Фемистокл

1529

Битва при Саламине (480 год до н. э.) стала судьбоносной для Древней Греции. Огромный флот персидского царя Ксеркса потерпел сокрушительное поражение от гораздо меньшей по численности флотилии эллинов. Произошло это благодаря военной хитрости, которую применил афинский стратег Фемистокл…

Двуликий оракул

В 480 году до нашей эры над греческими городами нависла страшная угроза — огромное персидское войско царя Ксеркса вторглось на Балканский полуостров. Цель вторжения была очевидна: полное покорение всех сохранявших еще независимость греческих земель. Кроме сухопутного войска, у Ксеркса был мощный флот.

Попытка спартанского отряда во главе с царём Леонидом преградить персидскому войску путь в Фермопильском ущелье окончилась неудачей. Персы прорвались в центральную Грецию. У афинского стратега Фемистокла возник план действий, который в конечном итоге и обеспечил победу греков над персами. Но чтобы воплотить этот план в жизнь, Фемистоклу пришлось мобилизовать всю свою хитрость и ораторский дар.

Афиняне отправили послов в Дельфы, чтобы спросить у оракула о дальнейших событиях. Пророчество оказалось самым мрачным. Многие в Афинах пали духом. Но не Фемистокл. Дело в том, что предсказание дельфийского оракула всегда было двусмысленным и неопределенным по форме изложения. И при желании, его можно было повернуть как в ту, так и в другую сторону.

У Фемистокла такое желание было. Он понимал, что нужна победоносная морская битва, чтобы лишить сухопутное войско персов поддержки с моря. Но как убедить колеблющихся горожан, удрученных к тому же зловещим предсказанием?

Острый ум Фемистокла

Вот тут-то и пригодился Фемистоклу его острый ум. В предсказании содержалась фраза, что спасение Афин — «в деревянных стенах». Обыватели, конечно, решили, что речь идет о старом полуразвалившемся плетне, окружавшем город. Значит, нужно сидеть в городе и ждать, когда боги придут на помощь.

Так думали трусливые духом. Но Фемистоклу было ясно, что такое решение — гибель. И он просит слова на народном собрании. Призвав на помощь все свое красноречие, Фемистокл сумел убедить афинян, что под «деревянными стенами» оракул имел ввиду афинские корабли.

Во время всеобщей неразберихи из храма пропала священная змея. «Это же дурной знак, Фемистокл!» — говорили ему.

Как бы не так! «Это благой знак, — отвечал Фемистокл — Священная змея покинула город и направилась к морю. Так она указывает нам путь».

В итоге, греческие города собрали флот. Греческие триеры встали в узком проливе у острова Саламин. Однако и тут понадобилась вся мудрость и настойчивость Фемистокла, чтобы довести задуманное до конца. Главным начальником флота был спартанец Еврибиад. Он хотел сняться с якоря и плыть к Коринфскому перешейку.

Ложное письмо

Но Фемистокл понимал, что узкие проливы Саламина — единственный шанс на победу. В открытом море у Коринфского перешейка мощный флот персов без труда задавит своей численностью скромную эскадру эллинов. Узкий пролив, напротив, нивелирует всякое численное превосходство.

Своими доводами Фемистокл смог на несколько дней отсрочить отплытие союзного флота. Однако, когда на берегу появилось громадное персидское войско, греки решили бежать. И тогда Фемистокл, с ужасом понимавший, что эллины вот-вот упустят единственную возможность победить, решился на беспрецедентную для мировой истории хитрость.

Он отправил одного из своих доверенных рабов, Сикинна, перса по национальности, к Ксерксу с сообщением:

«Афинский военачальник Фемистокл переходит на сторону великого царя и первый из-вещает его о том, что эллины хотят бежать.

Фемистокл советует не дать им убежать, а напасть на них, пока они находятся в страхе, и уничтожить их морские силы».

Ксеркс повелел созвать военный совет. Бездарные придворные советовали царю дать грекам сражение в узких проливах около Сала-мина — все равно кучке греческих наглецов не устоять перед мощью флота всей Персидской империи. Лишь карийская царица Артемисия (вассал Ксеркса) советовала отказаться от сражения. Приводимые ею доводы были весьма схожими со словами Фемистокла. Но Ксеркс к ним не прислушался и решил дать эллинам сражение немедленно.

Пока Ксеркс обдумывал это свое решение, Фемистокл тянул время, затевая жаркие споры с Еврибиадом и не давая тому дать приказ об отплытии. В разгар этих словесных баталий Фемистоклу сообщили долгожданную новость — персидские корабли вошли в залив Саламина и с минуту на минуту будут здесь. Теперь грекам уже ничего не оставалось, кроме как готовиться к сражению.

Дальнейшее — хорошо известно. В узком извилистом проливе неповоротливые персидские корабли не смогли тягаться с быстроходными греческими триерами. Флот Ксеркса был полностью разгромлен. Военная хитрость Фемистокла завершилась блестящим успехом…

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии