Несомненно, главным музыкальным инструментом в симфоническом оркестре является скрипка. Ее звуки способны очаровать каждого, кто их услышит. Особенно, если это касается изделий великого мастера Антонио Страдивари.
Конечно же, скрипка появилась на свет задолго до рождения героя нашего повествования, и кто ее изобрел, так и осталось тайной. Но, как говорится, продукт продукту — рознь. Вот и скрипичных дел мастера тоже пытались создать в своих изделиях определенный изыск, который становился брендом.
Родом из Кремоны
Антонио Страдивари родился в 1644 году в итальянском городе Кремона. По стопам отца, потомственного сенатора, юноша идти не собирался и вместо этого поступил учеником к скрипичных дел мастеру Николо Амати. Несмотря на то что Страдивари прожил долгую жизнь (он скончался в 1737 году в возрасте 93 лет), практически никаких его жизнеописаний не сохранилось. Современники иронично отзывались о нем, как о высоком и худом «монахе», который превратил свою мастерскую в «келью». Правда, вместо рясы он представал перед посетителями в рабочей одежде.
Монашеский образ жизни Антонио, впрочем, не вел, поскольку после себя оставил нескольких детей. Двое его сыновей — Омобоно и Франческо — продолжили дело отца. А сам Антонио начал его в 1670 году, когда по примеру своего учителя стал клеить этикетки со своей подписью на нижнюю внутреннюю часть деки изготовленных им инструментов.
Очень скоро, оценив качество шедевров, меценаты завалили мастера заказами. Причем в их числе был и римский папа Бенедикт XIII, который, восхитившись звучанием сделанных для него двух скрипок и виолончели, пожизненно освободил мастера от уплаты налогов. К Антонио пришли почет и богатство, а кремонцы стали говорить: «Богат как Страдивари». Сколько сохранилось скрипок великого мастера, достоверно не известно. Историки полагают, что не больше 600. К сожалению, часть из них была безвозвратно утрачена.
Например, один инструмент сгорел во время пожара 1808 года в лондонском театре «Ковент-Гарден». Другая скрипка пошла на дно вместе с утонувшим трансатлантическим лайнером «Титаник». Еще два экземпляра погибли во время авиакатастроф вместе со своими владельцами.
Минералы и улитки
Прекрасное звучание скрипок Страдивари до сих пор остается загадкой. В самом деле, лекало и инструменты, которыми пользовался мастер, хранятся в музее Кремоны. Но дело, видимо, не в них, а в обработке деки особым лаком. Один из исследователей еще в начале 1920-х годов утверждал, что разгадал тайну этого покрытия. Дескать, в состав лака для обработки входили окислы металлов, канифоль и эфирное масло, а сам лак накладывался в 20 слоев и поэтапно высушивался.
Впрочем, этот рецепт не подтвердился, и на смену ему уже в 1950-х годах пришел новый — от немецких ученых. Как они сообщали, в лаке, применявшемся Страдивари, содержались каучукообразные вещества из сока растений семейства молочайных. Чешские исследователи считали, что производилась обработка водой, богатой известью, которая выщелачивала древесину, а для нижней деки якобы использовались весла затонувших древних галер.
Во второй половине прошлого века профессор Техасского университета Джозеф Нэджевари, исследуя под электронным микроскопом скрипки знаменитых итальянских мастеров, установил, что поры дерева дек открыты, тогда как у срубленного дерева они сразу закрываются. Он нашел, что в порах содержится большое количество различных солей, а в лаке — около 20 различных минералов. Открытые поры, по мнению ученого, позволяют дереву «дышать», что увеличивает вибрацию корпуса.
По мнению другого американского исследователя, профессора Кипуры, красно-коричневый цвет скрипок Страдивари объясняется особой технологией обработки дерева: мастер выдерживал сырое дерево в пуццолановом растворе (пуццолан — силикатный материал вулканического происхождения, содержащий окись железа).
С помощью электронного микроскопа на осколках виолончели работы Страдивари, датированной 1711 годом, под слоем оранжево-красного лака ученые обнаружили грунт из мелких частиц шаровидной и неправильной формы, имеющих минеральную природу. В них — алюминий, сера, железо, фосфор, титан, марганец и калий. Эти же элементы содержатся в горной породе вулканического происхождения в предместьях Кремоны.
Еще один специалист, скрипичных дел мастер Симон Сакони, отреставрировавший несколько сотен музыкальных инструментов руки Страдивари, утверждает, что, скорее всего, мастер использовал при обработке дек подручные средства — пчелиный клей, побеги виноградных лоз, золу, корни растений, а также краску, изготовленную из раковин морских улиток, которые давно вымерли. Так или иначе, ни одна из попыток создать «новодел» скрипки Страдивари на сегодняшний день успехом не увенчалась.
Сергей Уранов