Социальные сети — продукт XXI века. Конечно, можно попытаться подобрать аналоги в прошлом, но все они будут надуманными, потому что подобного информационного взаимодействия между людьми никогда не было. И понятно, что оно будет шириться и углубляться. Куда это нас приведёт?
Право на мнение
Хотя ни один футуролог XX века не смог предсказать социальные сети, их возникновение стало неизбежным результатом внедрения электронных систем связи. Первая программная платформа, которую можно назвать прототипом соцсети, появилась в 1995 году на базе портала Classmates.com. По его образу и подобию конструировались позднее хорошо известные нам «Одноклассники». Однако тот старый проект еще не давал пользователю возможности создавать собственный профиль и индивидуальный список друзей, а лишь помогал в восстановлении прежних связей.
Соцсеть в современном понимании появилась чуть позже: ею стала SixDegrees.com, запущенная Эндрю Вейнрейхом в 1997 году. Теперь любой пользователь, подключаясь к ней, мог открыть страницу с личными данными и через нее заводить новые знакомства по интересам. В России примерно в то же время расцвела любительская сеть FidoNet, которая предназначалась для профессионального общения программистов, но быстро вышла за рамки узкой специализации, открыв множеству людей возможности сетевых контактов. Портал SixDegrees.com закрылся в 2001 году, a FidoNet была вытеснена массовым распространением Интернета, но потребность пользователей в обмене мнениями и впечатлениями сохранилась. Спрос, как известно, рождает предложение, и вскоре появилось несколько популярных систем, которые жестко конкурируют друг с другом.
Общее у всех этих сетей одно — желание делиться уникальной информацией и обсуждать ее вне каких-либо границ. Ничего похожего ранее не было, а растущая популярность соцсетей делает их новым фактором, оказывающим влияние на политику, экономику и культуру.
Рынок или базар?
Нужно понимать, что современные социальные сети — это прежде всего коммерческий проект. Будь иначе, вряд ли Марк Цукерберг, в 2004 году основавший Facebook, числился бы сегодня одним из богатейших людей планеты. Имея свыше миллиарда зарегистрированных пользователей, можно зарабатывать, например, на рекламе. Аналитики давно заметили, что потенциальные покупатели охотнее реагируют на рекламу, если она связана с личными ассоциациями. Проблемой был уровень доверия: лет 10 назад социальные сети воспринимались как нечто непривычное и странное, совершать покупки через них казалось рискованным делом, но теперь, когда ими пользуются практически все, кто имеет доступ к Интернету, психологические барьеры сломаны, что фиксирует и значительный рост продаж. Поэтому ведущие корпорации все больше ресурсов выделяют на работу с соцсетями, ориентируясь прежде всего на ситуативное предложение товаров и услуг, которые могут быть востребованы в связи с информационными поводами или модой.
Другое важное для торговли свойство социальных сетей — возможность собирать статистику о желаниях пользователей, ведь потенциальные покупатели добровольно публикуют данные о своих предпочтениях, интересах, взглядах, что помогает продавцам обращаться к ним с адресными предложениями. Если вы достаточно долго пользовались какой-либо соцсетью, то, наверное, заметили, насколько меняется содержание рекламных баннеров по мере того, как вы делаете покупки или отвечаете на анкеты. Доходы от такой рекламы (ее называют таргетированной) исчисляются уже миллиардами долларов в год.
Еще одним перспективным способом привлечения клиентуры является создание корпорациями специальных сообществ в сетях, участие в которых гарантирует получение оперативной информации о новинках продукции, накопительные скидки при покупках и приоритетное решение технических проблем. Понятно, что этот рынок пока еще далек от насыщения, благо подрастает поколение, для которого соцсети стали привычной средой общения с ранней юности.
Специалисты по маркетингу отмечают, что в будущем главной задачей рекламщиков по-прежнему будет убедить покупателя, что именно он «самый важный и самый лучший», однако теперь необходимо учитывать его возросшую мобильность, реагируя на изменение предпочтений намного быстрее и гибче, чем раньше. Проще говоря, стратегия ориентации на потребительские сегменты уходит, во главу угла ставится индивидуальная работа с каждым.
Возможно ли учесть интересы отдельной личности и вовремя отреагировать на их изменение? Возможно, если накоплена достаточная статистика и созданы эффективные алгоритмы ее обработки. Они же по принципу обратной связи будут способствовать превращению разрозненных социальных сетей, оперирующих обособленными профилями и сообществами, в единое интерактивное медийное пространство, в котором будут формироваться модные бренды, оригинальные идеи, новые смыслы.
Тёмная сторона
Чего нам ждать от социальных сетей в ближайшем будущем? Вполне вероятно, что они станут оказывать влияние не только на формирование чисто экономических запросов, но и на тенденции в политике. Сформируются партии нового типа и поддерживающие их сетевые средства массовой информации. Благосклонностью сетевых партий захотят заручиться многие действующие политики, больше того — сама эта среда начнет выдвигать ярких лидеров. Соцсети смогут создавать репутацию своим лидерам или в зависимости от ситуации уничтожать ее. Возникнут необычные доктрины и идеологии.
С культурой будет еще веселее. Тут следует ожидать появления новых медиазвезд, творчество которых найдет изначально массовую поддержку в соцсетях. Соответственно появятся проекты, ориентированные прежде всего на группы пользователей и потакающие их потребностям. Мы увидим любительские шоу и сериалы, самые успешные из которых обретут многомиллионную аудиторию, отбирая ее у телевидения. Вероятно, что на каком-то из этапов соцсети займутся продюсированием талантливых творческих людей: музыкантов, художников, писателей, режиссеров, общественных деятелей.
Перспективы кажутся ослепительными, но следует помнить, что у любого процесса всегда есть и темная сторона, причем зачастую она проявляется раньше светлой. Веемы слышали страшные известия об эпидемии самоубийств, некоторые из которых, как считается, были спровоцированы общением в так называемых группах смерти. И это только одна из возможных негативных тенденций, которые будет порождать расширение соцсетей. Террористические организации, религиозные секты, преступные кланы, порностудии, хакеры, мошенники, шантажисты получают в сетях такую же почву для развития своей деятельности, как и все остальные. И противостоять им с учетом права на приватность будет куда сложнее, чем сегодня. Обществу придется выработать инструменты, которые помогут так или иначе блокировать преступность в Сети, ведь чем больше дается прав, тем выше становится ответственность.
Пространство разума
Футурологи полагают, что когда-нибудь произойдет сращивание человеческого разума с Сетью. Например, в массовый доступ поступит интерфейс, позволяющий напрямую обмениваться информацией с компьютером, а технология виртуальной реальности преобразует этот обмен в привычную для нас форму ощущений. В таком случае соцсети станут не набором формальных описаний личности человека, а частью самой личности, ее продолжением. И тогда можно будет говорить о рождении коллективного разума.
Далее возможны варианты. Есть опасность, что произойдет потеря индивидуальности и выстраивание мышления по каким-то единым упрощенным лекалам. Однако хочется верить, что люди, наоборот, получат шанс к еще большему личному росту, к принципиально новым знаниям о себе и тех, кто рядом.
Антон Первушин