В центральном районе Шри-Ланки существует удивительное место — Сигирия. На скале, возвышающейся на 370 метров над уровнем моря, сохранились руины древнего комплекса, о назначении которого до сих пор спорят ученые. Европейцы узнали о Сигирии сравнительно недавно, в начале XX века, хотя возраст ее, по оценкам археологов, составляет примерно 1,5 тысячи лет.

Цитадель

Сигирия, или, как ее еще называют, Львиная скала, образовалась в то время, когда остров Шри-Ланка отделился от полуострова Индостан. Даже если не брать во внимание сооружения, которые сохранились на Сигирии, она сама по себе уникальное творение природы. Эту скалу, возвышающуюся среди тропических лесов, можно увидеть, даже находясь за много километров от нее.

В 1982 году ЮНЕСКО включило Сигирию в Список всемирного наследия.

История Сигирии, по мнению некоторых исследователей, началась в 477 году, когда Кассапа, внебрачный сын царя Дхатусены, решил захватить власть, несмотря на законных наследников. Самозванец, организовав заговор, сверг царя и замуровал его заживо в стене. Принц Могалла, законный наследник, сбежал в Южную Индию.

Кассапа хорошо понимал, что принц будет бороться за трон и в этом ему помогут индийские князья. Поэтому преследовать Могаллу не мог. Ему оставалось только позаботиться о своей безопасности. По тем временам безопасность могла гарантировать только мощная крепость. И самозванец, объявивший себя царем Кассапой I, приказал организовать укрепление на скале.

Но, испытывая большую любовь к роскоши и женщинам, он решил, что Сигирия должна стать не только крепостью, но и комфортабельным дворцом, который по завершении строительства будет объявлен новой столицей. Понятно, что, находясь в крепости-дворце, Кассапа мог править страной, не опасаясь за свою жизнь.

Львиную скалу для своей резиденции Кассапа выбрал еще и по той причине, что она считалась священной, поскольку здесь в XI веке до н. э. жили буддийские монахи.

Все 18 лет своего правления царь строил дворец с садами, фонтанами, роскошными залами. Но не забывал и об оборонительном значении Сигирии. Узкие проходы в крепости и крутая каменная лестница, выбитая в скале, позволяли без усилий отражать нападения.

Вскоре расчеты Кассапы подтвердились. Из Индии вернулся наследный принц с армией. Во время сражения воины царя предали его. Он, не желая сдаваться в плен, перерезал себе горло. Есть и более трагическая версия: воины якобы не предавали царя, они просто ошиблись, приняв его желание напоить боевого слона в ближайшем водоеме за бегство, и стали отступать. Но как бы то ни было Кассапы не стало.

В дальнейшей истории Сигирии много белых пятен. Известно только, что в XII—XIV веках здесь снова обосновались монахи-буддисты, а после того как местность отошла к королевству Канди, крепость стала пограничным гарнизоном. Когда королевство было оккупировано британскими войсками, о Сигирии надолго забыли…

Лапы динозавра

Львиная скала до сих пор таит в себе множество загадок. У подножия Сигирии находится так называемый Нижний дворец. Когда-то его окружал ров с водой, в котором держали крокодилов. Так вот рептилии там живут до сих пор!

Чтобы попасть в Верхний дворец, надо пройти через Львиные ворота. Ступени начинаются между высеченных из гранита львиных лап и когда-то проходили через пасть льва.

Но голова каменного хищника не сохранилась до наших дней. Куда она делась, непонятно. Огромный камень, падая вниз, должен был бы смести все на своем пути, но следов разрушения не видно. А может быть, каменный лев находился на скале еще до правления Кассапы, и тот не строил, а реставрировал древние сооружения? Кстати, некоторые исследователи считают, что лапы хищника больше похожи на лапы динозавра, а если точнее, троодона.

Техника на грани фантастики

Лестница приводит на открытую площадку, служившую, предположительно, тронным залом, хотя ее размеры маловаты для этой цели. Прямо в скале вырезан идеально ровный и гладкий параллелограмм — трон высотой 3 метра и со сторонами по 6 метров. Работа настолько точна и филигранна, что возникает сомнение: неужели это делалось вручную? К тому же строители не имели права на ошибку, ведь все высекалось из цельной скалы.

Еще одним уникальным сооружением комплекса является бассейн, расположенный над тронным залом. Бортики бассейна без всякого раствора точно и плотно подогнаны, ступени и форма идеальны. Такое впечатление, что его строили на века. Все поверхности носят следы обработки, похожей на соскабливание скребком. Но ни одному ручному инструменту не под силу такая тонкая работа!

Есть на Сигирии и, как ее называют местные гиды, «келья царя». Здесь Кассапа развлекался с наложницами. Она представляет собой нишу, выдолбленную в скале, в которой опять же из скального тела вырезан диван. Гранитный потолок в келье оштукатурен, раньше на нем были фрески полуобнаженных женщин. Видимо, «развратные» картинки уничтожили монахи, обосновавшиеся здесь после Кассапы. Возникает вопрос: какая современная штукатурка смогла бы удержаться на граните в течение 1,5 тысячи лет, особенно в тропическом климате?!

По обеим сторонам дивана в полу вырезаны два углубления, очень похожие по форме на те, которые сегодня делают для мобильных телефонов и других устройств.

Небесные танцовщицы

Поднимаясь выше, можно увидеть двухметровую каменную стену, служащую ограждением от пропасти. Часть ее, выполненную из полированного фарфора, называют зеркальной. На ней сохранились стихи и другие записи, которые оставляли посетители начиная с VIII века. Сегодня тех, кто решится оставить автограф, тем самым нанося ущерб памятнику, по законам страны ждет смертная казнь.

Но самым впечатляющим зрелищем на Сигирии являются фрески, изображающие небесных танцовщиц с водяными лилиями, нанесенные на отвесную скалу на высоте 25 метров.

Кто и зачем их там разместил, остается загадкой, ведь нет ни одной точки обзора, с которой фрески были бы хорошо видны. По одной из версий, на них изображены наложницы царя, а по другой — все они олицетворяли богиню Тару. Из 500 фресок сохранилось только 18.

Последний, третий уровень сооружения состоит из ступенчатой пирамиды с террасами и лестницами, нескольких бассейнов и еще одного трона, но без площадки для придворных.

Кстати, система, доставляющая воду в бассейны, сохранилась до сих пор, несмотря на то что от дворца остались только руины.

Наследство

Ученые до сих пор не могут понять, кто строил дворец на самом деле? Возможно, Кассапа тут вообще ни при чем? Дело в том, что в его времена не существовало технологий, позволяющих освоить такой большой объем работ в таком труднодоступном месте.

К тому же, учитывая особенности климата Шри-Ланки, строительство возможно только два месяца в году. Получается, что за 18 лет своего правления Кассапа мог строить дворец только в течение (суммарно) 5 лет. Причем включая расчистку местности, транспортировку, изготовление материалов, живопись и прочее. И это не считая работ по разбивке садов вокруг скалы и ландшафтного дизайна! Такое невозможно, даже если на царя работали тысячи рабочих.

Вот поэтому бытует версия, что Кассапа не строил, а достраивал то, что ему досталось в наследство от неизвестной цивилизации. Так, например, археологи определили как минимум два этапа строительства на самой скале и пять у подножия. И самый ранний из них относится ко II веку до н. э. Кем были неизвестные строители? Это остается тайной.

Галина Белышева

А был ли дворец?

Ученые вообще сомневаются в том, что постройки Сигирии имеют отношение к дворцовому комплексу.

Здесь нет ни спален, ни комнат для прислуги, ни кухонь, ни колонн. Нет никаких следов крыши, да и не смогла бы она выдержать напор дождя и ветра. И руины совсем не похожи на фундаменты. Зато здесь найден сосуд для хранения реликвий. Все эти факты свидетельствуют о том, что Сигирия не была ни крепостью, ни дворцом. Скорее всего, она всегда была монастырским комплексом буддийской секты Махаяна. Все скальные постройки будто предназначены для медитации и созерцания прекрасного пейзажа из цветущих садов и искусственных водоемов, прудов и фонтанов у подножия Сигирии. Бассейны, согласно этой версии, служили для ритуальных омовений, что нередко для буддийских храмов.

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
новые
старые по оценке
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии