Фотографируя прошлое и будущее

3566
Иллюстрация: "Heaven and Hell" by iNeedChemicalX

Развитие фотографии и киносъемки существенно обогатило коллекцию необъяснимых, по крайней мере на данном этапе развития науки, явлений. Размытые контуры неопознанных летающих объектов, туманные пятна сгустков некробиотической информации (попросту — призраков), разноцветные ауры живых объектов — вот далеко не полный перечень сфотографированных или заснятых на кинопленку загадочных явлений.

Среди них особое место занимают те кадры, где присутствуют объекты, относящиеся явно к другому времени. Некоторые из них прошли тщательную проверку на фото- или киномонтаж и получили вердикт экспертов: кадры подлинные, без следов монтажа или компьютерной обработки. Вот несколько примеров.

Партизан с мобильником

На некоторых старых станциях Московского метрополитена имеются художественные мозаичные панно, отражающие основные моменты истории нашей страны. При их изготовлении использовались реальные кадры фото- и кинохроники соответствующей эпохи; так, на станции «Киевская — Кольцевая» есть панно, посвященные борьбе за советскую власть на Украине.

Женщина с мобильным телефоном в фильме Чарли Чаплина «Цирк», снятом в 1928 году
Женщина с мобильным телефоном в фильме Чарли Чаплина «Цирк», снятом в 1928 году

Если присмотреться к такому панно, в руках у одного из партизан можно увидеть устройство, поразительно похожее на сотовый телефон. Скептики, впрочем, утверждают, что это не телефон, а переговорная трубка мобильной радиостанции. Но даже и в этом случае непонятно, как это устройство оказалось в руках партизана 20-х годов — ведь в те времена о таких средствах связи могли только мечтать.

В те же 20-е годы мобильный телефон «увидели», точнее, всерьез заподозрили его наличие, на одном из кадров уже американской документальной кинохроники. Там запечатлена женщина, спешащая на премьеру фильма Чарли Чаплина, которая то ли разговаривает сама с собой, улыбается и жестикулирует, то ли в самом деле общается с кем-то по мобильному телефону. Но если она разговаривает сама с собой, то непонятно, чего ради она так старательно прижимает плечом к уху некий предмет…

Канадский «пришелец». Молодой человек, одетый явно не по моде начала 1940-х годов
Канадский «пришелец». Молодой человек, одетый явно не по моде начала 1940-х годов

На одной из фотографий, сделанных в 1940 году в канадской провинции Британская Колумбия, хорошо виден молодой мужчина, чей внешний облик резко отличается как от облика соотечественника, так и от облика туриста из какой-либо другой страны. Основное удивление вызывает принт на футболке, который станет модным лишь 60-70 лет спустя. Но и другие детали — форма темных очков, фотокамера в руках, и, наконец, трехдневная щетина во времена, когда гладко выбритые щеки были совершенно необходимы для джентльмена из приличного общества, — красноречиво намекают на то, что это может быть гость из иных, более поздних времен.

Однако все эти кадры были получены случайно, благодаря стечению обстоятельств. Кроме того, на них, возможно, и «попались» гости из будущего, но не само будущее.

Российский инженер Александр Садков еще в середине 1990-х годов задался дерзкой идеей — создать устройство, способное фотографировать иные времена. И не просто получать снимки прошлого или будущего, а «нацеливать» устройство на конкретные даты. Он назвал это устройство фотохронос.

Внешне фотохронос Садкова напоминает обычный фотоаппарат. Да и принцип его действия в общем тот же. Разница заключается в использовании линзы из горного хрусталя и некоторых технических усовершенствованиях, о которых автор предпочитает не распространяться.

Горный хрусталь для линзы Садков взял не обычный, а с вершины священной горы Воттоваара (Карелия). В этом месте до ледникового периода обитала мифическая раса гиперборейцев, которым, среди прочих магических умений, приписывается и умение «прозревать будущее». Гиперборейцы поклонялись солнцу и все свои магические ритуалы предпочитали проводитъ в дни равноденствия и солнцестояния. Особенно благоприятными для «путешествий во времени» они считали солнечные затмения.

Первого успеха в работе фотохроноса Александр Садков добился как раз во время солнечного затмения 11 августа 1999 года, которое наблюдал в Красноярске. На двух из нескольких десятков кадров, сделанных им в это время на улицах города, хорошо видно семейство мамонтов, неторопливо вышагивающее среди размытых контуров, заменивших красноярские многоэтажки.

