Летом 1952 года в одной из лабораторий подмосковного научного комплекса, принадлежавшего Всесоюзному НИИ электроэнергетики, прогремел взрыв. Погибли несколько сотрудников. Причины катастрофы оставались неясными: в стоявшей на отшибе лаборатории и взрываться-то было нечему, так что случайность практически исключалась. Теракт, саботаж, происки иностранных шпионов и продавшихся им врагов народа?! Расследование возглавил лично товарищ Берия, а вел его полковник Иван Степанович Артюхин. Выявленные факты оказались настолько невероятными, что и тогда, и сейчас им действительно верили и верят немногие. Дело в том, что в институтской лаборатории №12 был сконструирован и запущен ни много ни мало… работающий вечный двигатель!
Немного истории
Что же такое этот самый вечный двигатель? Коротко говоря, это то, чего не может быть, потому что не может быть никогда, ибо его существование противоречит фундаментальным законам физики. Это способ извлекать энергию из ничего. Первое письменное свидетельство о попытках такого рода оставил Пьетро Перегрино, ученый из французского города Марикура, в 1269 году. Задумав осаду итальянского города Лючера, Карл Анжуйский призвал на военную службу и Перегрино. Однако Пьетро не слишком утруждал себя воинскими подвигами. Большую часть времени он писал письма пикардийскому дворянину Франческо Сигеру. Последнее из этих писем датировано 8 августа 1269 года, и оно завершает цикл, объединенный впоследствии в трактат «Послание о магните». В трактате в числе прочего содержится описание «вечно движущейся машины, которая, будучи раз пущена в ход, совершала бы работу неограниченно долгое время, не заимствуя энергии извне».
Что тут началось! «Вечные двигатели» (как правило, это были сложные комбинации колес, рычагов, грузов и противовесов) не изобретал только ленивый. Были и наглядные демонстрации. Так, в XVIII веке большой популярностью пользовался вечный двигатель Джакомо Оффиреуса. Он выглядел настолько убедительно, что даже немногие из ученых подозревали обман. Но когда один из скептиков вознамерился посмотреть, что у этой машины внутри, конструктор разбил аппарат.
В спор вмешался Ломоносов
Сфера научных интересов Михаила Ломоносова охватывала буквально все проблемы естествознания того времени. Он думал и о термодинамике, хотя специально проблемой вечного двигателя не занимался. Но ученый считал такой двигатель невозможным, что и привело его в 1755 году к исчерпывающей формулировке закона сохранения материи: «Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого». Ровно через 20 лет после появления ломоносовского закона Парижская академия наук, изнемогающая под тяжестью рукописей незадачливых изобретателей, решила проекты вечных двигателей впредь не рассматривать.
«Жил в гостинице «Советской» несоветский человек»
Это был якобы финский инженер Марио Пиккалайнен, прибывший для плодотворного обмена опытом между финскими и советскими предприятиями. Однако Пиккалайнена (а как выяснилось после его ареста, американца Говарда Джонсона) интересовал вовсе не мирный обмен знаниями. Он охотился за промышленными секретами СССР по заданию своих заокеанских хозяев. Ну а дальше все пошло прямо по Высоцкому. «Но работать без подручных — может, грустно, может, скучно…», «Враг подумал, враг был дока…», «И где-то в дебрях ресторана гражданина Епифана / Сбил с пути и с панталыку несоветский человек», «Враг не ведал, дурачина, — тот, кому все поручил он, / Был чекист, майор разведки и прекрасный семьянин».
Чекистом, разоблачившим Пиккалайнена — Джонсона, был сотрудник госбезопасности майор Киреев. Но это будет позже, а сперва, охотясь за информацией где и как угодно, Джонсон сумел завербовать ценный источник — младшего научного сотрудника той самой лаборатории НИИ электроэнергетики Василия Адамцева. В период с 1950 по 1952 год Адамцев передал промышленному шпиону более 200 документов с описаниями советских секретных разработок. Содержание одного из таких документов ошеломило Джонсона. Там утверждалось, что в лаборатории N912 создан и действует вечный двигатель!
Приказ, полученный шпионом, был короток: двигатель уничтожить, лабораторию взорвать, изобретателя убить, чертежи похитить. Но как это выполнить? Проникнуть на территорию охраняемого спецобъекта практически невозможно, да и взрывчатки у Джонсона не было. Впрочем, едва ли в заокеанском центре промышленного шпионажа поверили в реальность вечного двигателя. Скорее всего, там рассуждали так: речь идет о новом типе двигателя с малыми энергозатратами. Но и такой двигатель означал угрозу безраздельному господству нефтяных монополий! Так или иначе, приказ получен, и нужно его как-то выполнять. Адамцев в «ассистенты» не годился — трусоват и возможностей мало. Вот тут-то Джонсон при «глубоком поиске» сообщников и напоролся на майора Киреева. Шпион был арестован и на допросах рассказал все. А взрыв? Загвоздка в том, что лаборатория взлетела на воздух, уже когда Джонсон находился под стражей (Адамцев при взрыве погиб). Несмотря на готовность к сотрудничеству, шпион не смог объяснить, кто и как осуществил порученную ему акцию. Он просто этого не знал.
Дневник профессора
Тем временем события разворачивались стремительно. Экспертиза показала, что лаборатория была заминирована не снаружи, а изнутри. Следственная группа полковника Артюхина тщательнейшим образом изучала личности всех, так или иначе причастных к деятельности лаборатории №12, с ежедневными докладами Лаврентию Павловичу Берии. Но одного из этих людей уже не было возможности расспросить.
Профессор Илья Петрович Волгин был найден мертвым на его подмосковной даче с ножом в спине. Дом хранил следы торопливого обыска. Неизвестно, нашли ли убийцы то, что искали, но сотрудники группы Артюхина обнаружили тайник, где хранился дневник профессора. Но прежде чем перейти к его главной сути, расскажем немного о научных воззрениях Ильи Петровича Волгина.
Кто вы, доктор Волгин?
Он был известным в свое время радиоспециалистом, работавшим в НИИ электроэнергетики, а конкретно в лаборатории №12. Безусловно, ему представлялись незыблемыми постулаты электротехники: электрический ток — это упорядоченное движение электронов по проводам под влиянием напряжения, приложенного к концам проводника. Также ему было известно и то, что на ток всегда налагается хаотическое тепловое движение электронов. Если выключить внешнее напряжение, прекратится и ток. Хаотическое движение сохранится, но электроны уже не будут упорядоченно смещаться вдоль проводника. Амперметр не зарегистрирует электрического тока — его сила равна нулю. Правда, чувствительные усилители обнаруживают хаотическое напряжение, вызванное движением электронов. После усиления оно слышится как шум в динамиках ненастроенного приемника или видится как мерцание на телеэкране, когда нет настройки на станцию.
Существуют электрические выпрямители, пропускающие электрический ток лишь в одном направлении. Значит, рассуждал профессор Волгин на первых страницах дневника, такой детектор в принципе способен пропускать и хаотические электроны только в одном направлении, задерживая идущие в противоположную сторону. При этом детектор будет превращать хаотическое тепловое движение электронов в постоянный электрический ток… И осуществится небывалое — энергия из ничего!
Далее, через много страниц, профессор пишет: «Я нашел возможность превращения хаотического теплового тока в упорядоченный постоянный ток. Черпать электроэнергию непосредственно из тепла окружающего воздуха. Да, я изобрел перпетуум-мобиле! Сбылась вековая мечта человечества. Второе начало термодинамики неверно! В нашей лаборатории я построил модель аппарата…»
Следующая запись в дневнике датировалась двумя неделями спустя. Она состояла из одного ликующего слова: «РАБОТАЕТ!»
Фиаско спецслужб
После изучения дневника профессора последовало кропотливое исследование того, что осталось в руинах лаборатории. Однако ничего похожего на обломки машины, описанной профессором Волгиным вкратце, обнаружено не было. Опрошенные сотрудники НИИ недоуменно пожимали плечами. Конечно, профессор Волгин работал не в одиночку, но погибшие при взрыве ученые, увы, ничего прояснить уже не могли. Нигде не было найдено ни чертежей загадочного устройства, ни даже намека на то, что такие чертежи когда-либо существовали. Но тут впору бы вспомнить приказ, полученный Говардом Джонсоном, — «двигатель уничтожить, лабораторию взорвать, изобретателя убить, чертежи похитить». Логично предположить, что такой приказ получил не он один, и тем, другим, повезло больше. Слишком высоки ставки! Перпетуум-мобиле, да еще изобретенный в СССР, навсегда положил бы конец мировой власти нефтяных королей.
Судьба открытия
Никакие дальнейшие усилия группы полковника Артюхина не сдвинули дело с мертвой точки. В конце концов все списали на Адамцева, который что-то не рассчитал со взрывом и погиб. А убийство Волгина? Ну что ж, это были урки, искали они деньги. Погоняйся-ка теперь за ними…
Загадка лаборатории N212 не разрешена до сих пор. Действительно ли профессор Волгин изобрел вечный двигатель или что-то похожее? Или он был просто введен в заблуждение временным успехом, как считает ряд ведущих ученых-электротехников? Никто еще не повторил ничего подобного. Открытие, истинное или мнимое, стоило жизни Волгину (и другим, в лаборатории). И нельзя поручиться, что чертежи профессора по сей день не хранятся где-то в подземных сейфах тех, кому это открытие невыгодно.