Корабли-призраки XXI века

2777

Многим кажется, что в век космической связи появление в океанах новых «летучих голландцев» попросту невозможно. И сами корабли-призраки чаще всего представляются нам в виде старинных бригов или фрегатов с полуистлевшими парусами.

История мореплавания в своих анналах хранит немало драматических происшествий: корабли погибают на мели, идут ко дну в результате столкновения, гибнут из-за пожара и т. д. Судя по статистике, каждый год пропадают без вести около пятнадцати судов.

Тень «Летучего голландца», веками бороздящего морские просторы то среди суровых арктических льдов, то по безмятежной глади южных морей, нет-нет да и возникает перед ошеломленными моряками…

«Летучий голландец»! Конечно, это только легенда. Однако не слишком ли много двойников у мифического корабля? Некоторые факты освещались и в советской прессе.

А между тем в наше время по волнам скитаются вполне современные никем не управляемые суда. Столкновение с таким объектом грозит катастрофой, поэтому моряки передают друг другу координаты встречи и надеются, что штормы упокоят очередной «летучий голландец» на морском дне.

Непотопляемая память о великой актрисе

«Любовь Орлова» у берегов Антарктиды
«Любовь Орлова» у берегов Антарктиды

Одним из самых больших кораблей- призраков XXI века стал российский теплоход «Любовь Орлова». Его построили в 1976 году на верфи в Кралевице (Югославия) по заказу СССР. Двухпалубное круизное судно длиной 100 метров, оборудованное каютами повышенного комфорта, вмещало более 200 пассажиров и было названо в честь незадолго до того (в 1975 году) умершей великой актрисы.

В 1999 году теплоход приватизировали и переоборудовали для коммерческих круизов по Антарктике. Он несколько раз переходил из рук в руки, пока в 2010-м в канадском порту Сент-Джонс его не арестовали за долги.

Работавшие на теплоходе моряки долго не могли покинуть «Любовь Орлову» из-за того, что судовладелец фактически бросил их на произвол судьбы, не выплатив зарплату и уклоняясь от вопроса о дальнейшей судье судна.

Только через два года было принято решение продать лайнер на металлолом, чтобы покрыть долги владельца. Его купила фирма из Доминиканской Республики. С теплохода сняли все оборудование, и в январе 2013 года буксир потянул его через Атлантический океан к месту утилизации.

Людей на борту лайнера не было — зато, по свидетельствам очевидцев, там присутствовало огромное количество крыс.

Уже на следующий день после выхода из Сент-Джонса буксир и теплоход попали в сильный шторм, оборвавший трос. Команда буксира потеряла «Любовь Орлову» из видимости и после недолгих безуспешных поисков решила вернуться в порт.

В результате с 24 января 2013 года теплоход «Любовь Орлова» без экипажа и опознавательных огней находится в Мировом океане. Время от времени его встречают другие суда.

В марте 2013 года в британской прессе появилось сообщение, что на лайнере сработал аварийный буй, сигнал которого был зафиксирован в 700 милях от побережья Ирландии. Такой буй автоматически включается при контакте с водой — так что пресса поспешила объявить, что теплоход затонул, тем более что поиски в районе сигнала не дали результатов.

Но в 2014 году «Любовь Орлову» видели недалеко от Шотландии. Газеты высказывали опасения, что теплоход населен крысами-каннибалами, — и крайне нежелательно, чтобы его прибило к берегу.

Но к берегу судно не подошло и продолжает свои морские странствия. Власти Канады объявили, что не несут за него ответственности, поскольку теплоход покинул территориальные воды страны. Доминиканские владельцы пообещали небольшое вознаграждение тем, кто найдет «Любовь Орлову» и доставит ее в страну. Но нынешняя стоимость корабля составляет 600 тысяч фунтов стерлингов — а поиск и транспортировка могут обойтись гораздо дороже.

Английское военное ведомство грозится затопить «Любовь Орлову» — из-за того, что судно представляет опасность для судоходства. Но чтобы сделать это, теплоход сначала надо найти.

Четыре часа обстрела

Канадский патрульный катер топит судно-призрак «Райо ун мару»
Канадский патрульный катер топит судно-призрак «Райо ун мару»

Если «Любовь Орлову» разыщут и уничтожат, она разделит судьбу знаменитого корабля-призрака «Райо ун мару» («Удача рыбака»). Этот японский рыболовный траулер, приписанный к порту Хатинохе в префектуре Аомори, с 1982 года занимался промыслом кальмара. В 2011-м его отправили на утилизацию. Но сильное цунами оборвало стояночную цепь и унесло траулер в открытое море.

Более года «Райо ун мару» скитался по океанам. В конце концов судно приплыло к берегам Аляски. Сначала его обнаружили канадские рыбаки. Но взять траулер на буксир им не удалось. Командование канадского боевого корабля, получившее координаты «летучего голландца», не стало принимать никаких мер.

Позже траулер обнаружили американские военные моряки. Они связались с японским судовладельцем, но тот не пожелал платить за буксировку судна в родной порт.

Судно обстреляли фугасными снарядами, на нем начался пожар. Но траулер затонул не сразу. Патрульным катерам пришлось обстреливать его в течение четырех часов. Сейчас траулер лежит на глубине более 300 метров в 240 километрах от берега на дне Аляскинского залива.

Необъяснимая пропажа людей

Многие «летучие голландцы» XXI века хранят так и не разгаданную тайну пропавших экипажей и пассажиров.

Яхта-призрак «Каз II», обнаруженная неподалеку от Австралии
Яхта-призрак «Каз II», обнаруженная неподалеку от Австралии

В апреле 2007 года в 150 километрах от берегов Австралии пилоты вертолета обнаружили безлюдную яхту-катамаран с названием «Каз II». Через два дня после их сообщения на судно прибыл морской патруль. В его отчете отмечено, что на яхте были подняты паруса и работал двигатель. Шлюпки и спасательные жилеты находились на своих местах. На столе в каюте стоял нетронутый обед. Но люди на «Каз II» отсутствовали.

Яхту отбуксировали в порт Таунсвилл. Полиция выяснила, что на ее борту должны были находиться трое мужчин, живущих в австралийском городе Перт. Они собирались обогнуть свой континент. Курс был задан приборам навигации в начале путешествия — и больше уже не менялся.

Что же могло произойти с опытными яхтсменами? Полицейские выдвинули версию, что один из них выпал за борт, а остальные погибли, пытаясь его спасти. Рассматривались также варианты нападения неизвестных людей или животных. Но что случилось на самом деле, так и осталось загадкой.

Чуть раньше, в 2006 году, парусную яхту-призрак с названием «Бель Амика» («Прекрасная подруга») обнаружили у берегов Италии возле курортного городка Порто-Ротондо. На борту были запасы пищи и вина, а также карты морей Северной Африки. Но члены команды и пассажиры отсутствовали. Самое удивительное, что яхта с таким названием не была зарегистрирована ни в одной стране. Представители итальянской полиции высказали предположение, что яхта использовалась для контрабанды наркотиков, но никаких запрещенных препаратов на ней не обнаружили. После долгих поисков был найден владелец судна, оказавшийся гражданином Люксембурга. Но он отказался давать какие-либо показания.

Брошенный улов

В январе 2003 года у берегов Австралии нашли тайваньское рыболовное судно «Хай Эм» («Высокая Цель»), в трюмах которого находился давно испорченный улов тунца. Никого из 12 членов экипажа на борту не было.

Выяснилось, что корабль вышел из порта в 2002 году и несколько месяцев без людей на борту скитался по морям. Предположения о том, что могло случиться с командой, выдвигались и отбрасывались одно за другим. Нападение пиратов исключалось потому, что на судне отсутствовали следы борьбы и оставались некоторые ценные вещи (например, навигационное оборудование), которые захватчики забрали бы с собой. Погода в этих местах долгое время была вполне благоприятной. Судно не имело никаких повреждений и находилось в хорошем техническом состоянии.

Следователи остановились на версии, что экипаж взбунтовался, и капитан был убит — потому что через две недели после обнаружения судна в полицию поступил анонимный звонок и кто-то рассказал об этом. По словам звонившего, команда, убив капитана, отправилась домой. Но на чем? Дома они так и не появились, никаких сведений об их дальнейшей судьбе нет до сих пор.

В 2008 году в Тихом океане недалеко от Микронезии было обнаружено еще одно идущее своим ходом тайваньское рыболовное судно «Тай Цзинь», пропавшее месяц назад. На корабле имелись явные следы пожара, спасательные шлюпки и плоты отсутствовали. Экипаж в составе 29 человек пропал, их поиски в океане не увенчались успехом.

Огромные волны или массовое помешательство?

Куда же исчезают люди с современных «летучих голландцев»? Кроме общепринятых версий о штормах, пожарах, бунтах, бортовых неисправностях или захвате пиратами существуют еще по крайне мере три точки зрения, которые на этот счет выдвигают исследователи.

Первая из них — выбросы метана или какого-то другого газа. Они периодически происходят в разных местах Мирового океана. Поднявшийся со дна огромный пузырь смертельного газа может накрыть корабль и привести к гибели экипажа и пассажиров. Правда, в этом случае их тела должны остаться на судне.

Вторая возможная причина — гигантские одиночные волны. Точного механизма их возникновения никто не знает. Но известно, что такая волна высотой 30 и более метров может появиться при совершенно спокойной погоде и смыть людей за борт.

Третье объяснение — массовое помешательство под влиянием каких-то таинственных внешних факторов. Это могут быть тот же отравляющий газ, или такая же волна, или наводящий ужас инфразвук — в общем, что-то, что может заставить людей прыгнуть в воду и искать там спасения.

А морские службы разных стран продолжают фиксировать все новые корабли-призраки.

  • 2008 год — российский плашкоут без названия и людей на борту обнаружен в Японском море.
  • 2010 год — неизвестный торговый корабль без экипажа перехвачен в Красном море, на борту обнаружены наркотики.
  • 2013 год — в районе Бермудского треугольника российским ракетным крейсером найдена безлюдная норвежская яхта, ее удалось взять на буксир и доставить на берег.

Список «летучих голландцев» XXI века постоянно пополняется. И по-прежнему не всегда понятно, куда и при каких обстоятельствах исчезают их экипажи.

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии