал начинает показ 12-серийного фильма «Мата Хари».

Не обошли стороной эту тему и мы: редакция HistoryLost.ru предлагает читателям некоторые страницы из биографии «экзотической принцессы», как она сама себя называла. В статье использована информация из различных источников в Интернете, а также комментарии историков, биографов и психологов.


Её боготворили сотни мужчин, но сама она не знала, что такое любовь. Ей рукоплескали в лучших залах мира, но главную партию эта женщина сыграла не на сцене, а в жизни. Мата Хари хотела быть богиней танца, а стала королевой шпионажа.

Роковая женщина

Экзотическая танцовщица, знаменитая своими скандальными выступлениями в обнажённом виде, Мата Хари прославилась на всю Европу. Париж боготворил её, а мужчины соперничали между собой за право украсить её жизнь. У неё были и роскошь, и богатство, но жизнь предложила ей иную роль – театр военных действий Первой мировой войны стал теми подмостками, на которых исполнила лучший танец Мата Хари.

Уже несколько дней Мата Хари не выходила из гостиничного номера: началась Первая мировая война, и её должны были выслать из Германии как гражданку нейтральной страны.

Она старалась не подавать виду, но на самом деле всерьёз переживала за своё будущее. Впервые за много лет благополучие, богатство, слава – всё, чего она добивалась таким трудом, – оказалось под угрозой. Мата Хари надеялась, что её всё-таки не посмеют тронуть: ведь она звезда мировой величины… Размышления прервал громкий стук в дверь.

Мата Хари испугалась – нежданные гости в военное время не приносили хороших вестей. Когда в комнату вошёл её старый знакомый полковник фон Мирбах, она успокоилась – этот человек мог сказать, чего ждать от будущего. Предложение, которое сделал полковник, ошеломило Мату Хари…

Уже 10 лет королева танца – великая Мата Хари – тщательно скрывала правду о своём происхождении. Когда-то Маргарета Макк-Леод, жена нидерландского офицера, вынуждена была терпеть его побои. Теперь она стала европейской знаменитостью. Благосклонности этой шикарной женщины добивались самые богатые и влиятельные мужчины. Война разрушила все её планы, но Мата Хари была готова заплатить любую цену за своё благополучие.

Яркий взлёт на вершину успеха

Звезда Маты Хари взошла в начале XX века в Париже.

Избалованная развлечениями парижская публика жаждала нового веселья и была готова выложить любые деньги за какое-нибудь необычное и сенсационное зрелище.

Сюда стремились все, кто хотел добиться успеха. Среди них была и никому неизвестная Маргарета.

Александр Вулых, биограф Александр Вулых, биограф: «Маргарет имела только одну возможность высвободиться из-под надзора строгих родственников, в данном случае – дяди. Это – выйти замуж. Через некоторое время она поняла, что путы замужества – это не для неё. Что она абсолютная авантрюрная и романтическая натура».

Маргарета приехала в Париж без денег, не имея ни профессии, ни знакомых. Она перебивалась грошовыми подработками натурщицей, и часто у неё не было денег даже на хлеб.

Гуляя по городу, Маргарета увидела афишу выступления Айседоры Дункан. Покорив публику авангардными выступлениями в древнегреческих костюмах, королева танцев получила свой титул именно во французской столице.

Мата Хари, 1910 год. Коллаж © HistoryLost.Ru
Мата Хари, 1910 год. Коллаж © HistoryLost.Ru

Это был знак судьбы. Теперь Маргарета знала, что поможет ей завоевать избалованный Париж.

Экзотические танцы раскованной авантюристки

Муж Маргареты, колониальный офицер, служил на Яве. Молодой девушке быстро наскучила гарнизонная жизнь, и она решила найти себе занятие по душе.