В интервью, данном несколькими годами позже съемочной группе канала ТВЗ, Садков признался, что сначала не поверил своим глазам. Сходил к знакомым биологам — те подтвердили, что мамонты, скорее всего, выглядели именно так. Обратился за оценкой к специалистам — те подтвердили, что фотографии подлинные, без монтажа, а компьютерная программа (авторская программа Садкова) использована лишь для повышения качества изображения. Совсем без программы было нельзя — хрусталь не столь прозрачен, как стекло, и изображения получались довольно мутные.

Несмотря на полученные отзывы, Садков не спешил с широким обнародованием своего изобретения. Он хотел сначала «довести фотохронос до ума» — устранить погрешности и недоделки, а главное, сделать настройку на различные времена. Однако слухи о фотохроносе достигли Америки, и в 2000 году Садков был приглашен на конференцию в Нью-Йорк. Он попал туда как раз к весеннему равноденствию и сделал несколько десятков фотографий. История повторилась — почти все фотографии были самыми обыкновенными, но на нескольких Манхэттен оказался без башен-близнецов. Американцы обидели Садкова, обвинив его в дешевом фокусничестве, и он уехал.

Полтора года спустя после трагических событий 11 сентября 2001 года американцам пришлось извиниться… Но Садков принял твердое решение — впредь искать доказательства успешности своего изобретения только на родной земле.

В 2009 году по просьбе съемочной группы ТВЗ Садков сделал попытку сфотографировать Москву 2012 года. Дата была выбрана по понятным причинам (ожидаемый «конец света»), а Садков полагал, что уже может «настраивать» свой прибор на конкретную дату.

Опыт запланированной съемки будущего удался. Но лишь частично — на снимках со сферическими куполами вместо высотных зданий и зависшей над улицей летающей тарелкой оказалась Москва не 2012 года, а 2212-го. Временная настройка фотохроноса требует дальнейшей отработки, сказал Садков разочарованным журналистам.

Видимо, он продолжает настраивать свой прибор и по сей день. Во всяком случае, новых сенсационных снимков, сделанных фотохроносом, так и не появилось. Однако нет и вразумительных объяснений снимков старых, если не считать стандартных обвинений автора в компьютерном жульничестве…

«Память поля» Генриха Силанова

Возможно, критики отнеслись бы к Александру Садкову более благосклонно, если бы тот не замахивался на будущее, а ограничился снимками времени минувшего. Если бы, кроме мамонтов, представил на рассмотрение экспертов еще какие-нибудь объекты из прошлого — кроманьонцев, к примеру, в шкурах и с каменными топорами или бояр Ивана Грозного.

Между тем есть профессиональные исследователи необъяснимых явлений, которые всерьез озабочены проблемой «извлечения» памяти о прошлом из окружающей среды и фиксации этой памяти с помощью тех же фотоаппаратов.

Среди них — геофизик Генрих Силанов из Воронежа, руководитель общественной научно-исследовательской экспедиции «Хопер». Первые снимки объектов из прошлого он получил случайно, фотографируя в ультрафиолетовом диапазоне НЛО, регулярно появляющиеся в небе над Новохоперской аномальной зоной. На одном из снимков вдруг появилась верхушка дерева, разбитого молнией несколько месяцев назад. На другом кадре поддеревом возникла машина, которой не было в действительности и которая, как потом выяснилось, покинула место съемки за несколько часов до того, как туда прибыла группа Силанова.

Генрих Силанов усовершенствовал свой аппарат — в частности, по примеру Садкова, заменил стеклянную линзу кристаллической. И стал снимать окрестности новохоперской аномалии уже целенаправленно, фокусируя внимания на зонах повышенной электрической проводимости.

В настоящее время имеется уже целая коллекция объектов прошлого. Особенно часто встречаются изображения солдат и техники Второй мировой войны. Что, по мнению Силанова, неудивительно: в этих местах шли особенно ожесточенные бои, и полегло много солдат. Силанов считал, что прошлое не пропадает навсегда, его отпечатки каким-то образом сохраняются в пространстве, причем этому сохранению способствует уровень выброшенных в пространство эмоций. Он назвал эту особенность пространства «памятью поля».

В отличие от фотографий, сделанных в свое время Александром Садковым, снимки Силанова легко можно найти в Интернете. Рассмотреть, почитать комментарии. Но при составлении собственного мнения надо всегда помнить, что самое простое — это навесить на человека ярлык жулика. Гораздо интереснее (хотя и труднее) задуматься и самостоятельно поискать другие объяснения увиденному.

Подписка
Оповещать
guest

1 Комментарий
новые
старые по оценке
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Павел
Павел
6 месяцев назад

Фейковые новости и фейковые программы о фейковых новостях — вот примета нашего времени! ))

protivoyadie