Странные вещи, которые обнаружили в космосе в последнее время

Буквально каждый месяц астрономы со всего мира находят что-то новое. Вот список странных космических явлений, которые заметили астрономы в последнее время.

1. Туманность Бумеранг

Туманность Бумеранг — протопланетарная туманность, расположенная на расстоянии 5000 световых лет от Земли в созвездии Центавра. Её также иногда называют Туманность галстук-бабочка, что может привести к путанице — такое название носит туманность NGC 40 в созвездии Цефей. Температура туманности равна 1 К (-272° C; −458° F), что по состоянию на 2003 год делает её самым холодным известным местом во Вселенной (за исключением искусственно полученных на Земле температур, близких к абсолютному нулю). Туманность Бумеранг образована потоком газа от её центральной звезды или звёздной системы, который движется со скоростью около 164 км/с (600 000 км/час) и при этом быстро расширяется. Это расширение и является причиной очень низкой температуры туманности.

2. R136a1

Эта звезда в 265 раз массивнее нашего Солнца, находится в компактном звёздном скоплении R136 в эмиссионной туманности NGC 2070 (туманность «Тарантул»), расположенной в Большом Магеллановом Облаке, самая массивная из известных науке звёзд. Относится к голубым гипергигантам. Невооружённым глазом ввиду расстояния 165 000 световых лет звезда не видна, но скопление может быть найдено в хороший любительский телескоп в южном полушарии или вблизи экватора. Также звезда является и одной из самых ярких, испуская света, по высшим оценкам, до 10 млн раз больше, чем Солнце.

3. Самая большая черная дыра

SDSS J0100+2802 — квазар, обнаруженный в 2015 году и расположенный в 12,8 млрд световых лет от Солнца. Чёрная дыра, питающая квазар, имеет массу в 12 млрд масс солнца (что превосходит в 3000 раз черную дыру в центре нашей галактики), светимость квазара превосходит солнечную в 42 триллиона раз, а звёздная величина — 20,84 ± 0,06. Объект открыли астрономы из китайской провинции Юньнань при помощи 2,4 м Лицзянского телескопа. Первые спектроскопические измерения были осуществлены 29 декабря 2013 года астрономами из Китая, последующие — 9 и 24 января 2014 года на 6,5 м телескопе MMT (англ. Multiple Mirror Telescope) в обсерватории им. Уиппа и на 8,4 м Большом бинокулярном телескопе соответственно. Квазар располагается в созвездии Рыб. Диаметр этой черной дыры составляет около 70,9 млрд. километров, что равняется семи диаметрам орбиты Плутона.

4. HD 189733b

HD 189733b по массе и размерам немного превосходит Юпитер. При этом экзопланета — одна из самых горячих из известных, так как расстояние от HD 189733b до её звезды в 30 раз меньше, чем расстояние от Земли до Солнца. Планета принадлежит к классу так называемых горячих юпитеров — газовых гигантов, расположенных очень близко к центральной звезде системы. Из-за близости к родительской звезде на HD 189733b поддерживается температура до 930 °С на светлой стороне, и не опускается ниже 425 °С на темной. Период обращения HD 189733b вокруг звезды составляет меньше двух с половиной дней. Вероятно, вращение этой планеты синхронизировано с её орбитальным движением — планета всегда повернута к звезде одной стороной. Синий оттенок этой планеты может напомнить вам мировой океан, или приятный летний денек. Но не стоит обманываться: этот огромный газовый гигант вращается по минимальной орбите, очень близко к своей звезде. Тут нет воды и никогда ее не будет. Температура — 900 градусов по Цельсию и лазурное небо — дождь из расплавленного стекла. При помощи телескопа HARPS удалось определить, что скорость ветра в атмосфере планеты составляет 2 км в секунду.

5. Облако Смит

Облако Смит является гигантским газовым облаком, в миллионы раз превышающее по массе наше Солнце, мчащимся в сторону Млечного Пути. Газовое облако состоит по большей части из водорода, имеет протяжность 11000 световых лет и ширину 2500 световых лет. Это соизмеримо с размерами карликовой галактики. Расчет траектории этого объекта показал, что приблизительно 70 млн лет назад он уже проходил сквозь диск нашей Галактики. Следующее прохождение сквозь диск Млечного Пути, которое ожидается через 30 млн лет, скорее всего станет для облака последним. Облако находится на расстоянии 8000 световых лет от Млечного пути и приближается к нашей Галактике со скоростью 240 километров в секунду. Если бы это облако было видимым для невооруженного глаза, то оно протягивалось бы на 10-12 градусов в небе. Объект был назван Облако Смит в честь Гейл Смит (Gail Smith), сейчас Гейл Бигер (Gail Bieger), которая открыла его 45 лет назад, когда была студентом и изучала астрономию. Открытие совершено, кончено не в последнее время, как заявлено в начале статьи, но представляется довольно занимательным.

6. Планета-отшельник

Возраст недавно обнаруженной астрономами одинокой планеты — от 50 до 120 миллионов лет. Она находится довольно близко от нашей галактики. Скорее всего, объект CFBDSIR2149 был выброшен из своей родной системы и теперь влачит отшельническое существование. По состоянию на ноябрь 2012 г., эта планета являлась ближайшей из всех известных планет-сирот. Если объект принадлежит к группе AB Золотой Рыбы, тогда расстояние до него приблизительно 40±4 парсек (130±13 световых года) от Земли; другие возможные варианты — от 25 до 50 парсек.

7. Астероид Круитни

Это околоземный астероид, регулярно пролетающий на опасно близком расстоянии от нашей планеты. Круитни является околоземным астероидом, который регулярно сближается с Землёй. Но так как астероид находится на резонансной орбите, то его сближения строго ограничены этим резонансом: он не может пролететь рядом с Землёй ближе, чем в 30 расстояний до Луны, что составляет примерно 12 млн км. С 1994 года и по 2015 год максимальное ежегодное сближение этого астероида с Землёй происходит в ноябре. Земная орбита нигде не пересекается с орбитой Круитни, поскольку последняя находится в другой орбитальной плоскости и наклонена к земной орбите под углом 19,8 °. Поэтому никакой опасности столкновения этого астероида с Землёй не существует, по крайней мере, в течение ближайших нескольких миллионов лет. Размеры Круитни приведут, скорее всего, к гибели всего живого.

8. Пульсар Черная Вдова

Нейтронная звезда остается от взрыва массивной звезды и зовется пульсаром. Черная Вдова пульсар миллисекундный, излучающий, к тому же, гамма-лучи. Он вращается в тесной компании с коричневым карликом и пожирает его, как самка паука «Черная вдова», которая съедает мелких самцов после спаривания. Пульсар PSR J1311-3430 вертится со скоростью 390 оборотов в секунду, и испускает фотоны в космическое пространство, как маяк. Регулярность его миганий и позволяет вычислить существование подобного объекта. Звезда-компаньон своей гравитацией влияет на время движения фотонов до детектора, и тем самым выдает свое существование. Звезда-партнер пульсара обладает огромной плотностью – она в восемь раз массивнее Юпитера, но размером не более 60 процентов его радиуса, утверждает директор Института гравитационной физики имени Альберта Эйнштейна Брюс Аллен. Спутник пульсара примерно в 30 раз плотнее нашего Солнца. Астрономы считают, что карлик когда-то был полноценной звездой, но общение с хищным пульсаром не прошло даром – тот пожрал большую часть вещества звезды, ускоряя за счет ее энергии собственное вращение. В настоящее время осталось только ядро звезды, предположительно состоящее в основном из гелия. Оно нагревается от излучения пульсара и буквально испаряется.

9. Скопление галактик Эль Гордо

Это замечательное кометоподобное образование с раздваивающимся хвостом — вовсе не «хвостатая гостья», а очень далекое и при этом самое массивное и горячее скопление галактик из всех когда-либо обнаруженных астрономами. Недавно оно было всесторонне изучено международной группой специалистов с помощью нескольких высококлассных инструментов: оптического Очень Большого Телескопа (VLT), рентгеновской обсерватории «Чандра» и Атакамского Космологического Телескопа (ATC), работающего в микроволновом диапазоне спектра. Недавно открытое скопление галактик получило название Эль Гордо, что в переводе с испанского означает «Большое» или «Жирное». Оно состоит из двух отдельных скоплений меньшего размера, сталкивающихся со скоростью в несколько миллионов километров в час, и находится так далеко, что свет от него доходит до нас за семь миллиардов лет. Здесь содержится около 3,000,000,000,000,000 (трех миллионов миллиардов звезд). Шанс найти здесь внеземную жизнь очень велик.