Маргарета Зелле и Рудольф Мак-Леод, 1897 г. Коллаж © HistoryLost.Ru
Маргарета Зелле и Рудольф Мак-Леод, 1897 г. Коллаж © HistoryLost.Ru

Маргарета стала учиться восточным танцам. Через некоторое время она даже устроила выступление на офицерском вечере. Но ревнивый муж увёл её домой прямо посреди номера. Он запретил Маргарете даже думать о танцах. Однако тех нескольких мгновений, которые девушка провела на сцене, хватило, чтобы понять – ей нравится всеобщее восхищение.

Екатерина Алексеева, психолог Екатерина Алексеева, психолог: «Мата Хари принадлежала к демонстративным личностям. Это люди, которым необходимо быть в центре внимания. В противном случае, они теряют ощущение осмысленности жизни. Ей было неинтересно просто отдыхать на этом острове, ей хотелось быть в центре всеобщего внимания, и она была готова прикладывать к этому усилия».

Просматривая газеты, девушка увидела объявление о наборе танцоров для выступления на благотворительном балу. Маргарета решила, что это её шанс.

Девушка показала организаторам вечера свой танец, и те согласились включить его в программу.

Её экзотическое выступление так понравилось одному из гостей, что он поспешил познакомиться с очаровательной танцовщицей. Влиятельный промышленник и владелец Музея искусств Востока Эмиль Этьен Гиме влюбился в девушку с первого взгляда. Ради Маргареты Гиме забыл обо всём. Он забросил бизнес и перестал общаться с семьёй.

Эмиль Этьен Гиме, 1898 г. Коллаж © HistoryLost.Ru
Эмиль Этьен Гиме, 1898 г. Коллаж © HistoryLost.Ru

Но ей было мало одного поклонника. Она хотела, чтобы весь Париж лежал у её ног.

Маргарета поставила условие: взамен на её благосклонность Гиме устраивает девушке закрытое выступление в одном из столичных салонов.

Скоро в доме барона Анри де Ротшильда состоялось представление, где собрался весь парижский свет.

Екатерина Алексеева, психолог Екатерина Алексеева, психолог: «Мата Хари никогда не позволяла никому дотрагиваться до себя во время танцев. Она показывала окружающим разные части своего тела и эротически соблазнительно себя вела на сцене, но прикасаться было запрещено. Это вызывало чрезвычайное возбуждение и интерес со стороны мужчин: желание обладать ею, естественно. А со стороны женщин это вызывало желание быть на неё похожей. Мата Хари обладала, видимо, врождённым пониманием того, как устроено человеческое желание, и как это желание возбуждать и поддерживать».

Выступление имело ошеломляющий успех, гости были потрясены. Под конец чувственного танца Маргарета представала перед ними практически обнажённой.

Мата Хари, 1906 г. Коллаж © HistoryLost.Ru
Мата Хари, 1906 г. Коллаж © HistoryLost.Ru

Девушка сделала верную ставку, такого публика ещё не видела.

Публике нужны красивые легенды

Именно тогда Маргарета решила сменить имя – отныне её звали Мата Хари, в переводе с малайского – Око Дня. Вскоре о талантливой танцовщице заговорил весь Париж, а Айседора Дункан потеряла свой титул. Французы выбрали новую королеву танца!

Мата Хари придумывает легенду своего рождения и становится новой звездой Парижа. Танцовщица бросает Гиме, который помог ей подняться на вершину славы. Лучшие театры Европы открывают двери перед бывшей женой колониального офицера.

Выступление Маты Хари стало сенсацией. Уже на следующий день все газеты пестрели восторженными заголовками о рождении новой звезды. Танцовщице был открыт вход в любое общество. Ей поклонялись мужчины, а женщины завидовали и старались во всём на неё походить.

Однако Маргарета понимала, что мало просто завладеть вниманием публики – гораздо важнее его удержать. История успеха разведённой женщины была слишком обыденна и могла скоро надоесть парижанам.

Мате Харе нужна была легенда, что-то, что создало бы ореол таинственности и закрепило успех.

