Еще Парацельс говорил, что на свете не существует ни одного неядовитого вещества, все дело в дозе. Может быть, поэтому одним из самых древних способов убийства является отравление. К тому же присутствие яда в теле жертвы не всегда умели установить, ведь по симптоматике отравление похоже на некоторые заболевания. Поэтому у преступника были все шансы избежать наказания. Сегодня, с развитием токсикологии, раскрываемость таких преступлений возросла, но ведь и разработки в области производства ядовитых веществ не стоят на месте.
От охоты до преступления
Использовать губительное действие простейших ядов на организм животных, а затем и человека придумали еще древние люди. Заметив, что животные, поевшие какого-то определенного растения, падают замертво, охотники делали специальные бороздки на наконечниках стрел и дротиков и обмакивали их в сок ядовитого растения. Согласно археологическим исследованиям, возраст подобных орудий составляет примерно 6 тысяч лет. Наиболее популярным считался яд кураре. Он мгновенно останавливал дыхание жертвы, при этом не отравляя мясо убитого животного.
Постепенно людям пришла мысль, что использовать яды можно не только на охоте, но и для убийства себе подобных. В Африке, например, с этой целью применяли растительный сок, содержащий строфантин, поражавший ЦНС.
В Египте наладили безотходное производство из персиков: мякоть шла на лекарства, а из косточек получали синильную кислоту, которую использовали для казней, получивших название «наказание персиком». В Афинах в качестве карающего меча применяли сок болиголова (цикуты), парализующий окончания двигательных нервов и вызывающий судороги с удушьем. Есть мнение, что именно с помощью цикуты казнили Сократа. По описаниям Платона, после принятия яда Сократу велели лечь, поскольку должно было наступить онемение конечностей, потом холод добрался до сердца, и философ скончался.
В средневековой Европе яды уже свободно продавались в аптеках. В частности мышьяк. Это идеальное орудие убийства хорошо растворялось в воде и не имело ни цвета, ни запаха. По симптомам отравление мышьяком напоминало холеру. Но, поскольку изощренные средневековые убийцы травили свои жертвы малыми дозами, доктора диагностировали что угодно, только не отравление. Для поэтапного отравления использовали различные предметы, пропитанные ядом (письма, монеты, перчатки, седла и др.).
Первыми, кто попытался остановить свободную торговлю ядами, были итальянцы. В 1365 году в Сиене аптекарям запретили продавать мышьяк и сулему незнакомым людям. Во Франции запрет на ядовитые вещества вышел в 1662-м.
В Афинах в качестве карающего меча применяли сок болиголова (цикуты), парализующий окончания двигательных нервов и вызывающий судороги с удушьем.
А в России лишь в 1733-м появился указ, запрещающий продажу «купоросного и янтарного масла, крепкой водки, мышьяка и целибухи».
Пища богов
Больше других по части отравлений прославился Древний Рим. Здесь отравить или отравиться считалось обыденным делом. Даже самоубийство было узаконено. Если имелась уважительная причина, государство снабжало своих граждан аконитом или отваром болиголова. Известны случаи, когда осужденные принимали яд сразу после зачтения приговора, по собственной воле.
Также нередким явлением в Риме было избавление от конкурентов при помощи кубка с ядом. Дошло до того, что появилась особая профессия — дегустатор, в обязанности которого входило пробовать еду и напитки, прежде чем их подадут хозяевам. Эти люди были очень востребованы, даже существовала особая коллегия дегустаторов. Кстати, обычай чокаться появился именно в Древнем Риме: при ударе кубка о кубок вино выплескивалось из одного в другой — чем не гарантия, что не будешь отравлен?
Известный душегуб Калигула частенько развлекался, отсылая отравленное угощение простым римлянам. Свои ядовитые эксперименты он ставил на рабах. После смерти Калигулы в его опочивальне нашли большой сундук, заполненный ядами, который по приказу Клавдия бросили в море. После этого на берегу еще долго находили мертвую рыбу.
Сам же Клавдий тоже стал жертвой отравления. По одной из версий, его отравила супруга, 32-летняя Агриппина, которая хотела видеть на троне своего сына Нерона. В те времена грибы были очень популярны, только обычные люди ели то, что попроще, а знати подавали к столу деликатесные, ярко- оранжевые цезаревы грибы. Возможно, Агриппина добавила к грибному блюду своего супруга и поганки. После смерти Клавдия и его обожествления сенатом Нерон сказал: «Грибы — это пища богов. Ведь, поев грибов, Клавдий стал божественным». В пользу этой версии говорят все симптомы, похожие на отравление алкалоидом мускарином, содержащимся в ядовитых грибах: удушье, рвота, боль в желудке и низкое давление.
С помощью яда Нерон устранил и законного наследника Клавдия, Британика. Зелье изготовила известная в ту пору отравительница Локуста. Отрава была добавлена в воду, которой разводили вино, ее дегустаторы не пробовали. За эту услугу Локусте пожаловали поместья и разрешили иметь учеников.
Отравление по-русски
Россия тоже шла в ногу со временем. Русские цари жили в постоянном страхе быть отравленными. Киевский князь Олег только благодаря своей осторожности не пострадал от яда. Во время переговоров византийцы пытались преподнести князю отравленное угощение. Только Олег не притронулся к еде и питью. Это его и спасло.
Не всем русским правителям так повезло. В некоторых летописях времен правления Ивана Грозного имеются сведения о насильственной смерти царя. Якобы Борис Годунов и его соратники «преждевременно прекратили жизнь царя, подкупив лечащего врача, который подмешал яд в лекарство». Впрочем, исследования, проведенные при вскрытии гробницы, не подтвердили эту версию. Содержание мышьяка и ртути в останках было примерно такое же, как и в лекарственных препаратах от сифилиса, которым болел царь.
С большей долей вероятности можно утверждать, что мать и вторая жена Ивана Грозного были отравлены. Женщин отравить было проще. По протоколу знатные женщины, присутствуя на государственных мероприятиях, должны были выбеливать лицо с помощью белил, которые составлялись на основе ртути, мышьяка и свинца. Исследуя волосы великой княгини, матери царя, ученые обнаружили в них огромное содержание ртути, в 1000 раз превышавшее норму. Такую же картину показал и спектральный анализ волос супруги Ивана Грозного, умершей в 26 лет. Даже если бы женщины несколько раз в день пользовались белилами, столько ртути не могло накопиться в волосах.
Неслучайно и сам Борис Годунов очень боялся за свою жизнь. Шесть заграничных докторов круглые сутки оберегали царя. Но это его не спасло. В день смерти самодержец был в хорошем настроении, с аппетитом отобедал и поднялся на вышку, с которой обозревал Москву. А когда сошел оттуда, у него из ушей и носа пошла кровь, отнялся язык. Вскоре Борис Годунов скончался. Ходили упорные слухи о самоубийстве (он много и тяжело болел), но и насильственную смерть тоже не отрицали. Определить состоятельность ни одной из версий не удалось: при вскрытии гробницы Годуновых обнаружилось, что она разграблена, а кости перемешаны.
Император Павел, презираемый даже собственной матерью, всю свою жизнь не забывал, что может стать жертвой отравления. Однажды за обедом ему показалось, что суп имеет странный сладковатый вкус. Позвали собаку и скормили ей суп. Животное издохло в конвульсиях. После этого Павел выписал из Англии повариху и доверял приготовление еды только ей.
Не одни цари жили в постоянном страхе. Фаворит Александра I Аракчеев всегда и всюду ходил со слугой, который вел на поводке собаку Жучку. Собака выполняла функции дегустатора. Надо сказать, Жучке не повезло: Аракчеев очень любил кофе, а значит, и животное должно было делать всякий раз хотя бы глоток напитка.
Укол зонтиком
Наверное, нет человека, который не смотрел бы фильм с Пьером Ришаром «Укол зонтиком». Но мало кто знает, что рабочее название фильма звучало так: «Укол болгарским зонтиком».
Зонт-убийца хранится в Музее международного шпионажа в Вашингтоне. Устройство имеет скрытое «жало», выстреливающее маленькими капсулами, наполненными токсичным рицином, смертельная доза которого в 80 раз меньше дозы цианистого калия. В 1978 году в Лондоне с помощью такого зонта был убит болгарский диссидент и журналист Георгий Марков.
7 сентября 1978 года Марков, стоя на автобусной остановке, вдруг почувствовал сильную боль в правом бедре. Оглянувшись, он заметил мужчину, который поднимал оброненный зонт. Тот извинился за свою неловкость и удалился. Вечером того же дня у Маркова поднялась высокая температура, появились острая боль в желудке и диарея. Состояние, несмотря на усилия врачей, ухудшалось. Через 3 дня сердце журналиста остановилось.
Обескураженные врачи провели вскрытие и обнаружили в правом бедре мужчины предмет, похожий на шарик от подшипника. В шарике были высверлены два сквозных отверстия крест- накрест, так, чтобы в образовавшейся полости можно было спрятать яд. После экспертизы стало ясно: яд был — токсичный рицин в количестве примерно 450 мг. Этого достаточно, чтобы умертвить 6 человек.
Сотрудники Скотленд-Ярда предположили, что убийство было спланировано и совершено КГБ Болгарии. А зонтик или шарики с ядом им презентовали советские коллеги. Кстати, после того как в Болгарии пал коммунистический режим, в подвалах МВД Болгарии нашлось много таких зонтов-убийц. Все они имели спусковой механизм и систему сжатого воздуха. При нажатии на кнопку из зонта выстреливал шарик с ядом. К сожалению, личность убийцы Маркова до сих пор не установлена.
В ногу со временем
С развитием современной токсикологии, способной распознавать большинство ядов органического и минерального происхождения, время массовых отравлений закончилось. Сейчас яды в большинстве своем остаются в ведении врачей, спецслужб и армии. Понятно, что готовятся эти вещества не на основе грибов, как зелье Локусты. Самый популярный диверсионный яд — это пентакарбонил железа. Отравление им похоже на отравление угарным газом. Соединение способно проникать через кожу. Есть мнение, что именно таким способом был отравлен премьер-министр Грузии Зураб Жвания. Само же убийство списали на несчастный случай, произошедший из-за неисправной печи в загородном доме министра.
Также спецслужбы используют радиоактивный полоний-210. Безопасной считается доза в 7 пикограмм. Частица размером с пылинку, попав в легкие человека, убивает его мгновенно. С помощью полония в 2002 году в Чечне был уничтожен террорист Амир аль Хаттаб.
Им же, предположительно, были отравлены экс-подполковник ФСБ А. Литвиненко и Ясир Арафат. В моче Литвиненко были обнаружены следы этого вещества. Умер он от острой сердечной недостаточности. Полоний в малых дозах способствует появлению онкологии, а в больших разрушает костный мозг, пищеварительную систему и другие важные органы. Правда, есть мнение, что Литвиненко мог выступать посредником по продаже полония и пострадал от неосторожного обращения с ним.
Конечно, мы не можем знать о секретных разработках отравляющих веществ, проводимых во многих лабораториях мира. Но факт остается фактом: на сегодня ни один яд не считается неконвенционным оружием.