Как известно, самые популярные персонажи в современном Интернете — это котики. Так было и в Древнем Египте. Но Интернет тогда еще не изобрели, поэтому люди поклонялись кошкам иначе. Кошка считалась воплощением богини Бает, которую любили и почитали, но и побаивались тоже.
В Древнем Египте кошек холили и лелеяли всю жизнь, а при пожаре выносили первыми из горящего дома. Если возница переезжал кошку, толпа забрасывала его камнями. Даже на закате египетской цивилизации, когда страна находилась уже под властью Рима, за убийство кошки можно было поплатиться жизнью. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский, живший в I веке до нашей эры, рассказывал историю, как один римлянин случайно убил кошку. Тут же «сбежалась толпа к дому виновного, и ни посланные царем власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не могли освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно». Когда кошка умирала, ее хозяин в знак глубокого траура сбривал себе брови. А после бальзамировал ее тело и хоронил мумию в золотой или серебряной усыпальнице, инкрустированной драгоценными камнями. Археологи нашли несколько таких некрополей по всему Египту с тысячами мумий котиков.
Дочь Солнца
Вообще-то мы в точности не знаем, как произносилось имя египетской богини-кошки. Египтяне не записывали гласные звуки, поэтому с равной вероятностью ее могли звать Бает или Бастет.
Относительно внешности богини также нет единого мнения. Бает изображали то в виде грациозно сидящей кошки, обернувшейся своим хвостом, то в виде стоящей женщины с головой кошки. Иногда у нее в руках корзинка с котятами. В других случаях четверо котят сидят у ног богини. Есть изображения, где Бает — это кошка, которая лежит и кормит своих котят.
Скорее всего, облик богини зависел от того, чего хотели от нее верующие. Например, к Бает, изображенной с котятами, обращались женщины, которые просили о благополучных родах. К ней же шли с мольбами о плодородии и охране семейного очага. А если просили о любви и радости, то жертвы приносили к стопам антропоморфной Бает, которая часто изображалась с систром в руках (это музыкальный инструмент вроде погремушки).
Нужно заметить, что на самых ранних из известных нам изображений Бает — это женщина с головой львицы. Такой ее можно увидеть на барельефах пирамиды фараона Сахуры из V династии, который правил в 2487-2475 годах до нашей эры. Пирамида Сахуры расположена в Абусире, недалеко от Каира. На южной стене коридора имеется рельеф, где правитель поклоняется богине Бает. Из поясняющей надписи известно, что это именно она. Но почему у Бает голова львицы? Чтобы понять это, нужно сначала разобраться — кто она, собственно, такая и откуда взялась.
Две сестры
Согласно древнеегипетской мифологии, Бает — одна из дочерей солнечного бога Ра, как и Сехмет — богиня с головой львицы. Во времена Древнего царства эти две богини часто смешивались, и одна выступала как ипостась второй. Сехмет считалась воплощением палящего солнца и его разрушительной энергии. А Бает — ипостасью ласкового, согревающего и дающего жизнь солнца. Таким образом, дочь солнечного бога могла повернуться своим грозным ликом и принести войну, а могла быть милостивой и подарить счастье. Трудно сказать, кто из них лишь ипостась, а кто — самостоятельная богиня. Версии на этот счет высказываются разные. Однако в какой-то момент Сехмет и Бает окончательно разделились.
Если верить мифу, помогло этому… пиво! Говорят, что давным-давно люди отважились выступить против солнечного бога. Тот был разгневан и решил покарать их. Он послал к людям свое пылающее око. Когда оно сошло с чела Ра, то превратилось в одну из дочерей бога — Сехмет. И та устроила на земле страшную резню. Ра увидел страдания людей, и его одолели угрызения совести. Однако львицу никак не удавалось остановить. Чтобы заставить ее вернуться, Ра пришлось прибегнуть к хитрости: он взял 700 кувшинов пива, придал напитку цвет человеческой крови и разлил по полям. Грозная богиня набросилась на пиво, думая, что это кровь, и вскоре опьянела. Она сделалась кроткой и ласковой, как кошка, — так богиня Сехмет и обратилась в Бает.
Если опираться не на миф, а на историю одомашнивания кошек, становится понятно, почему у ранних изображений Бает львиная голова, а потом она заменяется на кошачью. Со львами-то египтяне были знакомы давно, а вот одомашненную кошку увидели в III тысячелетии до нашей эры как диковинный трофей, привезенный из Нубии. По мере распространения этого животного меняла свой облик и богиня. После X века до нашей эры кошка вытеснила львицу. Хотя известно, что даже во времена XXVI династии, которая правила в VII-VI веках до нашей эры, египтяне поклонялись Бает, изображенной в виде львиноголовой богини.
Династия поклонников
Довольно долго Бает была местной богиней — ее почитали в основном в Нижнем Египте. Все изменилось в 943 году до нашей эры, когда к власти в стране пришла XXII династия. Ее еще называют династией Бубастидов, поскольку первый фараон этой династии Шешонк I решил перенести столицу в нижне-египетский город Бубастис, или, как его называли тогда, Пер-Бастет, что означает «дом Бает». Этот город был центром поклонения богине-кошке. Здесь располагался самый большой ее храм, который знаменитый историк Геродот называл также самым красивым в Египте.
Считается, что храм Бает был построен в середине XX века до нашей эры. Надпись на одном из каменных блоков говорит, что фараон Аменемхет I приказал построить храм «своей матери Бастет» и возвести портал. Однако не исключено, что он лишь перестроил находившийся на этом же месте более древний храм, основанный еще фараоном Пепи из VI династии. А это означает, что святилище на несколько веков старше! Некоторые косвенные данные позволяют это предположить, хотя документальных подтверждений нет.
Сын Аменемхета I, фараон Сенусерт I, расширил храм Бает. Так же поступали и его потомки — Сенусерт III и Аме- немхет III. Так что к XIII веку до нашей эры храм в Бубастисе стал очень богатым и влиятельным. Даже Рамсес II, один из величайших фараонов, несмотря на грандиозное строительство храмов в Абу-Симбеле и колоссов в Мемфисе, нашел средства для украшения вестибюля, залов и колоннады святилища Бает.
Однако больше всего для этого храма все-таки сделали фараоны династии Бубастидов. При них на стенах появились новые рельефы, а также большой гранитный портал и портик в северной части храма. В IV веке до нашей эры к одному из залов был пристроен небольшой храм-святилище. Вот каким спустя еще век увидел святилище Геродот: «Оно целиком, за исключением входа, лежит на острове. Ведь из Нила ведут два канала, до входа в святилище идущие отдельно. Они обтекают храм с обеих сторон. Каждый канал шириной 100 пусов (30,8 метра. — Прим, авт.) и осенен деревьями. Преддверие же высотой 10 оргий (18,51 метра. — Прим. авт.) и украшено замечательными статуями 6 пехиев вышины (2,77 метра. — Прим. авт.). А святилище расположено посреди города, и вид на него открывается из всех частей города. Так как город этот поднят насыпью, а святилище осталось на своем прежнем месте, то поэтому оно и доступно обозрению со всех сторон. Оно ограждено стеной, украшенной рельефами, а внутри его — роща с могучими деревьями, которыми обсажено высокое храмовое здание со статуей богини. Длиной и шириной священный участок с каждой стороны в 1 стадию (178 метров. — Прим. авт.)».