Во время одного из выступлений в зал ворвался человек в восточной одежде. Он бросился на колени перед Матой Хари и стал о чём-то умолять её на непонятном языке. Слуги тут же вывели незнакомца.

Изумлённые гости потребовали объяснений, но танцовщица невозмутимо продолжила выступление.

В то время в Европе нетрудно было отыскать индуса, полинезийца или марокканца. Богатые французы охотно привозили из колоний экзотических слуг. Одного из них и подкупила Мата Хари для задуманного ей спектакля.

Екатерина Алексеева, психолог Екатерина Алексеева, психолог: «Она не просто использовала обстоятельства или людей, она создавала информационные события, информационные поводы, как, например, случай с этим слугой, который бросился к ней в ноги. Она вела себя таким образом, что все верили в то, что она говорит правду. Это свидетельствует о незаурядных интеллектуальных способностях Маты Хари, а также о том, что для неё цели и эмоции никогда не перепутывались. Она всегда совершенно точно знала, чего она хочет, и никогда не уклонялась от своего пути в связи с тем, что у неё были какие-то переживания».

После выступления Мата Хари рассказала газетчикам, что это был слуга, которого прислала её мать, индийская принцесса, чтобы вернуть дочь домой и выдать замуж за раджу. Но, объясняла Мата журналистам, она не любит его, и поэтому ей пришлось бежать.

Эта история, естественно, подогрела интерес публики. Лучшие парижские театры открыли свои двери перед наследницей индийского трона.

Весь свет шёпотом, из уст в уста, в кулуарах и салонах передавал слухи о жизни восточной танцовщицы. Каждый раз история обрастала новыми подробностями, но ни один человек не усомнился в истинности царского происхождения Маты Хари.

Когда в Нидерландах в семье богатого торговца родилась прелестная девочка, никто из 27 тысяч маленького городка не мог даже подумать, кем она станет в будущем. Конечно, Мата Хари не принадлежала к царскому роду, но родительских средств хватало на любые её капризы. Привычной роскоши девочка лишилась только, когда её отец обанкротился.

Александр Вулых, биограф Александр Вулых, биограф: «Маргарет ушла из дому после того, как умерла её мама и разорился отец. Она, видимо, не могла пережить то, что отец был преуспевающим бизнесменом-фабрикантом, и вдруг он разорился. Её в жизни должен был сопровождать только успех, только красивая легенда, только то, что связано с дальнейшим её продвижением как звезды. И легенда звезды должна была иметь родителей «голубых» кровей. Поэтому эту легенду она усиленно поддерживала».

Упоение успехом и роскошью

Популярность Маты Хари росла с каждым днём. Самые влиятельные мужчины боролись за её расположение. Дорогие украшения, светские вечера – наслаждаясь такой жизнью, танцовщица совсем забыла про своего благодетеля Гиме.

Он тратил огромные деньги, чтобы удержать Мату Хари, но ей этого было мало. Ведущий музыкальный театр в Монте-Карло предложил восходящей звезде выгодный контракт.

Гиме ревновал, но ничего не мог поделать. У француза было больное сердце, и он умолял Мату Хари отложить поездку, но она не собиралась сидеть в Париже и ждать выздоровления своего пожилого покровителя.

Мата Хари бросила Гиме и уехала на гастроли с новым любовником.

Успех поездки был грандиозным. В Монте-Карло Мата Хари играет в театре, где среди её зрителей сам князь Монако Альберт I. Танцовщица выступает на одной сцене с мировыми звёздами: Фёдором Шаляпиным, Эммой Кальве и Джеральдиной Фаррар. А музыку к её танцевальным номерам готовы написать сразу два известных композитора – Жюль Массне и Джакомо Пуччини. Оба музыканта увлечены Матой Хари.

Слева направо: Жюль Массне, 1895 г.; Джакомо Пуччини, 1908 г. Коллаж © HistoryLost.Ru
Слева направо: Жюль Массне, 1895 г.; Джакомо Пуччини, 1908 г. Коллаж © HistoryLost.Ru

Пуччини осыпает молодую женщину дорогими подарками, правда, покупает он их на деньги, предназначенные труппе его театра.

Но Мату Хари не интересуют такие детали, она любит щедрых мужчин. Когда Жюль Массне приходит к танцовщице, чтобы показать музыку, которую он сочинил специально для её выступления, красавица указывает влюбленному композитору на дверь. Роскошные драгоценности, которые присылает Пуччини, для Маты Хари привлекательнее любой музыки. Отверженный Массне попытается покончить с собой, но «королева танца» узнает об этом уже в Вероне, куда уезжает с Джакомо Пуччини.

В Италии Мата Хари даёт несколько концертов, но вынуждена вскоре прекратить выступления. Пуччини попадает в автомобильную аварию и уже не может содержать любовницу – все деньги уходят на лечение. А Мата Хари привыкла жить в роскоши. Она уезжает из Вероны и бросает своего знаменитого любовника.

Екатерина Алексеева, психолог Екатерина Алексеева, психолог: «Для Маты Хари жизнь была игрой на деньги, и её партнёрами всегда оставались те люди, кто в этой игре выигрывает. То есть те, у кого есть деньги, тот удостаивался возможности быть её спонсором, её кавалером. Когда у человека деньги заканчивались, он больше её не интересовал. Но при этом, надо заметить, что Мата Хари никогда не злобствовала в отношении своих предыдущих партнёров, она просто оставляла их и уходила дальше».

Королевский размах

Мата Хари вернулась в Париж и открыла собственный салон. Сюда стремились самые богатые мужчины. Слава светских приемов, которые устраивала танцовщица, разлетелась по всей Европе. Гостей поражала роскошь, изысканность и, конечно, вызывающе откровенные выступления самой хозяйки.

Каждый, кто хоть раз посетил салон Маты Хари, хотел обладать этой ослепительной женщиной. Теперь она жила с королевским размахом. К началу 1914 года Мата Хари считалась самой высокооплачиваемой куртизанкой Европы.

Первооткрыватель таланта Маты Хари Гиме с трудом пережил предательство своей возлюбленной. Семья промышленника, обеспокоенная баснословными тратами на танцовщицу, подала прошение в суд о передаче состояния Гиме под опеку. Родственники утверждали, что старик выжил из ума. Его лишили всего и насильно увезли в поместье на юг Франции. Когда Мата Хари получила письмо от благодетеля с просьбой о встрече, она даже не сочла нужным ответить ему.

Новое поле деятельности

У ног Маты Хари лежит вся Европа. Ей становится мало одной славы. Куртизанка хочет войти в королевскую семью в Германии. Но планы танцовщицы рушит Первая мировая война. Перед Матой Хари открывается новое поле для деятельности.

Мата Хари заставила говорить о себе всю Европу. Жена голландского офицера превратилась в звезду мировой величины. С одинаковой лёгкостью эта женщина разбивала мужские сердца и выведывала военные тайны. Всю жизнь Мата Хари играла роль танцовщицы, шпионки, куртизанки. И даже к месту казни она вышла как на сцену.

Мата Хари уже покорила Францию и теперь стремилась к мировой известности. Ей рукоплескали миланский Ла-Скала, венский Аполло, мадридский Реаль. С такой же легкостью, как и подмостки ведущих мировых театров, она меняла и своих любовников. В ее коллекцию попадали только самые состоятельные и знатные мужчины.

В 1914 году Мата Хари приехала в Берлин. Её новый любовник, германский офицер, пригласил танцовщицу на учения прусской армии. На манёврах присутствовала вся немецкая знать. По окончании учений Мату Хари представили кронпринцу Вильгельму.

Кронпринц Вильгельм, около 1915 г. Коллаж © HistoryLost.Ru
Кронпринц Вильгельм, около 1915 г. Коллаж © HistoryLost.Ru

Она знала, что наследник престола покровительствует искусству и завела с ним разговор о театре. Вильгельм был так увлечён собеседницей, что даже не замечал недоумённых взглядов придворных. Им приходилось приветствовать кронпринца, а значит, склонять голову и перед его спутницей – танцовщицей и содержанкой. Мата Хари упивалась всеобщим вниманием. Именно о такой жизни она мечтала.

Наследник престола легко поддался чарам танцовщицы и стал ее любовником. По приказу кронпринца в берлинском театре Метрополь начали спешно готовить к постановке новый спектакль. Главную роль, естественно, должна была сыграть Мата Хари.

Екатерина Алексеева, психолог Екатерина Алексеева, психолог: «Внимание членов королевских семей подчёркивало то высокое положение, которого добилась Мата Хари. Она сама была «королевой танца», и когда вокруг её были короли и королевы, она чувствовала себя на своём месте. Это позволяло Мате Хари ощущать свою полноценность и реализованность в мире».

Мате Хари было мало играть ведущие роли на сцене, она хотела играть их и в жизни. Покровительство Вильгельма льстило танцовщице, но она никогда никому не хранила верность. При дворе кайзера было немало знатных мужчин, которые привлекали её своим положением и богатством.

И скоро кронпринц обнаружил, что он не единственный любовник Маты Хари. Явившись без предупреждения, Вильгельм застал в номере возлюбленной своего двоюродного брата – герцога Эрнста Августа.

Герцог Эрнст Август, около 1910 г. Коллаж © HistoryLost.Ru
Герцог Эрнст Август, около 1910 г. Коллаж © HistoryLost.Ru

Мата Хари постаралась спасти положение и быстро выпроводила герцога. По её словам, Эрнст Август заходил, чтобы предложить ей участие в новом гастрольном турне. Голос Маты Хари звучал так искренне, что Вильгельм поверил любовнице.

Впредь танцовщица старалась быть осмотрительнее, всё-таки её главной целью был кронпринц. Мата Хари понимала, что любой опрометчивый шаг может привести к разрыву.

Дмитрий Мармут, историк Дмитрий Мармут, историк: «Европейские династии, августейшие фамилии были многочисленны, и имели большое потомство европейские монархи. Если говорить о рисковом замужестве, в котором могла быть связь с таким персонажем, как Мата Хари, это могло произойти в случае невероятной любви какого-либо наследника или просто особы, близкой к королевской, императорской или иной другой семье. Он мог даже жениться».

Мата Хари надеялась, что отношения с кронпринцем станут её пропуском в королевскую семью. Но все планы разрушила Первая мировая война.

Задатки шпионки высокого полёта

Наследник престола углубился в военные дела. Мата Хари писала ему нежные послания, но письма перехватила немецкая разведка. О переписке доложили кайзеру Вильгельму. Император не мог допустить, чтобы его сын спутался с куртизанкой. Он отдал приказ немедленно выдворить танцовщицу из страны.

Передать указ кайзера поручили полковнику Вернеру фон Мирбаху. Мирбах пришел к Мате Хари не только, чтобы сообщить о решении императора. У полковника было задание завербовать знаменитую куртизанку для немецкой разведки.

Мата Хари могла стать источником бесценной информации. В ее салоне, где Мирбах сам часто бывал, приезжая в Париж, собирались очень влиятельные люди. А среди любовников этой обворожительной женщины было множество военных, занимавших видные посты во французской армии.

Мата Хари понимала, что слава танцовщицы не вечна. Поэтому в предложении немца она увидела не только единственный способ остаться в Германии, но и возможность сыграть одну из своих лучших ролей – роль шпионки. Не раздумывая, Мата Хари согласилась на предложение Мирбаха.

Мата Хари вернулась в Париж и вновь открыла двери своего салона. Среди приглашённых было много офицеров союзных войск. Мату Хари не смущала новая роль, она знала, как пользоваться доверием мужчин для достижения своих целей.

Дмитрий Мармут, историк Дмитрий Мармут, историк: «Разведывательные действия сыграли определяющую роль в истории Первой мировой войны. Что касаемо добычи ценной информации с помощью женщин-любовниц, женщин-наложниц – это известно с самых древних времён, практически с момента появления человечества».

Школьные годы

Искусству обмана Мата Хари научилась ещё в школе. Уже тогда юная Маргарета использовала женское обаяние в личных целях.

Директор школы, в которой училась девочка, раз в год выбирал одну из воспитанниц для учёбы в столичном придворном лицее. Чтобы получить рекомендацию, Маргарет решила обратить на себя внимание 55-летнего Хаанстра. Она уговорила по вечерам заниматься с ней французским. Вся школа не без оснований была убеждена в том, что ученица и директор любовники. Однако никто не решался сказать об этом вслух. Авторитет Хаанстры был непререкаем.

Монастырская школа, где училась Маргарета, отличалась строгими правилами, но директор был так увлечён девушкой, что забыл об осторожности. Хаанстра, естественно, рекомендовал в придворный лицей именно Маргарету, но слухи об их связи дошли до попечительского совета и кандидатуру девушки отвергли.

План Маргареты провалился, и она не могла простить учителю такого разочарования. Однажды девушка пробралась в кабинет Хаанстра и выкрала дневник с подробным описанием его любовных похождений. Маргарета подбросила записи главе попечительского совета школы. После этого Хаанстра со скандалом выгнали.

Екатерина Алексеева, психолог Екатерина Алексеева, психолог: «Мата Хари относилась к женщинам, беззастенчиво использующих своих партнёров для достижения собственных целей. Мату Хари совершенно не волновали чувства, мысли и мнения тех людей, у которых она добывала нужную ей информацию. В этом смысле, Мата Хари была очень искусным манипулятором. Таки манипуляторы обычно бывают чрезвычайно обаятельными людьми и вызывают очень сильное доверие со стороны своих жертв. Но сами они не только очень обаятельны, но никогда не теряют голову».

Вершить судьбы государств

Если раньше благосклонностью танцовщицы пользовались богатые и знатные мужчины, то теперь она выбирала только тех, кто мог стать источником секретных сведений. И всё же к некоторым из своих поклонников Мата Хари испытывала искреннюю жалость – они любили её, а она сознательно обрекала их на смерть. Ведь по законам военного времени любой виновный в утечке важной информации будет расстрелян. Но пути назад уже не было, и шпионка продолжала пользоваться доверием своих любовников.

С той же лёгкостью, с которой Мата Хари когда-то разучивала танец, она придумывала всё новые и новые сценарии обольщения.

Ни один мужчина, побывавший в ее будуаре, даже не догадывался о том, какую цену платит за расположение обольстительной куртизанки.

Встречаясь со многими французскими и британскими офицерами, танцовщица добывала те сведения, которые не удавалось заполучить лучшим агентам немецкой разведки.

Самодовольные министры, кичившиеся своим положением, генералы, посещавшие выступления Маты Хари в парадных мундирах, все они попадали под власть её красоты. А беседы, которые вела с ними танцовщица, были столь милы и наивны, что не вызывали никаких подозрений.

Двойная игра

Страсть русского офицера едва не растопила сердце Маты Хари, но шпионка не знает, что такое любовь. Она становится двойным агентом и подписывает себе смертный приговор.

Вадим Маслов боготворил Мату Хари. Но для неё русский офицер оставался лишь очередным поклонником. Мысль об этом была невыносима, Маслов зарядил револьвер…

Мата Хари бросилась к Вадиму, умоляла его остановиться. Глядя на танцовщицу, можно было подумать, что юноша вовсе ей не безразличен. По прекрасному лицу куртизанки текли слёзы. Сердце русского офицера дрогнуло. Однако Маслов даже не догадывался, что мольбами Маты Хари руководила отнюдь не любовь и не жалость.

