Битва разведок

4211

В середине 50-х годов прошлого столетия холодная война между СССР и США вступила в очередную фазу, которую потом историки назовут «схваткой спецслужб», поскольку и с той и с другой стороны активизировались разведывательные мероприятия.

В 1950-х годах в гонке в области технической разведки пальму первенства уверенно удерживали американцы, создавшие не имевший аналога разведывательный самолет У-2 (U-2), тезку советского сельскохозяйственного, потом учебно-тренировочного самолета, а в годы войны — ночного бомбардировщика.

«Леди-дракон»

Вот такое прозвище получило в США это чудо техники, появившееся в 1955 году благодаря стараниям инженеров и конструкторов одной из самых известных в мире авиастроительных компаний Lockheed. По свидетельству первых летчиков-испытателей, во время полета они испытывали ощущение, что танцуют вальс с прекрасной дамой. А вот взлет и посадка превращались в муку. Во время отрыва от взлетно-посадочной полосы отстреливались шасси, и посадку уже приходилось осуществлять на «планерных» колесиках. Впрочем, этот дискомфорт с лихвой компенсировался техническими характеристиками самолета: скорость — 780 км/ч, потолок полета — более 20 километров, что делало летательный аппарат практически неуязвимым для средств ПВО противника. Плюс к этому — установленная на борту фотоаппаратура с высоким разрешением снимков. По приказу тогдашнего президента США Дуайта Эйзенхауэра было создано специальное подразделение «Отряд 10-10», где лучшие пилоты ВВС проходили обучение на секретном аэродроме в пустыне Невады. А потом получали назначения на авиабазы, расположенные в Турции, Пакистане и ФРГ. Вот с этих аэродромов, начиная с 1956 года, и начались разведывательные полеты над территорией СССР: Белоруссия, Ленинград, Киев, Москва, советское побережье Балтийского моря. К сожалению, на тот период советские силы ПВО не могли дать адекватный ответ нарушителям государственной границы.

Но спустя пять лет американцам был преподнесен неприятный сюрприз. Не знали янки, что на советских оборонных предприятиях полным ходом идет сборка нового ЗРК С-75. Его опробовали в Китае, сбив другой американский самолет-разведчик — RB-57. Однако в официальном сообщении говорилось, что нарушитель границы неосторожно снизился настолько, что попал в зону поражения зенитной артиллерии. Американцы приняли это заявление за чистую монету, не догадываясь, что Советы готовят им ловушку, с соблюдением повышенной секретности размещая новые зенитные комплексы на территории Уральского военного округа.

Кандидат в смертники

Стратеги из Генерального штаба Советской армии просчитали ситуацию правильно: следующий разведывательный полет американцы осуществили в направлении от пакистанского Пешавара до базы НАТО в Норвегии. На маршруте было огромное количество лакомых, подлежащих фотографированию целей — Семипалатинский ядерный полигон, база стратегических бомбардировщиков Ту-95, части ПВО, и наконец, космодром «Плесецк».

Авиаконструктор Джонсон и Френсис Пауэрс на фоне U-2
Авиаконструктор Джонсон и Френсис Пауэрс на фоне U-2

А американцам оставалось только решить, кто отправится в полет. Впрочем, утверждение кандидатуры особых разногласий не вызвало. Выполнение миссии было решено поручить 31-летнему капитану Фрэнсису Гэри Пауэрсу. Родившийся в семье сапожника и домохозяйки, парень тем не менее с отличием закончил школу ВВС в Гринвилле. Во время прохождения службы асу, пилотировавшему истребитель-бомбардировщик F-84, предложили отправиться участвовать в боевых действиях в Корее. Однако операция по поводу удаления аппендицита стала препятствием для продолжения карьеры. Но тут перспективный летчик попал в поле зрения сотрудников ЦРУ, и понятно, что от предложения получать ежемесячное жалование в 2500 долларов вместо армейских 700 он отказаться не смог. Хотя прекрасно знал, что если его самолет собьют, то он — покойник. В случае срабатывания катапульты одновременно активизировался взрыватель заряда, который должен был уничтожить самолет-шпион. В случае выброски с парашютом пилот во время возможного захвата на земле должен был уколоть себя иглой, пропитанной ядом кураре. На то, что удастся подкупить местных жителей валютой и рублями, тоже особенно рассчитывать не приходилось. Бессмысленной атрибутикой экипировки пилота были пистолет с глушителем и финский нож.

Итак, 1 мая 1960 года, когда уже начинался военный парад, радиолокационные станции ПВО зафиксировали пересечение самолетом воздушной государственной границы СССР со стороны Афганистана. Сначала операторы РЛС цель потеряли, но очень скоро она обозначилась на экранах радаров в районе Свердловска. Надо сказать, что насчет воздушных шпионов у военных было четкое указание самого Хрущева — уничтожить! Впечатляло и поощрение: звание Героя Советского Союза, внеочередное звание и денежная премия. Перехват цели взял на себя дивизион 57-й зенитно-ракетной бригады, которой командовал майор Михаил Воронов. После получения сообщения о захвате цели радарами командир отдал приказ: «Пуск!». К сожалению, две ракеты из-за технических неисправностей взлететь не смогли, зато третья, поднявшись в воздух, взорвалась в непосредственной близости от хвостового оперения самолета.

После вынужденного «приземления» летчик Пауэрс мгновенно утратил свой былой лоск и самоуверенность
После вынужденного «приземления» летчик Пауэрс мгновенно утратил свой былой лоск и самоуверенность

Пауэрс, зажатый между креслом и приборной доской, тем не менее сохранил самообладание. Переведя поврежденный самолет на режим планирования, катапультироваться он не стал, а открыв колпак кабины, десантировался с парашютом. Приземлился он на совхозном поле и тут же был пленен проезжавшим мимо водителем грузовика, который доставил странного гостя с неба в райцентр. Конечно же, Хрущеву, стоявшему на трибуне Мавзолея, доложили об успешной атаке. Чуть позже уйдет менее мажорное сообщение: в результате несогласованности действий ракетчиков и авиаторов ПВО, для контроля на перехват цели были подняты два истребителя, один из которых был сбит своей же ракетой, выпущенной с установки другого дивизиона. Пилот, старший лейтенант Сергей Сафронов погиб.

Козырной туз в политической игре

Обломки сбитого самолета-шпиона власти СССР выставили на всеобщее обозрение
Обломки сбитого самолета-шпиона власти СССР выставили на всеобщее обозрение

Официального заявления от советского правительства не было до тех пор, пока президент Эйзенхауэр не заявил об исчезновении самолета, который «занимался оценкой метеорологической обстановки в районе Центральной Азии». И только после этого на специально организованной пресс-конференции советским и иностранным журналистам продемонстрировали обломки U-2, его шпионскую начинку и дали ознакомиться с показаниями пилота. Надо сказать, что Пауэрс от сотрудничества со следствием не отказался. Помещенный в камеру внутренней тюрьмы КГБ на Лубянке, больше похожей на гостиничный номер с питанием из столовой руководства ведомства, он откровенно ответил на все вопросы. Наверное, это и стало причиной вынесения относительно мягкого приговора — всего 10 лет тюрьмы. Впрочем, шпион пробыл там совсем недолго. Хрущев по дипломатическим каналам предложил Эйзенхауэру об-менять Пауэрса на арестованного в США советского разведчика Вильяма Генриховича Фишера, больше известного в СССР как Рудольф Абель. Предложение было принято. В 1962 году на мосту, разделявшем ГДР и ФРГ, произошел обмен разведчиками.

По возвращении на родину Пауэрса встретили более чем прохладно. Но решив, что особых секретов летчик не выдал (поскольку не был к ним допущен), его восстановили в армейском звании и предложили работу летчиком-испытателем в фирме Lockheed. Впрочем, там экс-шпион проработал не очень долго. Сначала стал комментатором на одной из радиостанций, а потом и вовсе подрядился в качестве «воздушного извозчика» вертолета в крупную телекомпанию. Это решение оказалось роковым — во время съемок тушения лесных пожаров в Калифорнии 1 августа 1977 года вертолет потерпел крушение, в результате которого погибли и сам пилот, и оператор. О Пауэрсе, похороненном на военном Арлингтонском кладбище в США, вспомнили только в 2000 году, когда его за заслуги перед Отечеством посмертно удостоили сразу трех наград: Медали военнопленного, Креста за выдающиеся летные заслуги и Памятной медали Национальной обороны.

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
новые
старые по оценке
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии