Младенцы Спарты

6851

На юге полуострова Пелопоннес на 75 километров простираются горы Тайгет. Сегодня это всего лишь красивый пейзаж, а когда-то, во времена древней Спарты, согласно некоторым историческим источникам, сюда приносили слабых и больных младенцев, чтобы сбросить их в апофеты (место отказа). Одним из таких апофетов было ущелье Кеадас. Однако современная археология доказала, что это не более чем выдумка.

Место казни

Слово «Спарта» у нас привычно ассоциируется с суровым спартанским воспитанием, военным искусством и железной дисциплиной. И, конечно же, с жестокостью, связанной с целенаправленным уничтожением невинных младенцев, которым не повезло родиться здоровыми. Можно было бы поверить в последнее утверждение, если не знать, что в пропасть бросали также преступников, вероотступников и пленных. Такая смерть считалась позором. Кроме того, спартанцы верили, что души казненных таким образом никогда не найдут покоя, так как их тела не предали земле. Это наказание существовало не только в Спарте с ее Кеадасом. В Афинах было такое же место казни и называлось оно «бездна», или «яма», а в Фессалии — Коракес.

Что же представлял собой Кеадас, куда спартанцы, если верить мифу, бросали преступников, прокаженных, увечных и слабых младенцев?

Судя по описаниям Плутарха, Павсания и более современного французского исследователя О. Райе, посетившего эти места в конце XVIII века, древний Кеадас — пропасть в 10 километрах на северо-запад от Спарты, неподалеку от поселка Трипи. Это ущелье глубиной 600 метров существует и сейчас. Сохранились письменные источники, в которых есть упоминания, что Кеадас стал могилой для вождя мессенцев, героя Второй Мессенской войны Аристомена и его 50 соратников. А вот царя Павсания, наказанного за государственную измену, сбросили в ущелье уже мертвым. Тогда при чем здесь младенцы?

Как рождался миф

Современные исследователи, проанализировав исторические источники, сделали вывод, что отцом мифа об убиенных спартанских младенцах был Платон, который в своем труде «Государство» предложил таким образом решить проблему улучшения человеческой породы в Афинах.

Плутарх выдал неосуществленные планы за реальность, и миф начал обрастать подробностями. Место действия великий историк перенес в Спарту.
Плутарх выдал неосуществленные планы за реальность, и миф начал обрастать подробностями. Место действия великий историк перенес в Спарту.

А дальше вроде бы Плутарх выдал неосуществленные планы за реальность, и миф начал обрастать подробностями. Место действия великий историк перенес в Спарту, и в своем описании жизни древнеспартанского законодателя Ликурга назвал место, куда спартанцы сбрасывали новорожденных, — Кеадас. Кроме того, он писал, что при появлении ребенка на свет родители были обязаны приносить его старейшинам. Те внимательно осматривали младенца и решали, жить ему или нет. Здоровых детей отправляли на воспитание, а тех, у кого были врожденные уродства, бросали в ущелье, чтобы в дальнейшем инвалиды не создавали проблем государству. Судьба искусственного отбора ждала не только неполноценных младенцев, но и рожденных от нежелательной беременности. Что касается последнего, то именно так, согласно Плутарху, древние спартанцы планировали семью — путем детоубийства уменьшая количество ненужных едоков.

Вроде бы выходило у Плутарха все складно и логично. Однако ученые нашли кое-какие «но». Так, некоторые известные спартанские личности страдали тем или иным увечьем. Например, царь Спарты Агесилай имел врожденную хромоту. А во времена Второй Мессенской войны хромой поэт Тиртей сочинял песни, поднимавшие военный дух спартанцев, прославлял спартанскую фалангу и восторгался погибшими за родину воинами. Убедительно звучали и летописные слова одного хромого спартанца, который отправился на войну и, подвергаясь там насмешкам, иронично заявил: «На войне нужны люди, которые будут оставаться на месте, а не те, которые полагаются на свои ноги и бегут».

В итоге у исследователей Спарты возникли серьезные сомнения, которые необходимо было разрешить и докопаться до истины.

Археология в помощь

Результаты исследований первой археологической экспедиции, побывавшей в районе Кеадаса в 1904 году, потрясли мир. В процессе раскопок учеными были найдены человеческие кости, по размеру соответствующие младенческим. То есть миф о жестоких нравах спартанцев обрел материальное доказательство.

Но спустя 50 лет, в 1956 году, когда наука шагнула далеко вперед, появилась возможность провести углеродный анализ находок. Оказалось, что кости принадлежали взрослым людям, и лишь 15% из них составляли кости подростков. Кроме того, не везде были следы переломов.

С 1980 по 2000 год район Спарты посетило множество археологов, спелеологов и альпинистов. Они спускались в ущелье, добывали артефакты… Но надо сказать, что история умалчивает, достиг ли кто-то из них самого дна Кеадаса. Ведь за века, минувшие со спартанских времен, в этом районе произошло много сильных землетрясений, самое мощное из которых было в 464 году до н. э. В ходе природных катаклизмов дно Кеадаса могло быть завалено огромными камнями, которые погребли под собой немало интересного. А то, что обнаружили исследователи, лежало на поверхности. Ну, так или иначе, все кости, найденные в Кеадасе в прошлом веке, принадлежали взрослым от 18 до 35 лет или подросткам от 14 до 17 лет.

Кроме костей, в ущелье были обнаружены наконечники стрел и копий, фонари и железные кандалы. А на острие одной из стрел — застрявший фрагмент черепа. Это позволило ученым сделать вывод, что в ущелье сбрасывали мертвые тела.

Всего на поверхность были подняты фрагменты скелетов 46 человек, все они датируются VI и V веками до н. э.

Исследования Кеадаса доказали состоятельность предположения, что спартанцы отправляли на войну не только взрослых, но и подростков. Однако же следов массовой гибели младенцев и даже детей до 10 лет обнаружить никому не удалось. Исключение составил единственный скелет ребенка, да и то, скорее всего, малыш упал в пропасть случайно.

В результате афинский антрополог Теодорос Питсиос сделал вот такое заявление для прессы: «Тут были найдены останки, но они не принадлежат младенцам. Скорее всего, это миф. Исторических сведений о практиковавшемся у спартанцев таком чудовищном обряде мало, они неточны и относятся к более поздним временам».

Миф об убиенных младенцах оказался развеян.

Галина Белышева

Война как отдых

Как только спартанским мальчикам исполнялось 7 лет, их забирали из семьи и передавали на воспитание государству. Существовали специальные лагеря, где дети приучались к жизни в коллективе. Во главе каждого отряда стоял лидер, которого выбирали по сообразительности и спортивной подготовке, остальным полагалось брать с него пример. За детьми присматривали старейшины, культивируя в них повиновение, выносливость и умение побеждать любой ценой. Чтобы возбудить в воспитанниках соревновательный дух, учителя всячески провоцировали ссоры между ними. В Спарте существовало поражающее своей жестокостью соревнование. Мальчишек пороли бичом на алтаре Артемиды, продолжалась эта экзекуция целый день. Многие не выдерживали и умирали. Но это не мешало остальным с гордостью продолжать соревнование (диамастигосис), которое заключалось в том, кто дольше и достойнее продержится. Зато победителю доставались лавры, и он мгновенно становился знаменитым.

Кормили в лагерях скудно, приучая детей к голоду. Мальчики должны были собственными силами или хитростью добывать еду, что всячески поощрялось. Разумеется, все, что они приносили в лагерь, было ворованным. Считалось, если сумел украсть у взрослых, значит, ты смелый, а если лопался — заработал порку как неловкий вор. Дети не имели обуви и одежды. Только с 13 лет им выдавали по одному плащу в год. Спали они на постелях из тростника, который сами же рвали голыми руками. Таким образом в Спарте растили идеальных солдат и, надо сказать, преуспели в этом. Военные походы для юных спартанцев были передышкой от лагерей. Как писал Плутарх, «на всей земле для одних лишь спартанцев война оказывалась отдыхом от подготовки к ней».

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии