Падение
Еще в школьные годы в австрийском городке Боцене (сейчас это итальянский Больцано) Макс Валье увлекся механикой и даже в 1910 году, в 15 лет, опубликовал несколько научных статей в местной прессе. Кроме того, еще до окончания гимназии юноша успел поработать в мастерских (точной механики, литейной и др.) — попробовал себя в основных рабочих профессиях, что впоследствии очень пригодилось.
В 1913 году школьную скамью Макс сразу же сменил на студенческую — поступил в Инсбрукский университет. Но продолжить основательное знакомство с физикой, математикой и астрономией не позволила начавшаяся Первая мировая война. Рядовой Валье проходил военную службу в должности метеоролога. Знаковым можно считать назначение его в 1917 году офицером воздухоплавательного батальона австрийской армии.
Тогда же судьба послала Валье первое предостережение: во время его полета на воздушном шаре тот из-за повреждения начал стремительно падать с высоты 4 километра (!). К счастью, пилот остался жив — смертельно опасное приключение стоило ему лишь нескольких сломанных ребер.
Воздухоплавательная практика и основательное знакомство с набирающей силу авиацией позволили молодому человеку сделать вывод: высокие скорости и большие расстояния можно будет покорять лишь с помощью ракетных двигателей. Прежде чем заняться их созданием, Валье 5 лет посвятил получению высшего технического образования в Инсбрукском, а затем в Венском и Мюнхенском университетах.
Луна, Марс и далее
Поистине оглушающее впечатление на Макса произвела книга Германа Оберта «Ракета для межпланетного пространства», которую он прочел в 1923 году. Многие идеи ее автора о покорении космоса были ему очень близки. Год спустя он развил их уже в своей научно-популярной книге «Прорыв в мировое пространство. Техническая возможность». И если труд Оберта остался практически незамеченным — им заинтересовались только специалисты, которых в то время было немного, то рассчитанное на широкую аудиторию произведение Валье сразу же стало бестселлером. Достаточно сказать, что до 1930 года книга выдержала 6 переизданий. В 1936 году она вышла на русском языке и оказала влияние на отечественных первопроходцев космоса.
Несмотря на то, что книга была ориентирована на широкую аудиторию, в ней Валье изложил научно аргументированный план запуска исследовательских ракет в стратосферу, полетов людей на Луну, а затем на Марс и другие планеты Солнечной системы.
Причем еще в середине 1920-х годов он описал многое из того, что спустя десятилетия было реализовано. Так, освоение Луны, по мнению Валье, должно было начаться с ее исследовательских облетов, затем на поверхность высадятся два первопроходца, и следующим этапом станет строительство обитаемой базы. Как видим, два первых этапа уже осуществлены, а третий предусмотрен космическими программами России, США и Китая. Да и полеты на Марс находятся в стадии постепенной реализации.
Некоторые коллеги обвиняли Валье в популизме: дескать, его статьи в популярных журналах оторваны от реальных возможностей науки и техники. Но он парировал: если не привлекать внимание к полетам в космос, то трудно рассчитывать на финансовую поддержку как правительства, так и инвесторов. Поэтому и выходили такие будоражащие общественное мнение статьи, как «Из Берлина в Нью-Йорк за один час», «Смелое путешествие на Марс» и др. Как бы сказали сегодня, удачный маркетинговый ход.
Порох отменяется
Впрочем, гораздо важнее для прогресса ракетостроения практическая деятельность Макса Валье. В первую очередь он — серьезный ученый и инженер-конструктор.
Уже в декабре 1927 года в горах Саксонии им были проведены успешные испытания моделей ракетопланов с пороховыми зарядами. Установленные на конструкции, напоминающие сани, они развивали скорость до 100 км/ч.
Это привлекло внимание Фрица фон Опеля — одного из совладельцев одноименной автомобильной компании. При его поддержке Валье приступил к созданию ракетного автомобиля. 12 апреля 1928 года состоялись его публичные показы на полигоне в Рюссельхейме и 23 мая на автодроме «Авус» под Берлином, где был установлен рекорд скорости — 230 км/ч.
Правда, именно после этого успеха Валье и Опель разошлись во взглядах на дальнейшие разработки. Последний, как промышленник и финансист, был нацелен на получение прибыли, а инженер-конструктор хотел выйти на следующий этап своего космического плана — создать ракетный двигатель для освоения воздушного пространства. В итоге их пути разошлись, и, кстати, разрыв сказался прежде всего на деятельности команды Опеля: дальнейшие эксперименты по созданию сверхскоростного автомобиля оказались неудачными.
В свою очередь Макс Валье продолжил создавать эффективный ракетный двигатель. Вместо автомобиля теперь использовались сани, и 9 февраля 1929 года при заезде на озере Штарнбергерзее удалось развить скорость до 400 км/ч.
Это был потолок для пороховых ракет: теперь Валье решил пойти по более перспективному пути — разрабатывать ракеты на жидком топливе. Именно им впоследствии предстояло подняться в космос. Гениальный инженер даже сделал расчеты будущего межпланетного корабля, которые удивительным образом совпали с параметрами тех, что успешно стартовали 40 лет спустя…
Первая жертва
Но сначала перспективные разработки требовалось зарекомендовать на земле. На этот раз поддержку инженеру оказал владелец завода промышленных газов Пауль Хайланд. Как результат, 8 марта 1930 года первый жидкостный ракетный двигатель развил тягу в 8 кгс.
В конце мая 1930 года в Берлине должна была проходить Неделя авиации, которая позволила бы Максу Валье в рамках выставки на Потсдамской площади показать одну из его последних новинок — усовершенствованный ракетный двигатель для автомобиля. В нем в качестве топлива использовалась смесь бензина и жидкого кислорода. Машину с таким двигателем уже опробовали в середине апреля, но дым из выхлопной трубы был красноватого оттенка — сгорало не все топливо, и требовалась более тонкая регулировка.
В ночь на 17 мая под руководством Валье проводились окончательные испытания двигателя. Когда давление в камере сгорания достигло требуемой величины в 7 атмосфер, раздался взрыв. Видимо, сказался дефект металла — из оболочки двигателя выбило несколько осколков, один из которых попал Валье в аорту — в этот момент он находился ближе всего к участку разрыва. Сильное кровотечение остановить не удалось, а врачи подъехали слишком поздно… В газетах, много писавших о катастрофе, Макса Валье назвали «первой жертвой межпланетных сообщений».
«Маяк» для фон Брауна
Стоит отметить, что именно рекорды скорости Макса Валье привили интерес к ракетным двигателям будущему основоположнику современного немецкого, а затем американского ракетостроения Вернеру фон Брауну. Еще 12-летним мальчишкой он пытался подражать своему кумиру: прикрепил к игрушечному автомобилю несколько петард и запустил его на одной из берлинских улиц. Правда, угодил за это в полицию… Но зато в 1930 году, поступив в Берлинский технический университет, сразу же присоединился к Обществу межпланетных сообщений и подключился к разработке ракетных двигателей на жидком топливе.
Можно с большой долей вероятности предположить: останься Макс Валье жив, именно он после прихода Гитлера к власти, скорее всего, возглавил бы военное ракетостроение и разработку Фау-2 в фашистской Германии. Во-первых, он был гораздо авторитетнее и опытнее Брауна в технических вопросах и к тому же старше его на 17 лет. Валье раньше начал заниматься жидким топливом и имел четкую программу его использования в дальнейшем. Во-вторых, при назначении явно учли бы его австрийское происхождение — как-никак земляк фюрера…
Но история распорядилась иначе, и именно под руководством фон Брауна была осуществлена мечта Валье о полете человека на Луну: для этой цели была создана серия космических кораблей «Аполлон». 20 июля 1969 года астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин первыми ступили на лунную поверхность. Но научно обосновал возможность этого именно Макс Валье, который вполне мог дожить до столь знаменательного дня — ему было бы всего 74 года.
Олег Николаев