Сразу несколько стран претендуют на сокровища, которые лежат в трюмах старинного испанского галеона, затонувшего у берегов Колумбии 300 лет назад. А кладоискатели всего мира завидуют тем, кому удалось найти место крушения. Между тем дно Карибского моря буквально усеяно кораблями, потопленными во время Войны за испанское наследство, сотрясавшей мир в начале XVIII века.
В декабре 2015 года произошла настоящая сенсация — правительство Колумбии официально подтвердило, что галеон, найденный на дне морском, недалеко от берегов Картахены, называется «Сан-Хосе». Правда, затронула эта грандиозная новость только тех, кто хотя бы краем соприкасался с темой кладоискательства. Ведь именно галеон «Сан-Хосе» торжественно называли «святым Граалем» охотников за сокровищами. Количество ценностей, которые перевозились на его борту, столь огромно, что они с трудом поддаются счету. Корабль перевозил золотые и серебряные монеты, а также изумруды, добытые в шахтах Перу. Оценки их современной стоимости колеблются от 1 до 20 миллиардов долларов США! Ничего удивительного, что новость о находке сразу же породила мощный международный скандал. Претендентов на затонувшие сокровища оказалось много.
Яблоко раздора
О том, что найдено место последнего пристанища «Сан-Хосе», еще в 1981 году заявляли представители американской фирмы Sea Search Armada. Эта компания профессионально занимается поиском и подъемом затонувших судов и постоянно исследует моря и океаны. Однако колумбийское правительство так и не смогло проверить пере данные фирмой координаты. Зато не забыло о том, чтобы принять закон, согласно которому все, что найдено в территориальных водах Колумбии, принадлежит ей. Sea Search Armada пыталась было судиться. Но американский суд признал законность колумбийских требований.
Теперь к этому спору присоединилась еще и Испания, которая вполне справедливо указывает на то, что 300 лет назад галеон «Сан-Хосе» ходил именно под ее флагом и люди, которые погибли на его борту, отдали свою жизнь на службе королю Филиппу V. Спор этот явно не будет решен скоро. Тем более что и подъем галеона — дело отнюдь не ближайшего будущего. Так как речь идет не просто о сокровищах, а об исторических ценностях (одной из которых является и сам корпус корабля), то поднимать их будут со всей осторожностью, под строгим контролем ученых.
При этом вопрос о точном количестве сокровищ на борту тоже пока остается без ответа. По одним данным, «Сан-Хосе» вез то ли 7, то ли 10 миллионов испанских песо в золотых и серебряных монетах. По другим — порядка 11 миллионов золотых дублонов. И это еще не считая изумрудов, стоимость которых тоже чрезвычайно велика. Колумбийцы уже несколько раз называли разные суммы оценочной стоимости сокровищ в современной валюте — от 1 до 17 миллиардов долларов США. Американцы более сдержанны и заявляют, что речь идет лишь о 3 миллиардах. Народная молва тем временем подняла стоимость содержимого трюмов «Сан-Хосе» до 20 миллиардов.
Между тем есть вопросы к правительству Колумбии и у научного сообщества. Подводный археолог из Техасского государственного университета Фредерик Хансельман уже заявил о том, что хотелось бы иметь больше фактов и доказательств того, что на дне обнаружен именно «Сан-Хосе». Колумбийцы отказываются выдать точные координаты находки, объясняя это заботой о безопасности. Единственное, что удалось узнать, — что галеон был опознан по пушкам.
Охота на серебряный флот
История галеона, взбудоражившего половину мира, началась в 1696 году. Именно тогда на воду были спущены построенные на севере Испании галеоны-близнецы — «Сан-Хосе» и «Сан-Хоакин». Оба корабля водоизмещением более 1000 тонн несли по 64 пушки и представляли собой настоящие произведения корабельного искусства того времени. Испания на тот момент была сильно озабочена тем, как наладить бесперебойный вывоз сокровищ из Нового Света в Европу.
Страна переживала сложный момент своей истории и сильно зависела от американских золота, серебра и изумрудов. Однако огромное количество драгоценных грузов не достигало европейских берегов — по пути испанские галеоны подстерегали корабли английского флота или пираты. Поэтому в путь приходилось отправлять целые боевые флотилии. В XVI веке специально для вывоза из колоний в Испанию ценностей был создан «флот Индий». Чаще его называли Серебряным флотом, или Золотой флотилией. Тяжело груженные сокровищами маломаневренные галеоны отправлялись в путь в сопровождении нескольких кораблей, которые должны были прикрывать их в случае столкновения с противником. Однако и эти меры далеко не всегда спасали испанские сокровища.
Особенно обострилась ситуация в начале XVIII века, когда разгорелась Война за испанское наследство. Суть этого конфликта сводилась к тому, что внук французского короля Людовика XIV Филипп Анжуйский получил династические права на испанский престол. В 1700 году он был коронован как король Филипп V. Возникла реальная опасность, что вскоре Испания и Франция (в то время — мощнейшая европейская держава) объединятся под общей короной. Это категорически не устраивало в первую очередь Священную Римскую империю (у которой был свой претендент на испанский трон, из династии Габсбургов), а также Англию и Голландию, не желавших чрезмерного усиления Франции.
Теперь испанским галеонам стало еще опаснее плавать в Карибском море. Английские эскадры выслеживали их, устраивали засады, беспощадно топили корабли и захватывали грузы. А в июне 1708 года состоялся морской бой, ставший последним для «Сан-Хосе». В историю он вошел как «атака Уэйджера».
Роковой взрыв
Сэр Чарльз Уэйджер командовал эскадрой из четырех военных кораблей. Три из них являлись фрегатами, которые несли от 50 до 70 пушек и были гораздо быстрее и маневреннее испанских галеонов. Англичанам была свойственна самоуверенность — они почти всегда выходили победителями в морских схватках. А потому Уэйджер спокойно подстерег в засаде и атаковал довольно большую испанскую флотилию, вышедшую из Портобело и двигавшуюся на соединение с французскими кораблями, которые должны были защищать сокровища на пути в Европу.
Главной ударной силой испанской флотилии были три галеона — «близнецы» «Сан-Хосе» и «Сан-Хоакин», а также 44-пушечный «Санта-Крус». Помимо этого, в нее входили 14 торговых судов (которые в бою можно было просто не принимать в расчет) и еще один легковооруженный парусник.
8 июня 1708 года около 5 часов дня начался морской бой. Первым атаке подвергся «Сан-Хоакин». После довольно долгой перестрелки ему удалось уйти в сторону Картахены. Англичане преследовали его всю ночь, однако галеон смог достигнуть гавани. А вот его «брату» повезло меньше. «Сан-Хосе» принял удар самого мощного английского фрегата — 70-пушечного «Экспедишена». В течение полутора часов корабли обменивались пушечными залпами с расстояния в 60 метров. Наконец, одно из английских ядер угодило прямо в трюм, где хранились пороховые запасы «Сан-Хосе».
Прогремел чудовищный взрыв, и галеон отправился на дно. Из 600 человек, находившихся на его борту, спаслись лишь 11. Покончив с «Сан-Хосе», англичане бросились преследовать третий галеон и настигли его уже глубокой ночью. Взяв корабль на абордаж, они обнаружили, что на нем перевозился весьма скромный груз — всего лишь 13 сундуков с золотом и 14 серебряных слитков.
Несмотря на то что Уэйджеру удалось сорвать перевозку в Европу крупного груза драгоценностей, сам капитан считал свою атаку неудачной, так как позволил уйти одному из галеонов. Между тем «атака Уэйджера» была всего лишь одним из эпизодов масштабной войны, которая длилась почти полтора десятка лет. По ее итогам Франция и Испания были вынуждены подписать соглашение, по которому династический союз двух держав разрывался. Филипп V оставался исключительно королем Испании, теряя права на французский престол. Одной из непосредственных причин поражения были как раз проблемы в экономике, которые не в последнюю очередь возникли из-за отправившихся на дно галеонов с сокровищами.
Сколько всего испанских кораблей с трюмами, набитыми золотом и изумрудами, покоится сейчас на дне Карибского моря? Точного ответа на этот вопрос не существует, но по различным подсчетам, их количество может достигать от 1200 до 4000! Разумеется, далеко не все из них таят столь же богатую добычу, как «Сан-Хосе». Но ближайшие 100 лет кладоискателям еще точно будет чем заняться!