Исчезновение «Уараты»

5539

Английский пароход «Уарата», построенный в начале прошлого века, по праву на тот момент считался самым крупным в мире. В 1909 году с 211 пассажирами и членами экипажа он отправился из Австралии в Англию. Тогда никто не подозревал, что этот рейс станет последним. У берегов Южной Африки лайнер исчез. До сих пор ничего не известно ни о его судьбе, ни о судьбе находившихся на борту людей.

Роскошный гигант

В 1908 году шотландская судостроительная фирма «Барклай Кэрл» по заказу британского флота построила пароход «Уарата». Он предназначался для дальних рейсов, в частности в Австралию. Корабль имел водоизмещение 16 тыс. тонн, мог принять на борт несколько сотен пассажиров и более 10 тыс. тонн груза. Надежность и непотопляемость корабля обеспечивали восемь водонепроницаемых отсеков и система навигации, созданная по последнему слову техники. Кроме комфортабельных кают, «Уарата» имела кабинеты, роскошный банкетный зал, курительную комнату и много других мест для отдыха пассажиров.

Блестяще пройдя испытания, «Уарата» отправилась к берегам Австралии. Капитан Джошуа Илбери был очень доволен кораблем и командой. В Австралии лайнер взял на борт 6,5 тыс. тонн груза, 211 пассажиров и двинулся к порту Дурбан, где пополнил запасы угля. 29 июля 1909 года пароход взял курс на Кейптаун, а оттуда должен был отправиться в Лондон. Но ни в один из этих пунктов назначения не прибыл. Последним корабль видел вахтенный матрос парохода «Клан Макинтайр». Оба судна поприветствовали друг друга. С тех пор об «Уарате» никто не слышал.

На первых полосах

Первые 24 часа, после того как пароход не прибыл в пункт назначения, его хозяева не волновались. Мало ли что могло приключиться, например, шторм, изменивший курс. А через двое суток стало понятно, с «Уаратой» случилась беда. Но что произошло, было непонятно. Если пароход затонул, то куда же делись люди? Ведь лайнер был оснащен 17 шлюпками на 800 человек, плотами, спасательными кругами и жилетами. Однако на поверхности океана ничего не обнаружили.

В прессе поднялся шум, высказывались различные версии гибели парохода. Тогда же появилось сообщение, что 11 августа моряки других пароходов видели в воде тела погибших. Но при проверке записей в судовых журналах выяснилось, что расстояние между ними и местом катастрофы было более 100 миль. Вскоре поступило еще одно сообщение от капитана парохода «Харлоу», в котором говорилось, что 27 июля в шестом часу вечера он видел «Уарату», а спустя два часа на месте судна вспыхнуло сильное пламя, сопровождаемое отдаленным гулом. После этого пароход исчез. Но смотритель маяка, находящегося неподалеку на мысе Гермес, ничего подобного не видел и не слышал.

Потом, как водится, стали появляться газетные утки о найденных записках в бутылках, выброшенных на берег, якобы написанных пассажирами перед гибелью парохода. Все находки противоречили друг другу по координатам, фамилиям людей, датам, причинам и т. д. Да и написаны они были одним и тем же почерком. Тем не менее родственники погибших купили их за хорошие деньги.

Вещий сон

Одна газета опубликовала рассказ пассажира «Уараты» Клауда Сойера. Он путешествовал на пароходе по торговым делам. Когда судно двигалось в Дурбан, Сойер заподозрил неладное. Пассажир поделился наблюдениями о плохой остойчивости парохода с помощником капитана. Тот не стал возражать, более того, он сообщил Сойеру, что именно по этой причине собирался покинуть пароход по прибытии в Лондон.

Перед этим разговором несколько ночей подряд Сойеру снился один и тот же сон. Будто он убегал от рыцаря, закованного в доспехи, по которым струилась кровь. Сложив разговор, сон и то, что «Уарата» — 13-й корабль в его поездках, Сойер понял: это знак. И покинул судно в Дурбане. Его рассказ дал новую пищу для обсуждений, но и только.

Напрасные труды

Три месяца поисковые экспедиции прочесывали Южноафриканское побережье. Все безрезультатно. Было принято решение приостановить поиски. Безутешные родственники пропавших снарядили в 1910 году пароход «Вэйкфилд», который 10 февраля отправился в Дурбан. Полгода судно курсировало по маршруту, однако опять никаких следов обнаружено не было.

В конце 1910 года началось официальное расследование загадочного происшествия. Были взяты свидетельские показания пассажиров, сошедших в Дурбане, опрошены инженеры, рабочие, строившие пароход, морские эксперты. Через два месяца комиссия пришла к заключению — надо сказать, не проливающему свет на печальные события. В протоколе было написано, что «Уарата» попала в сильный шторм и затонула. В том, что пароход был устойчивым и хорошо оснащенным, никто не сомневался, но проверила ли команда герметичность люков и подготовила ли спасательные средства, неизвестно.

Некоторые специалисты склонялись к мнению, что произошла какая-то авария или взрыв в машинном отделении, приведший к остановке двигателей. Корабль в таком состоянии не мог противостоять шторму. Возможно, гигантская волна его перевернула так стремительно, что люди не успели надеть жилеты и воспользоваться шлюпками. К тому же «Уарата» имела на борту очень тяжелый груз, который, предположительно, не был закреплен. И во время качки он начал перемещаться по грузовому отсеку, сместив таким образом центр тяжести.

Версии о пожаре на судне или взрыве, о котором говорил капитан «Харлоу», были признаны несостоятельными, поскольку никаких следов бедствия на воде не нашли.

Поиски продолжаются

Прошло много лет, закончились Первая и Вторая мировые войны, и, конечно, исчезновение «Уараты» постепенно забылось. В 1955 году пилот боевого самолета, облетая Южноафриканское побережье, заметил между рифами странную тень на дне, очень напоминавшую контуры большого судна. Тогда он решил, что это и есть пропавшая без вести 50 лет назад «Уарата». Однако на следующий день, взяв на борт журналистов и пролетая с ними по тому же маршруту, он ничего не смог увидеть. Возможно, имелось некоторое отклонение от вчерашнего курса, или море было не таким прозрачным, или солнце светило не под тем углом. К тому же в этих местах во время войны затонуло много кораблей, поэтому не факт, что это была «Уарата».

Еще через три года капитан рыболовецкого судна недалеко от Дурбана с помощью эхолота обнаружил под водой огромный затонувший пароход. Как раз в том месте, где его видел пилот. Было принято решение начать подводные работы. И наконец со дна подняли ржавый лист корабельной обшивки. Прибывшие на место специалисты фирмы «Барклай Кэрл», заявили, что именно такая обшивка была на «Уарате» — как и на всех их кораблях, построенных до Первой мировой. Форма и толщина листа, сохранившиеся заклепки — все свидетельствовало в пользу того, что «Уарата» найдена.

Оставалось обратиться к водолазам, чтобы они более детально рассмотрели находку. Но рифы, неспокойная вода, акулы и водолазное снаряжение того времени не позволили это осуществить.

И вот наконец в 1999 году участники экспедиции во главе с доктором Брауном, руководителем национального подводного и морского агентства ЮАР, смогли заглянуть в трюмы затонувшего корабля.

Оказалось, что в них находились запчасти к грузовикам, сами грузовики, канистры для топлива и т. д. То есть груз парохода относился к временам Второй мировой войны. А затонуло судно в 1942 году, подбитое подводной лодкой гитлеровцев… Это была не «Уарата».

До сих пор остается неясным, что произошло с пароходом, куда делись пассажиры, почему не найдено никаких следов катастрофы. Что касается компании, которой принадлежало судно, то ее репутация была безнадежно испорчена, люди перестали покупать билеты на ее пароходы. Какое-то время она занималась перевозкой грузов, а потом и вовсе перестала существовать.

«Уарату» ищут по сей день, и вопрос о том, где затонуло судно, остается открытым. Историк Питер Хамфрис считает, что корабль затонул чуть южнее Ист-Лондона. По его мнению, начался сильный шторм, и капитан принял решение переждать его в Порт-Элизабет. Но на подходе к порту пароход наскочил на подводный риф, что и было причиной крушения. Океанолог Джек Мэллори высказывает мнение, что «Уарата» стала жертвой гигантских волн, природа которых неизвестна.

Галина Орлова

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии