20 октября 1982 года, вероятно, навсегда останется черной датой в советском спортивном календаре. Никогда ранее ни одно спортивное мероприятие в СССР не сопровождалось трагическими событиями такого масштаба.
«20 октября 1982 года во время футбольного матча на Большой спортивной арене Центрального стадиона им. В.И. Ленина… в результате нарушения порядка движения людей произошел несчастный случай. Имеются пострадавшие. Проводится расследование», — такую лаконичную заметку разместила газета «Вечерняя Москва» среди различных объявлений на последней полосе выпуска от 21 октября. Между тем речь шла о настоящей трагедии.
Победный гол
В день матча между московским «Спартаком» и голландским клубом «Хаарлем» погода выдалась отнюдь не футбольная: прошел первый снег, столбик термометра опустился до -10°. Поэтому неудивительно, что на трибунах «Лужников» собралось непривычно мало зрителей для матча такого уровня (на кубок УЕФА) — всего около 17 тысяч. В итоге администрация стадиона сосредоточила почти всех зрителей на одной, кое-как очищенной от снега трибуне «С» вместимостью 23 тысячи мест.
В 19 часов игра началась. Погодные условия и раскисшее поле сделали ее не особенно зрелищной. «Спартак» вел с минимальным перевесом 1:0. За 2-3 минуты до конца встречи болельщики, уверенные, что больше на поле уже ничего интересного не произойдет, начали покидать трибуну. В этот момент нападающий «Спартака» Сергей Швецов забил в ворота голландцев второй победный гол. Многие из тех, кто уже двигался к единственному открытому выходу с трибуны, услышав прокатившуюся над стадионом волну радостных криков, повернули обратно.
В узком проходе столкнулись потоки выходящих с трибуны и пытающихся вернуться на нее болельщиков.
По словам очевидцев, на одной из нижних ступенек ведущей с трибуны лестницы споткнулась девушка. Несколько человек попытались ей помочь, но под напором толпы не устояли на ногах и тоже упали. Далее сработал эффект домино: люди продолжали падать, образуя огромную кучу. В конце концов не выдержали напора человеческой массы и рухнули перила. Люди стали падать сверху на бетонный пол.
Известный российский теннисист Андрей Чесноков, присутствовавший на том роковом матче, вспоминал: «Может быть, лед был на ступеньках, я не знаю. Там был мой одноклассник, он мне потом сказал: ты знаешь, я тоже был на матче, но спокойно вышел. Это все случилось только на одном выходе, через другие люди свободно прошли. Кто-то упал на ступеньках, на него тоже кто-то упал, и получилась как будто блокада — выйти было невозможно. Человек лежит, на нем еще один, на нем другой… Такое давление, это невероятно. Я стоял рядом с каким-то человеком в военной форме, и нас ребята хватали за ноги, просили: спаси! Помоги, умоляем! А мы Ничего не могли сделать, потому что, если кого-то вытаскивать из этой толпы, все за него держатся, все хотят жить…».
Заговор молчания
По неофициальной информации, более 300 человек получили тяжелые, в том числе смертельные повреждения. Среди погибших оказались шесть женщин. Примерно сорока погибшим не было и 20 лет, некоторые из них не дожили и до 15. Трупы складывали у подножия памятника Ленину.
Врачи фиксировали в основном асфиксию — удушье, сдавливание грудной клетки.
О трагедии долго умалчивали официальные источники. Только в 1989 году в газетах впервые было рассказано о трагедии на стадионе и опубликованы воспоминания участников событий. А еще через три года в «Лужниках» был воздвигнут памятник «Погибшим на стадионах мира».
По возбужденному задним числом уголовному делу проходили четыре фигуранта, но реально осужден был только один из них — получил полтора года исправительных работ.
Поскольку матч был международным, возникший за рубежом резонанс вынудил советские власти открыть материалы следствия и огласить число — 66 погибших. По официальной версии, давка была вызвана тем, что болельщики, несмотря на то, что были открыты все выходы и свободны две лестницы, потянулись лишь к одной из них — той, что ближе к метро. Вопреки мнению, что к трагедии привел забитый в конце игры гол, следователи утверждали, что он, наоборот, помог спасти несколько жизней. Поток вы-ходящих со стадиона остановился, чтобы порадоваться победе, и перестал напирать на лежащих внизу лестницы. По неофициальной же версии, для выхода была открыта только одна лестница, на которой и произошла трагедия.
Ровно через четверть века после трагедии, 20 октября 2007 года, по предложению ветеранов «Хаарлема» на той же самой, но заметно преобразившейся арене «Лужников» состоялся матч с ветеранами «Спартака». Весь сбор от продажи билетов был направлен на оказание помощи родственникам болельщиков, трагически погибших здесь 25 лет назад.