Сим победивший

2331

О мёртвых принято говорить «либо хорошо, либо ничего».

А что насчет святых? Тут даже «ничего» остается позади, ведь святой человек должен быть безгрешен. А если речь идет не о ком-то, а о самом Константине Великом, первом императоре, объявившем христианство господствующей религией в Риме? Уж он-то точно заслуживает лишь восхвалений! Но за каждым образом святого когда-то стоял живой человек — в том числе и за Константином.

Внук трактирщика

Флавий Валерий Аврелий Константин, родившийся около 272 года н. э., изначально даже не представлял, что когда-нибудь станет одним из величайших римских императоров в истории. Его отцом был могущественный человек—Констанций I Хлор, выдающийся полководец, приближенный к императору, а матерью — конкубина (т. е. сожительница из простых людей) Елена, дочь трактирщика. Константин находился в хороших отношениях с отцом и пошел по его стопам, записавшись на военную службу. Уже в ранней молодости он участвовал в походах в Персию и Египет, прослыв смелым воином, а затем и разумным военачальником.

В те дни Римская империя переживала не самые простые времена — бушевал так называемый кризис третьего века, несущий с собой упадок экономики, нестабильность власти и гражданские войны. Его окончил император Диоклетиан, не только установив твердое правление и объединив страну, но и введя совершенно новую государственную систему. Рим с трудом удерживал под контролем многочисленные варварские провинции, постоянно вспыхивали восстания, и единственный император попросту не успевал реагировать на все угрозы. Диоклетиан решил этот вопрос, в 285 году назначив соправителя — своего друга Максимиана — для контроля над западной половиной страны. Диоклетиан и Максимиан звались августами — высшими правителями, а в 293 году было решено призвать во власть также двух цезарей — младших правителей. Цезари обязывались во всем помогать августам, чтобы через 20 лет сменить их на высокой должности и в свою очередь назначить преемников. Такая форма управления получила название тетрархия, т. е. «четырехвластие». Цезарем Диоклетиана был назначен Галерий, цезарем Максимиана — Констанций Хлор, отец Константина. Уже тогда Констанций начал подготавливать сына к приходу во власть, что совсем не устраивало его «коллегу» на восточной стороне…

От четырех к одному

Тетрархия оказалась на удивление эффективной. Диоклетиан, Максимиан, Галерий и Констанций в восемь рук смогли объединить страну, безжалостно расправившись как с многочисленными мятежниками, так и внешними угрозами. Через 20 лет, 1 мая 305 года, Диоклетиан и Максимиан торжественно отреклись от престола, передав власть Галерию и Констанцию. Но Рим бы не был Римом, обойдись дело без заговоров и интриг. Констанций тяжело болел, а Галерий мечтал править единолично, без чьей-либо помощи. Он держал Константина при себе на правах заложника, чтобы тот не мог быть назван преемником отца. Вскоре его план провалился — Константин сбежал, и после смерти Констанция уже в 306 году армия западного Рима провозгласила нового императора. Галерию пришлось смириться, хотя он и попытался признать молодого Константина лишь цезарем, назначив августом Флавия Севера. Это была понятная, но провальная попытка — Константин благодаря мудрой и справедливой политике отца пользовался любовью как армии, так и народа, а к Флавию относились прохладно.

В том же году пошатнувшееся четырехвластие рухнуло окончательно. Сын Максимиана, Максенций, поднял восстание, Константин его поддержал. Затем сам Максимиан решил вернуться на престол, попытался предать Константина, но потерпел неудачу. Затем Константин разбил и Максенция. А затем — ставленника Галерия (успевшего к тому времени скончаться), августа Лициния — дважды. Что тут говорить, Константин воистину был полководцем от Бога. В легенде говорится, что перед решающей битвой с Максенцием Константину после усердной молитвы явились на небе изображение Креста Господня и надпись на нем: «Сим побеждай». А затем, вооружив войска крестным знамением, пошел в атаку и победил, утопив Максенция в Тибре вместе со всей его армией. И если знамение остается под вопросом, в остальном это достаточно точное описание событий.

Церковник и еретик

Итак, Константин оказался единственным римским августом, владыкой империи. Он неплохо справлялся с этой ролью — развил бурную строительную деятельность, восстанавливая страну после десятилетий гражданских войн, учредил новый государственный совет — консисторий и возвел Константинополь на основе греческого города Византия. Ставший, разумеется, через полвека столицей великой Византийской империи. Оставались за Константином и некрасивые дела — многие враги, которым он обещал помилование, вскоре умирали при загадочных обстоятельствах. Его племянник Лициниан и собственный сын Крисг были схвачены и безжалостно казнены по приказу императора, вероятнее всего из-за наветов его жены Фаусты. Ее он, кстати, тоже убил, когда узнал правду, — «столкнул в горячую воду в бане». Христианство христианством, но вторую щеку противникам Константин не подставлял никогда.

Так что насчет веры? Не иначе как обязанный победой силе Божьей Константин сразу крестился? Отнюдь — это произошло лишь в 337 году, незадолго до его смерти. До того он и вправду настоял на принятии свободы вероисповедания стране и окончательно прекратил гонения на христиан. Освободил церкви от налогов и повинностей, отстаивал единую религию, выступал арбитром в церковных спорах. Одной из основных заслуг Константина считается созыв Никейского собора в 325 году, на котором он решительно поддержал еписксопа Александра, представлявшего «официальную» церковь против священника Ария, основоположника ереси арианства. Это действительно был сильный ход, укрепивший церковь и страну, но его освещение в современных христиански материалах слегка отличается с реального положения дел. Арий там предстает чуть ли не Антихристом, коварным злодеем, сбивающим праведников с истинного пути, на деле же его интерпретация Писания не слишком отличалась от оригинала, а что важнее — Константин Великий полностью разделял его точку зрения. Крестился он, по крайней мере, именно у арианского епископа, о чем обычно умалчивается. Но империя превыше всего — и потому на Никейском соборе ему пришло переступить через свои предпочтения ради единства веры.

Равноапостольный святой

Возможно, именно из-за уклонения в арианскую ересь католическая церковь долго не хотела признавать Константина святым, хотя в конце концов включила в список. В православии же его почитают в лике равноапостольных святых, признав одним из величайших проповедиков истинной веры.

Некоторые историки считают, что Константин выступал под знамёнами Христа вовсе не по зову сердца, а по строгому расчету. К началу его правления и победоносных войн политика гонения христиан окончательно изжила себя — это стало ясно даже такому непримиримо язычнику, как Галерию. Христиане сопротивлялись отчаянно, и вера их лишь крепла, пока их самих убивали, а храмы разоряли. Незадолго смерти, 30 апреля 311 года, Галер издал в Никомедии эдикт терпимости, прекращающий любые преследования христианской религии. Максенций, узурпатор Рима, христиан не притеснял в принципе, правил из рук вон плохо. Константин же оказался великолепным полководцем, не худшим императором и достаточно мудрым человеком, чтобы осознать преимущества единой христианской веры. Да, возможно, не был праведником и истовым защитником христиан, а просто вовремя поплыл по течению, но что с того? Иногда и этого достаточно, чтобы вершить историю, а добрая память о тебе осталась в веках.

Максим Филаретов

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии