Мы готовы в этой жизни усомниться в чем угодно — только не в собственном поле, который, как известно, определяют при рождении. Кажется, какие тут могут быть колебания?
Но датский художник Эйнар Вегенер опроверг и эту истину…
Опыт человечества говорит о том, что даже такая непреложная истина, как пол, может вызвать сомнения.
Притом не у кого-то постороннего, а у самого обладателя «неопровержимых» половых признаков. Это доказано историей датчанки Лили Эльбе, родившейся мальчиком, которого родители нарекли Эйнаром Магнусом Андреасом Вегенером. Только вот однажды Эйнар понял: он женщина, а никакой не мужчина. И стал первым в истории человеком, прошедшим через хирургические операции по смене пола.
Ошибка природы?
Возникает вопрос: как такое может быть? А вот случается. Нечасто — но бывает. Люди, родившиеся представителями одного пола, но чувствующие себя представителями другого, ощущают себя так, как будто их засунули в чужое, «неправильное» тело. Их ни в коем случае не следует путать с гомосексуалистами: представители сексуальных меньшинств считают себя представителями того пола, который был определен при рождении. Другое дело, что свою роль в сексуальных отношениях они представляют себе иначе, чем люди традиционной ориентации.
В прошлом году историю Эйнара экранизировали: вышел англо-американский фильм «Девушка из Дании». Картину сняли по одноименному роману Дэвида Эберсхоффа, опубликованному в 2000 году.
Фильм участвовал в нескольких престижных кинофестивалях.
И сегодня операция по смене пола представляется дикой. Ведь кажется: почему человеку не живется тем, кем он родился? А вот нет. Не может он себя чувствовать комфортно мужчиной, если все его существо как будто говорит: ты — женщина. Примерно 40% транссексуалов кончают жизнь самоубийством.
Обычная судьба
Эйнар родился в Дании в 1882 году. Естественно, у родителей не было ни малейших сомнений в поле ребенка. Правда, с детства мальчик не отличался особой мужественностью, не любил драться, не был особенным поклонником подвижных игр. Ну и что? Мало ли на свете тихих, чувствительных мальчиков…
Эйнар тонко чувствовал искусство и с ранних лет рисовал. Почему нет? Большинство художников — мужчины! Да, он не вырос ни высоким, ни мужественным, ни широкоплечим. Но мало ли мужчин выглядят немужественно?
Эйнар поступил в Датскую королевскую академию изящных искусств в Копенгагене. Живопись он выбрал профессией, опять же, с согласия семьи. А почему нет? Эйнар рисовал довольно милые пейзажи…
В академии он и встретил свою любовь. Как ни странно, это была женщина. Они познакомились с Гердой Готлиб на занятиях и сразу поняли, что созданы друг для друга. Удивителен тот факт, что главным чувством в жизни будущей Лили стала именно женщина: транссексуалы часто начинают ощущать свою необычность, именно влюбившись в человека своего изначального пола. Но Эйнар в 1904 году женился на Герде, которая была моложе его на четыре года. Брак двух людей искусства оказался совершенно счастливым. Герда рисовала по большей части изысканные женские портреты. Вскоре после окончания академии она стала известным иллюстратором книг и женских журналов.
Такие отношения, которые как-то сразу сформировались у Эйнара и Герды, именуют «чем-то большим, чем любовь». Они вместе работали и вместе проводили свободное время. Со стороны они выглядели как счастливая пара не самых привлекательных внешне людей: Герда отличалась невыразительной, бесцветной внешностью.
Эйнар всегда как-то по-особенному смотрел на женщин. Он не просто любовался ими, как большинство мужчин. До поры до времени никто не замечал, что он наблюдает за представительницами противоположного пола не как любитель прелестниц, а скорее, примеряя на себя женский образ. Вернее, даже не образ и не роль, а как бы другую кожу, другое тело — такое, в котором ему было бы комфортнее жить.
Переворот, как и все серьезное в этой жизни, произошел неожиданно и начался с мелочи. Однажды к Герде не явилась натурщица, и жена попросила Эйнара попозировать для картины в туфлях и женских чулках. Муж с радостью согласился. Надев на себя женскую одежду, он неожиданно для самого себя почувствовал себя несказанно комфортно.
В этот момент до него дошло то, к чему рано или поздно приходят все транссексуалы: он решил, что его «засунули» в чужое тело. И Эйнар стал действовать.
Рождение Лили Эльбе
Теперь Эйнар жил тремя жизнями. В одной из них он был мужем Герды — вполне обычным датчанином. Во второй он был Лили Эльбе — подругой Герды. Эту роль он исполнял в женском наряде. Исполнял прекрасно: никому и в голову не приходило, что Лили — переодетый Эйнар. В лучшем случае, «женщин» принимали за лесбийскую пару. В третьей Вегенер был мужчиной, который хотел сменить пол. И начал из-за этого настоящее паломничество по врачам. Медики ставили «диагноз» — гомосексуализм. Это явление было широко известно. А о транссексуальности мало что знали. Эйнар не был глуп: он отлично понимал, что он — не из того теста, из которого сделаны мужчины нетрадиционной ориентации. Именно поэтому менял докторов до тех пор, пока немецкий медик не сказал ему, что обнаружил в его организме зачатки женских органов. Сегодня трудно судить о том, что именно нашел в теле Вегенера врач: у транссексуалов нет органов того пола, представителями которого они себя чувствуют. У них, по словам специалистов, отличается лишь гормональный фон… Но после вердикта просвещенного медика Эйнар принял решение стать женщиной во что бы то ни стало.
Паре было душно в родной Дании. И они стали путешествовать по Европе в поисках того, что сейчас назвали бы «более толерантным обществом». В 1912 году Вегенеры осели в Париже. Атмосфера столицы Франции благоприятствовала всякого рода необычности — в том числе и сексуальной. Кроме того, «режим» парижской жизни чрезвычайно подходил людям искусства. Эйнар обожал светские вечеринки — пара с удовольствием окунулась в череду встреч во французских богемных компаниях. Там они играли роль лесбийской пары. Эйнар называл себя Лили и, несмотря на присутствие рядом законной жены, пользовался успехом у мужчин. Лили отличалась веселым нравом и кокетливостью. Грациозной, полногубой хохотушке в очаровательной — по моде того времени — шляпке даже сделали несколько предложений представители сильного пола.
Эйнар по документам оставался мужчиной, но постепенно настолько вжился в роль Лили, что стал скрывать свою половую принадлежность. О ней знали только близкие друзья. Чужим людям «женщины» представлялись как сестры.
Но существование трансвестита (любителя носить одежду противоположного пола) его явно не устраивало. И он пустил в свою жизнь людей со скальпелем. Это случилось в 1930 году, когда немецкий хирург согласился на первую операцию из серии хирургических вмешательств по смене пола.
Удаление тестикул прошло успешно. Удача окрылила Эйнара-Лили. И он уже не мог остановиться на достигнутом. Во время второй операции мужчине-женщине пересадили яичники.
История Эйнара-Лили стала газетной сенсацией в Европе, расколовшей общество на две части: сторонников и противников эксперимента. Король Дании пришел в ужас и собственноручно аннулировал брак Вегенеров. (После развода Герда вновь вышла замуж. В 1936 году она развелась со вторым супругом и вскоре вернулась в родную Данию, где скончалась в 1940 году).
Новоявленная Лили, несмотря на все физические мучения, была счастлива. Организм же бывшего мужчины протестовал. Третья операция стала экстренной — судя по всему, из-за отторжения яичников. Но Эльбе, едва оправившись после нее, возжелала стать матерью. Она теперь мечтала о семье и совсем перестала рисовать, считая работу художника частью своей прошлой личности. По слухам, выйдя из клиники, она собиралась выйти замуж за некоего поклонника…
Четвертое хирургическое вмешательство, во время которого врач пытался сформировать пациентке влагалище, успехом не увенчалось. От последствий операции Эльбе скончалась.
Случай Эйнара-Лили стал важной вехой в истории хирургии, сексологии и, конечно, гендерной психологии.
После этого в мире провели множество успешных операций по перемене пола. Ошибки, допущенные врачами в случае с Вегенером, многому научили хирургов. Только за эти ошибки Эйнар заплатил собственной жизнью. Но ему была нужна лишь та жизнь, в которой он был бы Лили — и только ею.
Ольга Соколовская