Алхимики — загадочные средневековые то ли маги, то ли ученые. Им покровительствовали могущественные императоры, их проклинали иерархи Католической церкви. Кто же они были на самом деле — кудесники или шарлатаны? И правда ли, что им удалось подчинить природу своей воле?
Этих людей одновременно уважали, боялись и презирали. Для одних они были хранителями древней мудрости, для других — служителями темных сил. Алхимией занимались философы, естествоиспытатели, придворные чиновники, даже священники и богословы. Большое количество времени они посвящали тому, что их современникам казалось колдовством, а современным ученым — шарлатанством и глупостью. Однако в основе многих алхимических опытов лежали вполне научные принципы, и современные естественные науки во многом выросли именно оттуда. Но существовали и такие грани алхимии, которых не могли понять ни современники, ни те, кто живет много веков спустя.
Египетские корни
Появилась алхимия вовсе не в Средние века, а еще в эпоху Античности. И, конечно, не в Европе, а на Востоке. Еще точнее — в Египте. Именно там, в городе Александрия, «культурной столице» Древнего мира, впервые задумались о том, как подчинить силы природы человеческому разуму. Даже само слово «алхимия», по одной из версий, происходит от самоназвания Древнего Египта — Та-кемет, или Кеме. «Алхимия» означало что-то вроде «египетское искусство».
Между II и IV веками александрийские книжники на базе древнегреческой философии (главным образом учения Аристотеля) разработали систему знаний об элементах, из которых состоит все в природе. Разобрав в своей теории окружающий мир на «запчасти», алхимики древности пришли к логичному выводу, что один элемент можно превратить в другой путем сложных манипуляций. Собственно, современная химия это умеет, но по строгим правилам и в определенных пределах. Александрийские мудрецы полагали, что при правильном подходе превратить можно что угодно во что угодно. Но в первую очередь их интересовал секрет превращения любых металлов в золото. В знаменитой Александрийской библиотеке хранилось немало трактатов, рассказывающих о разных способах добиться этого.
В то, что алхимики действительно умеют делать золото из чего угодно, верили не только они сами, но и окружающие их люди. Например, император Римской империи Диоклетиан, подавляя египетское восстание в конце III века, отдельно распорядился собрать все книги, учившие делать драгоценные металлы, и сжечь их. Так он хотел подорвать оплот благополучия вольнодумного Египта.
Красное и белое
После того как Римская империя пала, центр алхимии переместился на арабский Восток. Арабы разработали многие методы работы, которые впоследствии легли в основу уже настоящей науки — химии. Например, именно они открыли процесс дистилляции.
Арабскими мудрецами были разработаны представления о магических веществах, способных превращать любые металлы в драгоценные. Главной целью и предметом вожделения всех алхимиков был, конечно, философский камень. Его также называли красной тинктурой, великим эликсиром или пятым элементом (в дополнение к четырем основным, из которых состоит весь окружающий мир). Также алхимики верили в существование белой тинктуры (белого льва или малого магистериума) — вещества, способного превращать любые металлы в серебро.
К VIII веку арабы закрепились на Пиренейском полуострове. А Кордова стала одним из главных центров развития алхимии. Так древние знания, наконец, пришли в Европу. Правда, заинтересовались ими далеко не сразу. Долгое время арабы и все с ними связанное воспринималось однозначно враждебно (ведь шла непрерывная война за Испанию). Но когда Реконкиста растянулась на долгие века, распространение информации было уже невозможно остановить.
Первыми алхимией заинтересовались самые образованные люди Средневековья — клирики. Важную роль сыграл монах-доминиканец Альберт Великий, который обратил внимание на то, что знания арабских ученых прекрасно дополняются наследием, оставшимся от древних греков. Он же первым стал проводить серьезные естественнонаучные опыты — например, впервые выделил мышьяк в чистом виде.
Удивительный доктор
Первым настоящим алхимиком Европы считается монах-францисканец Роджер Бэкон, живший в Англии в XIII веке. Он поражал современников своими необыкновенными знаниями и умениями, за что еще при жизни был прозван Удивительным доктором. Бэкона прежде всего интересовала практическая сторона знаний, а потому он неустанно погружался в самые разнообразные области науки, везде выдвигая новые идеи и предлагая оригинальные решения.
Самой главной наукой он считал математику, с помощью которой можно проверить любые данные. В наше время с этим согласны практически все образованные люди. Для Средних веков, с повальной безграмотностью, подобные взгляды были настоящей революцией. И вызывали серьезные претензии со стороны Католической церкви. Хотя священники и считались образованными людьми, но у большинства из них вся образованность сводилась к умению читать на латыни тексты для богослужений. Математика, а уж тем более химические опыты казались им явно происходящими от лукавого. А уж когда Бэкон начал предлагать использовать химические достижения в медицине, это и вовсе вызвало бурю возмущения среди духовенства. Спасать как душу, так и тело полагалось молитвой, а не какими-то «фокусами».
Бэкон отвечал собратьям-священникам полной взаимностью — при каждом удобном случае он публично порицал их за невежество и порочность. Естественно, что его лекции запрещались, а сам он какое-то время провел под арестом.
В начале XIV века церковь взялась за алхимию всерьез. Папа римский Иоанн XXII официально запретил занятие алхимией в Италии. После этого гонения начались по всей Европе. Алхимики были поставлены на одну доску с колдунами и ведьмами. А это значит, что им нужны были могущественные покровители, которые могли бы уберечь их от гнева церкви. Такими покровителями стали светские правители, которых, не меньше чем самих алхимиков, интересовал секрет превращения металлов в золото.
Секреты «Изумрудной скрижали»
Если для увлеченных алхимиков секрет философского камня был важен потому, что это означало подчинение сил природы человеческому разуму, то интересы королей, императоров и князей были куда более приземленными.
Им нужно было богатство. Которое бралось бы практически «из воздуха». Европейские правители вполне охотно принимали при своих дворах алхимиков, выделяли им деньги на оснащение лабораторий и защищали от преследований церкви. Но в ответ требовали только одного — золота, золота, золота… Так погоня за философским камнем стала главным сюжетом алхимии на несколько веков.
Если раньше алхимией могли себе позволить в открытую заниматься уважаемые люди, то теперь появилось огромное количество шарлатанов. Они обманывали простой народ, продавая «чудодейственные снадобья от любых болезней», или морочили голову местным правителям, обещая открыть им путь к бесконечному богатству и сбегая после получения аванса. Именно эти проходимцы создали дурную славу всем алхимикам.
Впрочем, и те, кто занимался постижением древних тайн всерьез, искренне веря в свое дело, тоже вели себя странно, — по меркам нормального общества. Поняв, что с церковью им не по пути, алхимики уже в открытую ударились в оккультизм. Теперь химические опыты, построенные на научных принципах, чередовались с вызовом демонов, черчением пентаграмм на полу и попыткой вывести в огромной стеклянной бутыли гомункула — маленького человечка, подчиненного воле своего создателя. Все это создавало алхимикам мрачную славу и окончательно портило их репутацию.
Главной тайной алхимиков было так называемое Великое делание — получение пресловутого философского камня. Этот процесс был невероятно сложен, включал в себя четыре (позднее три) больших этапа и бесконечное число нюансов. Правильно осуществить Великое делание было крайне сложно, однако в Средние века верили, что некоторым это удавалось.
Могущество алхимика определялось прежде всего тем, какие книги он мог достать, прочитать и понять.
Самым главным сокровищем алхимики считали «Изумрудную скрижаль», которую, по легенде, написал сам Гермес Трисмегист. Одни считают этого загадочного автора величайшим философом древности (о котором при этом практически ничего не известно), другие прямо заявляют, что это древнеегипетский бог Тот или древнегреческий Гермес. Немудрено, что церковь любые упоминания о Гермесе Трисмегисте объявляла ересью.
Бессмертный француз
История сохранила имена самых выдающихся алхимиков, которым якобы удалось получить философский камень.
Одна из самых загадочных фигур среди них — француз Николя Фламель, живший в XIII веке. При жизни он был книготорговцем и алхимиком. Уже тогда многие верили, что ему покорилось Великое делание, и он получил философский камень. Надо отметить, что, согласно легенде, помимо способности превращать металлы в золото камень мог даровать и бессмертие. А потому после смерти Фламеля в 1418 году стали распространяться слухи о том, что он на самом деле не умер.
Легенда о Николя Фламеле жила на протяжении веков. Чтобы опровергнуть слухи о бессмертном алхимике, спустя 200 лет после смерти Фламеля его могилу вскрыли, но… тела в ней не оказалось! Впоследствии разные люди заявляли, что видели его то в Турции, то в Париже. Якобы он жил в Индии, где у него родился сын. В 1761 году Николя Фламеля со всем семейством якобы видели в парижской опере.
А вот алхимик Парацельс, живший в XVI веке, хоть и считался величайшим оккультистом своего времени, но оставил вполне реальный след в науке. Именно он ввел практику использования химических препаратов в медицине, за что был осмеян своими коллегами и объявлен шарлатаном. Однако своих врагов Парацельс посрамил, вылечив болезни, которые в то время считались неизлечимыми. По сути, он заложил основу современной фармакологии, справедливо рассудив, что человек состоит из тех же химических элементов, что и вся природа. А значит, и лечить его нужно с помощью химии. Одно из самых знаменитых высказываний Парацельса звучит так: «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза».
Одним из самых знаменитых покровителей алхимиков был император Священной Римской империи Рудольф II, при котором Прага стала настоящим «городом алхимиков». Сюда стекались любители тайных знаний со всей Европы. Император щедро обеспечивал их всем необходимым, но в то же время строго смотрел, чтобы среди гостей не затесались шарлатаны. Рудольф II прославился тем, что наносил визиты в алхимические лаборатории в самые неожиданные моменты, без предупреждения, чтобы убедиться, что работа идет как следует. Говорят, что император и сам был практикующим алхимиком и даже смог получить «белую тинктуру».
К XVII веку интерес к алхимии пошел на спад. Разочарованные правители, которым так и не открылся источник бесконечного богатства, перестали привечать при своих дворах охотников за философским камнем. Развивающаяся наука подкосила позиции оккультистов и мистиков. Некоторые алхимические идеи просуществовали до XVIII века, но в конце концов окончательно перешли в разряд легенд.
А что касается превращения некоторых химических элементов в золото, то эта задача была частично решена уже в XX веке — это может происходить в процессе работы ядерного реактора. Правда, золото образуется при этом в ничтожных количествах, а сам процесс безумно дорог. Так что тайна философского камня все-таки остается нераскрытой.
Верный рецепт
Вот один из рецептов изготовления философского камня, изложенный в книге «Великий гримуар»:
«Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и все это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите еще один час. После этого добавьте три унции хорошо размельченной дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это — признак того, что состав не доварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза».