Недавно американский актер Патрик Мюррей опубликовал в Интернете записанное 15 лет назад видеоинтервью со Стэнли Кубриком. В нем знаменитый режиссер заявляет, что кадры первой высадки американских астронавтов на Луне — подделка, и что он лично руководил ее созданием в студии на Земле. Ролик стал сенсацией и набрал миллионы просмотров. Насколько эти громкие заявления соответствуют действительности? Мы провели собственное расследование.
По личной просьбе президента
Почему это видеоинтервью не появилось раньше? Патрик Мюррей объясняет, что подписал 80-страничный договор о том, что сможет обнародовать его только через 15 лет после смерти Стэнли Кубрика (режиссер умер 7 марта 1999 года, само интервью, по словам Мюррея, снято за три дня до его кончины).
В кадре человек, похожий на Кубрика, признается перед камерой: первая посадка на Луну была фальшивкой, он лично, по просьбе президента Ричарда Никсона, руководил ее павильонными съемками и получил за работу не уточненную, но внушительную сумму денег. При этом он оправдывается, что если бы не согласился, съемки поручили бы другому крупному режиссеру, но они в любом случае были бы доведены до конца. В конце интервью человек с гордостью говорит, что совершил самый великий обман в истории.
Напомним, что Стэнли Кубрика и раньше называли автором знаменитых кадров первой лунной посадки. Сразу после того как он скончался, вдова режиссера, актриса Кристиана Кубрик, выступила на пресс-конференции с заявлением о том, что Никсону очень понравился фильм Кубрика «2001: космическая одиссея», вышедший на экраны в 1968 году. Президент США лично попросил режиссера о фальсификации кадров будущей высадки экипажа на Луне, а съемки проводились в специально построенном павильоне.
В 2002 году вышел документальный фильм «Темная сторона Луны», где интервью Кристианы было показано с соответствующими комментариями. Тогда журналисты окрестили поддельные кадры нахождения астронавтов на Луне выражением «лунный заговор».
Также Кристиана говорила о том, что Стэнли Кубрик очень боялся, что из-за этой тайны его могут ликвидировать работники спецслужб. Уже через два года после фальсифицированных съемок он покинул США и переехал в Англию. Там режиссер в 1999 году скончался от сердечного приступа. Но, по признанию вдовы, обстоятельства гибели были довольно таинственными и не исключали возможности насильственной смерти.
Стэнли по имени Том?
Появившееся видео покойного Стэнли Кубрика вызвало много вопросов. Патрик Мюррей не представил никаких доказательств того, что интервью подлинное. Многие сошлись во мнении, что на кадрах снят не сам режиссер, а загримированный актер. Главное расхождение: человек в кадре выглядит медлительным забывчивым стариком. Снятое в том же 1999 году видео Кубрика показывает подтянутого и совершенно адекватного человека.
Прослушивание представленного Мюрреем ролика с помощью профессиональной аппаратуры установило, что Патрик очень тихо назвал человека в кадре Томом — и лично дал ему указание, что именно надо говорить.
Сомнение вызвало даже количество страниц договора: в одном интервью Патрик Мюррей говорит о 80, в другом — о 88 страницах. Все, конечно, знают, что США — страна длинных и обстоятельных контрактов. Но в данном случае ситуация выглядит слишком очевидной, подобные соглашения заключаются у нотариуса и занимают ровно один лист. Что может быть на остальных? Перечисление земных, небесных и финансовых кар, которые падут на голову Мюррея в случае нарушения? Непонятно.
На возможную подделку видеоинтервью указывают и специалисты-операторы: по их мнению, кадры сняты на аппаратуре, которой в 1999 году еще не было.
То есть опубликованное Патриком Мюрреем видео — скорее всего, мистификация. Но, во-первых, подделка самого интервью отнюдь не значит, что Стэнли Кубрик не принимал участия в лунном заговоре — просто за него это попытался рассказать Мюррей. А во-вторых, интервью помогло привлечь новое внимание к одной из главных загадок человечества — первой высадке астронавтов на Луне. Так все-таки была она или нет?
Маленький шаг и гигантский скачок
Начало истории можно отнести к 1961 году — когда президент США Джон Кеннеди в речи перед сенатом предложил одобрить космическую программу, конечной целью которой стала бы высадка астронавтов на лунную поверхность. Это было ответом на недавний полет Юрия Гагарина и позволило бы опередить СССР в области космических исследований.
Программа была принята и названа «Аполлон». Во время ее действия, с 1961 по 1975 год, был осуществлен запуск 11 пилотируемых кораблей. На Луне побывали 12 астронавтов, общее количество работников наземных служб составило примерно 400 тысяч человек, стоимость всех работ составила 25,5 миллиарда долларов (135 миллиардов в ценах 2005 года).
Первую высадку людей на Луну осуществил экипаж корабля «Аполлон-11» в 1969 году. На поверхности спутника Земли побывали командир корабля Нил Армстронг и пилот лунного модуля Эдвин Олдрин. В общей сложности они пробыли там 21 час 36 минут, собрали 28 килограммов грунта и установили американский флаг рядом с местом посадки. Третий член экипажа, пилот основного блока Майкл Коллинз оставался в «Аполлоне», двигавшемся по лунной орбите.
21 июля 1969 года Нил Армстронг, первым ступивший на лунную поверхность, произнес знаменитую фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».
Действия астронавтов были показаны в прямом эфире, позже телетрансляцию повторили во всем мире. Именно об этой съемке шла речь в интервью Стэнли Кубрика.
Луна с другими астронавтами
Сомнения в подлинности высадки человека на лунный грунт появились сразу после прямой трансляции.
18 декабря 1969 года газета «Нью-Йорк таймс» опубликовала репортаж о том, как один из работников НАСА (Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства) демонстрировал в баре фото местности, абсолютно идентичной той, что была показана как лунная территория, — только с совершенно другими людьми. «Насовец» утверждал, что это павильон, откуда велась съемка.
Но и без подобных документальных свидетельств люди обратили внимание на многочисленные несоответствия и нестыковки в трансляции. Их можно разделить на две группы: те, что как-то поддаются объяснению, и те, что, с точки зрения физических законов, невозможны.
Колыхался ли флаг?
Начнем с первой категории неувязок — тех, которые руководители НАСА пытались объяснить. Главный повод для общих сомнений — колыхание устанавливаемого астронавтами американского флага. Ведь на Луне нет ветра, и значит, такое движение полотнища попросту невозможно.
По официальной версии, флаг был предварительно скручен и закреплен армированной лентой — то есть представлял собой перекладину, прикрепленную к алюминиевому древку, которое, в свою очередь, было выдвижным (наподобие современной телескопической удочки). Астронавтам не удалось выдвинуть древко до конца, из-за этого заело нейлоновое полотнище, и действия армированной ленты, которая должна была его раскрутить, создали эффект ветра.
На одном из представленных журналистам снимков дотошные представители прессы разглядели на большом камне нарисованную букву «С». Как такой предмет мог оказаться на Луне? Люди, связанные с кино, сразу вспомнили, что именно так в Голливуде маркируют декорации — и камень мог быть повернут к камере не той стороной просто из-за ошибки. Работники НАСА объяснили этот
факт тем, что на привезенную с Луны фотопленку при печати попала часть какого- то волоска, и появление на снимке буквы — чистая случайность.
Также журналисты подняли вопрос о камерах, которыми велась съемка. По их мнению, фото и видео создавались на мощной профессиональной аппаратуре, а не с помощью той маленькой камеры, которую показывали на пресс-конференциях. Специалисты НАСА рассказали, что камеры действительно были профессиональными, но астронавты оставили их на Луне, чтобы взять с собой больше грунта.
Неправильная пыль
В хронике лунной высадки были нестыковки, объяснить которые в НАСА так и не смогли. К примеру, скептики обратили внимание на чрезмерно четкие следы астронавтов. А ведь в почве Луны отсутствует вода — следовательно, рельефных отпечатков на ней получиться не может. Лунный грунт — камни или мельчайшая пыль. Конечно, он до конца не изучен — но тогда следует признать существование неких аномалий либо на Луне вообще, либо в том ее месте, куда высадились астронавты.
Но никакой аномалией нельзя объяснить траектории падения пыли, которая поднималась от шагов астронавтов. Она клубится в окружающем пространстве! А поскольку на спутнике Земли нет атмосферы — такое попросту невозможно!
Непонятно также, почему на лунных снимках и видео отсутствует Земля? На единственной представленной для прессы фотографии она была неправдоподобно большой — и журналисты легко раскусили обман. Работники НАСА тут же принесли извинения и объяснили, что этот снимок был сделан астронавтами с орбиты, а не с лунной поверхности, и в материалы о высадке на поверхность попал случайно.
