Министерство иностранных дел Японии рассекретило документы, касающиеся ряда событий 1970-х и 1980-х годов. Из них стали известны некоторые детали катастрофы с Boeing 747, летевшим из Нью-Йорка в Сеул и сбитым над Сахалином советским истребителем. Как передает ТАСС, США тогда тайно сообщили Японии, что лайнер был сбит по ошибке, в то время как публично Вашингтон утверждал, что СССР сознательно уничтожил самолет.
В документах японского МИД говорится, что через два месяца после катастрофы, случившейся 1 сентября 1983 года, лайнером высокопоставленный представитель администрации США конфиденциально сообщил сотрудникам министерства, что «в Советском Союзе перепутали этот самолет с американским воздушным разведчиком».
Чиновник также проинформировал, что американские власти намерены с помощью неких «секретных средств» найти «черный ящик» сбитого лайнера в советских водах у Сахалина. Однако СССР их в этом, как потом выяснилось, опередил.
Представленные позже советской стороной данные радиолокационных наблюдений показывали, что Boeing 747 в определенный момент времени сблизился с американским самолетом-разведчиком Boeing RC-135 настолько, что метки на экранах радаров слились. После этого пассажирский лайнер направился вглубь территории СССР, а другой — по маршруту, близкому к международной воздушной трассе.
В итоге Boeing дважды нарушил госграницу СССР: первый раз он вошел в советское воздушное пространство над Камчаткой, затем вышел из него и продолжил полет над Охотским морем, повторно нарушив границу над Сахалином, где и был сбит советским Су-15, поднятым на перехват. Он упал в море у острова Монерон.
Погибли 246 пассажиров и 23 члена экипажа. В числе погибших был член Палаты представителей США Ларри Макдональд. Инцидент вызвал обострение в советско-американских отношениях, а Рональд Рейган, бывший на тот момент президентом США, назвал катастрофу «преступлением против человечества, которое никогда не должно быть забыто».
В 1993 году администрация Ельцина передала Международной организации гражданской авиации (ИКАО) копии всех переговоров между командными пунктами с 31 августа на 1 сентября и копии записей с «черных ящиков». Записи регистраторов показывают, что лайнер все время летел с постоянным магнитным курсом 245 градусов, а пилоты были спокойны и вели обычные разговоры. Нет никаких данных, свидетельствующих о том, что они видели самолет-перехватчик или знали об отклонении от курса.
СССР утверждал тогда, что самолет выполнял разведывательную миссию. Проводившие расследование эксперты Международной ассоциации гражданской авиации (ИКАО) пришли к выводу, что пилоты лайнера неправильно настроили свой автопилот и по какой-то причине не уточняли маршрут.
Отметим, что не так давно Турция сравнила атаку на российский бомбардировщик Су-24 с событиями 1983 года около Сахалина. В ответ на это МИД РФ заявил, что эти катастрофы нельзя сравнивать. Представитель министерства Мария Захарова говорила, что турецкой стороне «было бы неплохо ознакомиться с продолжительностью нахождения южнокорейского самолета над территорией СССР». По ее словам, поднятые навстречу самолету-нарушителю истребители пытались оказать «помощь в выводе южнокорейского Boeing на ближайшие аэродромы».
В своих воспоминаниях пилот перехватчика Геннадий Осипович говорил, что не пытался связаться с самолетом по радио, так как это требовало перехода на другую частоту, а для этого не хватало времени. Летчик также признался, что не смог идентифицировать самолет-нарушитель.