К началу XIV века в Европе существовало около полутора десятков духовно-рыцарских орденов. Орден тамплиеров — рыцарей Храма — отнюдь не был самым богатым из них. Те же госпитальеры обладали куда более значительными земельными владениями. Но тамплиеры были самыми могущественными. Только они сумели превратить свою организацию в гигантскую хозяйственную и финансовую структуру, в настоящую транснациональную корпорацию, равной которой в средневековой Европе не было.
Бедные рыцари
В 1099 году крестоносцы отвоевали у арабов часть Палестины и взяли Иерусалим. Это было особенно удивительно, так как подготовка к Первому крестовому походу велась из рук вон плохо. Не было ни денег, ни продуманного плана кампании. По зову папы тысячи христиан в порыве религиозного экстаза с воплями: «Отобьем Гроб Господень у неверных!»— спонтанно двинулись в Палестину, абсолютно не представляя, где она находится, как туда добираться и что их там всех ожидает.
Но поход оказался на удивление удачным. Крестоносцы отбили Иерусалим и часть Палестины. На завоеванные территории потянулись тысячи паломников, жаждущих увидеть Святую землю. Вот только не у всех экскурсия оставила приятные воспоминания. Грабили и раздевали здесь путешественников так же часто, как и в погрязшей в грехах Европе.
И вот тогда крестоносцы, осевшие в Палестине, принялись организовывать отряды, которые взялись охранять паломников и оказывать им всякую помощь. Первыми были итальянцы, основавшие орден госпитальеров. Французские рыцари сказали: «А чем мы хуже?!», и в 1119 году девять крестоносцев объявили о появлении нового ордена — «Бедных рыцарей Христа», более известного нам как орден тамплиеров, или храмовников.
Богатый орден
Бедность рыцарей закреплялась уставом, прямо запрещавшим тамплиеру иметь более трех вьючных единиц, вне зависимости — лошади это или ослы. Символом ордена стало изображение двух рыцарей, сидящих на одной лошади: дескать, деньги у них есть лишь на одну кобылу на двоих. Однако сам орден бедным оставался недолго.
Храмовники перенесли свою деятельность в Европу, тамплиеры появились во Франции, Англии, Испании, Италии. Орден рос день ото дня. Каждый вступивший 8 его ряды жертвовал организации часть своего имущества, часто весьма значительную. Короли, бароны, графы преподносили в дар земельные угодья, завещали ценности. Такова была привычная практика для всех орденов, существовавших в те времена. Но только тамплиеры сообразили: просто накапливать богатства — недостаточно. И сами начали «делать деньги».
Банк «Тамплиер»
XI—XIII века. Глухое Средневековье. Но жизнь не стоит на месте. Развивается торговля, появляются зачатки будущей промышленности… Любое дело требует денег, а где их взять? У иудеев: христиане не приветствовали ростовщичества, потому передали эту сферу на откуп иноверцам. Для последних это был рискованный бизнес, поскольку не вернуть долг еврею грехом не считалось. Потому процентные ставки были непомерно велики — 40%!
Неизвестно, какие оправдания перед Господом нашли для себя тамплиеры, но орден начал активно давать деньги в долг, причем под «божеские» 10%. Первоначально излишние суммы оформлялись как добровольное пожертвование или дарение. Но потом храмовники поплакались папе, и тот разрешил им заниматься ростовщичеством официально.
Вся Европа покрылась сетью прецепторий — отделений ордена, куда можно было обратиться за помощью любого рода. К началу XIV века их насчитывалось уже более 5 000. Все эти «филиалы» были связаны между собой в единую сеть, что позволило тамплиерам ввести в финансовую систему Европы интересную инновацию — чек. Сегодня мало кто задумывается, кто и когда его придумал. Так вот: чек придумали тамплиеры.
Тамплиерский чек
Каждый рыцарь, решивший ехать воевать в Палестину, нуждался в деньгах: купить оружие, доспехи, коня. Да и кормиться в дороге надо, не везти же с собой запас продовольствия на весь поход! Возвращать долг рыцарь рассчитывал за счет воинских трофеев.
Кредит, который обычно составлял три четверти от стоимости заклада, оформлялся под залог имущества. Взамен рыцарь получал на руки… кусок пергамента. По этому документу предъявитель мог в любой прецептории обналичить указанную в нем сумму (полностью или частично) и получить ее в местной валюте. Чек был «долгоиграющим»: с возможностью пополнения лежащей на нем суммы. Прелесть как удобно! Примечательно, что тамплиеры, не имевшие никакого понятия о дактилоскопии, каждый чек заверяли оттиском пальца владельца.
Отдохни у храмовника
Тамплиеры строили дороги. Трезво придя к заключению, что все — и купцы, и паломники, и путешественники — предпочтут двигаться по проложенной трассе, а не продираться сквозь чащу. А на перекрестках дорог ставили очередную прецепторию, где путешественник мог отдохнуть, заночевать, перекусить, купить корм для лошадей. Здесь можно было даже нанять вооруженный эскорт для сопровождения.
Любой предприниматель скажет, что такая «точка» на оживленной трассе, объединяющая под одной крышей и гостиницу, и кафе, и автозаправку, и магазин, и обменно-валютный пункт — сверхприбыльное дело. А храмовники создали по всей Европе целую сеть таких многофункциональных постоялых дворов. И это в XII-XIII веках!
Еще тамплиеры придумали банковскую ячейку.
Любой желающий мог сдать им на хранение ценности, которые помещались в ларец. И никто не мог его вскрыть в отсутствие и/или без разрешения хозяина.
По желанию владельца эти ценности перевозились в любую точку Европы. Гарантия сохранности —100%. Нападение на тамплиера, на человека церкви — это святотатство, он находится под защитой папы! Совершивший такое злодеяние будет проклят и отлучен от церкви. Впрочем, перевозя ценности, храмовники полагались не только на заступничество папы, но и на силу оружия: как правило, такие операции проходили под бдительным контролем усиленной охраны.
Империя без границ
Тамплиеры были крупнейшими в Европе торговцами недвижимостью. Не всегда рыцарь, вернувшийся из похода, привозил с собой достаточно средств, чтобы погасить свой долг. А бывало, что он и вовсе не возвращался. В таких случаях замки с землями переходили в собственность ордена. Становясь владельцами поместий, тамплиеры торговали землями и сельскохозяйственной продукцией.
В 1139 году папа Иннокентий II своей буллой вывел орден из-под юрисдикции светских властей. Тамплиеры отныне не подчинялись королевским чиновникам, да и самому королю! Над ними только Бог и папа — наместник Бога на земле. На практике это означало, что храмовники получили право свободного перемещения по всей Европе (супершенген!) и полное освобождение от всех налогов и пошлин. Мечта любого бизнесмена! Да в таких условиях не озолотится только ленивый. А тамплиеры ленивыми не были.
В их руках скапливались значительные суммы. У них занимали даже короли. Когда английский Эдуард I пришел к власти, тамплиеры предъявили ему 2 000 долговых расписок его отца. И Эдуард выложил все до последней монеты!
К началу XIV века одним из крупнейших должников ордена стал король Франции Филипп IV. Только, в отличие от английского сюзерена, платить по счетам Филипп не хотел.
Филипп IV
Он вошел в историю как Железный король. Из своей страны он сколачивал единую державу, в которой есть лишь одно мнение — короля. Он давил внутреннюю оппозицию, а строптивого папу Бонифация VIII заменил «карманным» Климентом V.
Филипп с опаской смотрел на орден тамплиеров, понимая, каким серьезным противником может стать эта организация с ее финансовой и военной мощью. Но деньги ему возвращать не хотелось. И тогда Филипп придумал, как решить все проблемы одним махом.
22 сентября на Королевском совете было принято решение об аресте всех тамплиеров на территории Франции. Во все концы страны поскакали гонцы. Королевские чиновники, местные инквизиторы, командиры военных отрядов получили двойные конверты, на которых указано: вскрыть утром 13 октября, в пятницу.
Пятница, 13-е
В назначенный день конверты вскрываются. В них монарший приказ: арестовать всех тамплиеров, до которых только дотянется рука королевского законника. Указывается причина немилости, от которой волосы встают дыбом! Оказывается, тамплиеры проводят тайные обряды, практикуют содомский грех, а при посвящении в члены ордена кандидат плюет на изображение Христа.
И вот ведут очередного арестованного, а тот вырывается и кричит: «Это ошибка! Я ни в чем не виноват! Приказ короля?! Этого не может быть! Год назад во время бунта черни тамплиеры укрыли короля, он обязан ордену жизнью!»
Но, как мы уже говорили, Филипп не считал, что он кому-то что-то должен.
Арестованы около 1 000 человек. Их сразу же начинают пытать. Еще вчера эти люди были членами могущественнейшего ордена. А сегодня им выламывают руки, жгут огнем: «Признавайся, поклонялся Сатане?»
Орден должен быть уничтожен!
Арестован сам Великий магистр Жак де Моле. А ведь чуть меньше года назад Филипп IV просил его стать крестным отцом одного из своих детей. Вчера — только вчера, 12 октября! — Великий магистр присутствовал на похоронах принцессы Екатерины, родственницы короля, он стоял рядом с королем! И тот ему улыбался, выказывал свое уважение и расположение.
А папа? Почему молчит Климент V? А «карманный» папа 22 ноября издает буллу, в которой предписывает всем христианским монархам арестовывать тамплиеров с конфискацией принадлежащих ордену земель и имущества. Начинается преследование храмовников в Англии, Германии, Италии, Испании и на Кипре.
Спустя две недели после ареста Жак де Моле начинает давать признательные показания. Каются в своих грехах и признаются во всем большинство тамплиеров: да, на собрания ордена прилетал Сатана, с копытами и рогами, да, плевали на распятие, да, целовали друг друга в самые непристойные места, было и мужеложество, и скотоложество… В чем еще нужно признаться? Палачи усердствуют, легисты записывают. Необходимо доказать, что орден служил Сатане, тогда сокровища тамплиеров можно будет конфисковать на законном основании.
Финита ля комедия
В 1310 году начались первые казни. Причем жгли не тех, кто подписывал признательные показания, а тех, кто упорствовал и все отрицал. В 1312 году Климент V созвал Вьенский собор, на котором предстояло решить судьбу ордена. Папа предложил признать его еретическим и на этом основании распустить.
Представители других орденов выступили против, справедливо рассудив: раз сегодня взялись за тамплиеров, то завтра могут приняться и за нас! Пришли к компромиссу: сам орден хорош, а вот члены его оступились. Раскаявшихся раскидали по другим орденам или отправили 8 дальние монастыри замаливать грехи — в зависимости от тяжести прегрешений.
Сам орден был распущен как не оправдавший доверие. Имущество передали госпитальерам с выдачей королю Франции денежной компенсации. Высшим иерархам ордена в качестве меры наказания избрали пожизненное заточение.
Проклятие Великого магистра
В 1314 году процесс, длившийся 7 лет, был закончен. Великий магистр, выслушавший приговор, тут же отказался от своих показаний и заявил о невиновности ордена. А это — повторное впадение в ересь, за которое костер полагается автоматически. 18 марта Жак де Моле был сожжен. По велению Филиппа IV магистра жарили на медленном огне, так что у того было достаточно времени сказать все, что он думает. И он высказался по полной программе. Объятый пламенем, Великий магистр проклял короля и папу, пообещав, что очень скоро — в течение года — они встретятся с ним на небесах. Так и случилось: Климент V умер через месяц после сожжения Жака де Моле, а Филипп IV — через 7 месяцев. Что характерно, оба ушли из жизни «после инцидента на охоте».
Что же касается несметных сокровищ, которыми так хотел завладеть Филипп, то его ждало огромное разочарование. В сундуках тамплиеров нашлось всего 400 000 ливров. Сумма значительная, особенно в сочетании со списанными долгами. Но Филипп-то рассчитывал найти миллионы! Еще королю достались тысячи долговых расписок, которые с роспуском ордена тамплиеров потеряли всякую ценность. Настоящим сокровищем ордена было не золото, а созданная им великолепная финансово-хозяйственная система, которую Филипп IV так неразумно разрушил.
Клим Подкова