Еще одна необъяснимая загадка — тени астронавтов и предметов вокруг них. Источником света на Луне в момент посадки было только Солнце. Следовательно, тени должны быть одинаковыми и направленными в одну сторону. Но на снимках этого нет!
Лунный модуль отбрасывает тени в четырех направлениях. А тени одинаковых по росту Армстронга и Олдрина отличаются по длине в полтора раза. Чем это можно объяснить, если не говорить о павильонных съемках со множеством источников света? Здесь работники НАСА были бессильны. Более того — журналисты уличили их в том, что первоначально представленные кадры позже обработали с целью убрать лишние тени. То есть космические службы США пошли на прямой подлог, чтобы сохранить видимость подлинной высадки астронавтов — или хотя бы ее видеосъемки.
Необъяснимыми также остались следы эрозии почвы, отчетливо различимые на фото и видео. Но без атмосферы никакой эрозии быть не может! Кратеры, образованные от падения метеоритов, должны сохраняться неизменными в течение миллионов лет.
На одной из пресс-конференций представитель НАСА высказал мнение, что в разных районах Луны может быть разная структура почвы — но его подняли на смех, и в дальнейшем официальные представители космических служб неизменно отмалчиваются в ответ на этот вопрос.
Другие многочисленные и оставшиеся без объяснения несоответствия, продемонстрированные в телеэфире: на ботинках астронавтов нет следов лунной пыли; шаги людей должны напоминать длинные прыжки, чего на видеосъемке не наблюдается; на лунном модуле отсутствуют элементы обязательной радиационной защиты; небо над астронавтами почему-то не имеет звезд.
Шоу должно продолжаться
Подведем промежуточные итоги. Мы имеем признание Стэнли Кубрика в том, что именно он руководил съемками фальшивого видео о высадке первого человека на Луну, — причем признание, которое само по себе тоже может быть подделкой.
На показанных в прямом эфире кадрах, а также представленных позже фотографиях есть многочисленные несоответствия, некоторые из них представители американских космических служб объяснить не в состоянии.
Высадка людей на Луну имела политическое значение и подтверждала победу США в космическом соревновании с СССР. Ради такого можно было пойти на любой подлог.
Все вышесказанное позволяет выдвинуть три основные гипотезы. Первая: американцы вообще не были на Луне, видео представляет собой павильонные съемки. Вторая: астронавты не покидали корабля, а на лунную поверхность был спущен беспилотный модуль, который взял пробы грунта. Видео, опять-таки, было сделано заранее. Третья: американцы были на Луне, но настоящие съемки того, что они видели, преднамеренно засекретило НАСА — а в прямой трансляции полностью или частично показывалась павильонная имитация высадки.
Как видим, при всех вариантах, независимо от подлинности признания Стэнли Кубрика, видео, показанное в прямом эфире, оказывается поддельным. Иначе объяснить его многочисленные несоответствия просто невозможно.
Это подтверждает и мнение авторитетных в космической области специалистов. К примеру, космонавт Алексей Леонов в ряде интервью подчеркивал, что американцы просто увлеклись кинематографическими эффектами — и ради них часть репортажа была снята в студии, чтобы зрители воспринимали происходящее как единый цельный сюжет. О том же говорил и советский космонавт Георгий Гречко, утверждавший, что подобный прием нередко использовался и при освещении полетов советских космических кораблей.
Ставил ли это шоу Стэнли Кубрик? Скорее всего, да. Давал ли он видеоинтервью Патрику Мюррею? Скорее всего, нет.
Зачем Мюррей пошел на подлог, который практически доказан? Может быть, интервью когда-то состоялось (без видеозаписи), и Мюррею хотелось усилить впечатление его подлинности. А еще вероятнее — просто привлечь дополнительное внимание к одной из космических загадок, а заодно и к себе.
И все-таки были!
С видео и прямой трансляцией все более или менее понятно. А состоялась ли сама высадка? Какая из трех гипотез выглядит правдоподобнее?
С наибольшей долей уверенности можно сказать — последняя. Нил Армстронг и Эдвин Олдрин все-таки побывали на лунной поверхности. И этому есть доказательства.
Астронавты оставили на Луне лазерный отражатель, который позже использовался учеными разных стран. Привезенные образцы лунного грунта соответствовали тем, что позже были доставлены на Землю советской станцией «Луна-16». Кстати, с первым лунным грунтом американцев произошла любопытная история, о которой в 1979 году рассказала газета «Московская правда». Он был помещен в специальное хранилище, строительство которого обошлось в 2,2 миллиона долларов. Тем не менее, несмотря на внушительную охрану, часть камней бесследно исчезла — и виновных найти не удалось.
Но главное — за «Аполлоном-11» пристально наблюдали спецслужбы СССР, готовые раскрыть любой обман. Конструктор и космонавт Константин Феоктистов в своей книге пишет, что все переговоры американцев на Луне фиксировали советские перехватывающие станции. Обмануть их, выдав разговор на орбите за беседу на поверхности, было невозможно.
К 40-летию экспедиции «Аполлона-11» НАСА послало на Луну автоматическую станцию LRO, которая провела съемку всех районов посадки лунных модулей «Аполлонов». На Землю были переданы фотографии оставленного оборудования и следов деятельности. Также следы пребывания на Луне Армстронга и Олдрина с помощью своих космических аппаратов независимо друг от друга обнаружили ученые Индии, Китая и Японии.
Гавриил Хромов, президент Всесоюзного астрономо-геодезического обще-ства, в одной из статей рассказывал о том, что Армстронг и Олдрин попросили назвать расположенные рядом с посадкой модуля лунные кратеры именами их родственников. Эти кратеры совсем небольшие, их невозможно разглядеть в существовавшие в 1969 году телескопы. О них можно было узнать, только находясь рядом.
Без свинарки и пастуха
А что же Советский Союз? Как наша тогдашняя страна реагировала на победу американцев в космосе?
Известный журналист Ярослав Голованов писал, что в то время, когда весь мир в прямом эфире наблюдал высадку человека на Луну, в Москве по телевидению шел фильм «Свинарка и пастух». К сожалению, это неверно. Выход астронавтов из лунного модуля состоялся в 05:56 по московскому времени, а все телевизионные передачи в те годы начинались только в восемь часов. Вероятно, уважаемый журналист перепутал прямой репортаж с повтором трансляции.
Но прибытие астронавтов на борт авианосца «Хорнет», также показанное в прямой трансляции на весь мир, уже демонстрировалось и на советском телевидении. И во всех газетах было объявлено, что председатель президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный направил по этому поводу поздравительную телеграмму президенту США Ричарду Никсону.
Тогда наша космонавтика переживала сложный период. Советская разведка уже доложила о будущем полете «Аполлона-11», и руководство страны поставило перед космической отраслью задачу добыть лунный грунт быстрее американцев. За три дня до полета «Аполлона» состоялся старт автоматической межпланетной станции «Луна-15», которая должна была доставить на Землю эти образцы. Но станция во время посадки сорвалась с заданной траектории и разбилась. Лунный грунт для СССР доставила станция «Луна-16» — в 1970 году, после полетов «Аполлона-11» и «Аполлона-12». С учетом напряженных отношений двух стран и досады от космической победы американцев публичное поздравление второго лица государства, да еще и вместе с показом в прямом эфире встречи победителей, можно считать мужественным дипломатическим шагом.
С чем столкнулись американцы?
Нам осталось найти ответ на последний вопрос: почему и программа «Аполлон», и работа советских лунных межпланетных станций были резко свернуты в середине 1970-х годов? Когда, казалось, надо было развивать успех?
Большинство исследователей считают, что обе сверхдержавы пытались освоить Луну для создания постоянно действующих баз — в первую очередь военного назначения. Но оказалось, что такая задача требует слишком больших финансовых вложений. И для решения дальнейших боевых задач обе страны выбрали ближнее околоземное пространство.
Но есть и более интересная точка зрения. Некоторые материалы полетов «Аполлонов» позволяют предположить, что американцы обнаружили на Луне следы присутствия инопланетной цивилизации — и поэтому, в целях безопасности, завершили полеты.
Но были ли это межзвездные корабли либо другие предметы или явления — никто так и не рассказал.
Ссылка на источник указывает не на источник, а сюда же:
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ:«Тайны XX века» №5, 2016
https://historylost.ru/2016/02/07/lunnyiy-zagovor/
Спасибо, исправили!