Капитан Вадим Маслов служил в русском экспедиционном корпусе и состоял в свите Николая II. Столь высокое положение возлюбленного при дворе могло позволить Мате Хари не беспокоиться о собственном будущем. После войны Маслов, по её плану, должен был представить её русской императорской фамилии.

Летом 1916 года в Шампани шли кровопролитные бои. Раненых размещали в госпиталях в прифронтовой зоне, куда штатских не допускали. Немецкое командование требовало у Маты Хари информации из этого района, и она придумала, как туда проникнуть.

С того момента, как танцовщица начала заниматься шпионажем, ей невероятно везло. Мата Хари не допустила ещё ни одного промаха, и такой успех вскружил ей голову. Куртизанка понимала всю сложность задания, но была уверена, что справится.

Своим настойчивым желанием попасть в закрытый военный госпиталь Мата Хари вызвала подозрение у французского командования. За ней установили слежку. Оказалось, что танцовщица покинула Париж и направилась в сторону Шампани.

На приграничном пункте её уже ждал шеф французской военной разведки Жорж Ладу. Ладу предъявил Мате Хари обвинение в шпионаже. Каково же было его удивление, когда танцовщица вместо оправданий совершенно невозмутимо сообщила ему, что едет в госпиталь навестить своего тяжело раненного любовника Вадима Маслова. В битве на Марне русский капитан попал под газовую атаку и лишился глаза. Расспрашивая Мату Хари о её связях с немецкими офицерами, шеф французской разведки, сам того не понимая, подсказал ей новый план действий.

Шпионка тут же рассказала Ладу о своей связи с кронпринцем Вильгельмом и предложила отправить её в Германию. В этом случае, убеждала Мата, она сможет добыть бесценную для союзников информацию.

По заданию Ладу, Мата Хари отправилась в Бельгию, чтобы оттуда пробраться в Верден. Но встретиться с Вильгельмом она не успела, кронпринца отозвали в Берлин. В это время резко обострилась военная ситуация в Средиземном море. Обе разведки, словно сговорившись, направили Мату Хари в Испанию.

Большая политика не знает жалости

Дмитрий Мармут, историк Дмитрий Мармут, историк: «Испания, как и Швейцария, явилась местом противостояния, в том числе и разведструктур, противоборствующих сторон. В случае, предположим, вступления Испании в войну на стороне Тройственного союза, это вынуждало бы Францию воевать на два фронта, что было бы для неё крайне тяжело и крайне облегчило бы ситуацию на Западном фронте для Германии».

Ситуация накалялась. Французскому командованию нужен был громкий скандал, который бы на время отвлёк внимание от неудач на фронте. Ладу искал подходящую кандидатуру виновника. На эту роль идеально подходила женщина с сомнительной репутацией – Мата Хари.

В распоряжении сотрудников французской контрразведки имелась информация о том, что немецкий агент, действующий в Париже, тоже женщина. Кроме того, передвижения шпионки полностью совпадали с маршрутом поездок Маты Хари по Европе. Этого было достаточно, чтобы предъявить ей обвинение. В ноябре 1916 года французское командование приказало куртизанке вернуться в Париж.

Расплата

Мата Хари разоблачена. Суд над шпионкой превращается в настоящий спектакль. Все, кто когда-то боготворил танцовщицу, теперь стараются забыть её имя.

Мата Хари приехала в Париж в полной уверенности, что её вызвали для получения особо важного задания. Но Ладу так и не появился, а вечером в гостиничный номер танцовщицы ворвались офицеры французской разведки и начали обыск. Мата Хари пыталась помешать им. «Произошло какое-то недоразумение… – говорила она. – Вскоре всё выяснится…». Но офицеры не обращали внимания на протесты женщины, они тщательно проверяли каждую вещь, уделяя особое внимание найденным бумагам.

13 февраля 1917 года Мате Хари предъявили обвинение – шпионаж в интересах кайзеровской Германии. Сама она отрицала свою причастность и требовала, чтобы её освободили. Танцовщица настаивала на том, что её контакты с немцами были исключительно любовными, и никаких сведений она никому не передавала.

Мата Хари в день ареста, 13.02.1917 г. Коллаж © HistoryLost.Ru
Мата Хари в день ареста, 13.02.1917 г. Коллаж © HistoryLost.Ru

Оказавшись в тюрьме, Мата Хари первым делом начала писать письма своим друзьям во Франции и Нидерландах. Её послания были сдержанны, в них не было истерики и паники. Тем не менее, Мата Хари была по-настоящему растеряна и в первый раз в жизни просила о помощи.

Екатерина Алексеева, психолог Екатерина Алексеева, психолог: «Как и многие люди, стремившиеся завоевать мир, в некий момент Мата Хари оказалась на уровне, превышающем уровень её компетентности. Она оказалась вовлечённой в ситуацию, в которой она не понимала уже, что происходит, и которой она уже не умела управлять. С другой стороны, она до конца считала, что она сможет справиться и сможет переломить ситуацию в свою сторону».

Процесс над Матой Хари широко освещался в прессе. Журналисты, несколькими годами ранее сходившие с ума от восторга только при упоминании её имени, теперь с удовольствием смешивали бывшую «королеву танца» с грязью.

Летом 1917 года Мата Хари предстала перед парижским военным трибуналом. На суде она вела себя гордо, ни о чём не просила и не оправдывалась. Присяжные вынесли вердикт – виновна. В качестве наказания была назначена высшая мера – расстрел.

Дело Маты Хари длилось восемь месяцев. За это время никто из друзей, знакомых и любовников не навестил её в тюрьме. Многие отказались прийти на процесс, испугавшись, что пострадает их репутация.

Мата Хари просила о помощи многих своих любовников. Вместо престарелого Гиме ответ прислали его родственники, композитор Пуччини вообще не ответил на письмо. Вадим Маслов даже направил в суд бумагу, в которой называл их связь случайностью и утверждал, что давно порвал с танцовщицей. А офицеры, когда-то её рьяные поклонники, теперь наперебой пытались оправдаться, выставляя себя жертвами коварной шпионки.

Смертельная точка

После оглашения приговора, Мата Хари поняла, что спасения ей ждать неоткуда. Теперь все силы великой шпионки, куртизанки и танцовщицы были направлены на то, чтобы достойно сыграть свой последний спектакль. Перед казнью Мата Хари написала два письма – мужу и дочери. Но они этих посланий так и не увидели – после суда вся переписка Маты Хари была передана в тюремный архив.

Александр Вулых, биограф Александр Вулых, биограф: «В тюрьме, в камере смертников, она могла спокойно спать только в одну ночь в неделю – с субботы на воскресенье. Потому что в воскресенье не выводили на расстрел. Всё остальное время она ожидала этой минуты, когда за ней придут, и она уже знала, как её встретит».
Мата Хари перед казнью, 1917 г. Коллаж © HistoryLost.Ru
Мата Хари перед казнью, 1917 г. Коллаж © HistoryLost.Ru

15 октября 1917 года в 6 часов утра Мату Хари привезли в Венсен к месту казни. Она согласилась выпить глоток рома, полагающийся приговоренному, отрицательно покачала головой в ответ на вопрос, который мог бы спасти ей жизнь: «Не беременны ли вы?», и попросила не завязывать ей глаза. Она хотела смотреть в лицо своим палачам.

Никто из многочисленных поклонников Маты Хари так и не набрался мужества потребовать её тело после казни, чтобы достойно похоронить. И только бывший муж Рудольф Мак-Леод, первый, кого «королева танца» предала на пути к своему успеху, узнав о смерти Маргареты, сказал: «Как бы она ни жила – такой смерти она не заслужила».

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии