Годовалый ребенок, похороненный почти 4500 лет назад в берестяной колыбели, детский «чепчик» из медных пластин, загадочные фигурки в могиле – то ли древние погремушки, то ли амулеты… Эту удивительную находку сделали российские археологи в Хакасии ещё пять лет назад. Но только в декабре 2015 года в издании «Археология, этнография и антропология Евразии» вышла научная статья об этом открытии, и новость сразу попала в мировые СМИ.
Захоронение было обнаружено в 2010 году на северо-западном берегу озера Иткуль, в одном из курганов могильника Итколь II в северной части Минусинской котловины. Раскопки этих курганов начались в 2007-м году.
«Мы были настолько ошарашены этой находкой, что до сих пор ещё не вполне осознали её значимость», — говорил в 2010-м году археолог Андрей Поляков, руководитель совместной археологической экспедиции РАН и Государственного Эрмитажа.
К изучению находки археологи смогли приступить относительно недавно – много времени ушло на сушку, консервацию и реставрацию найденных предметов.
Почему ребенок, умерший во младенчестве и не успевший заслужить ни богатств, ни славы, был похоронен с таким количеством артефактов? Голову ребёнка венчал головной убор, «сшитый» кожаными шнурами из 11 маленьких медных пластин. На его груди лежали восемь резных фигурок из оленьего рога, сохранившие следы красной охры.
Рядом археологи нашли каменный шарик, кольцо из белого металла (возможно, серьгу) и сосуд для погребального обряда.
Основное внимание археологов Андрея Полякова и Юрия Есина привлекли резные фигурки из рога. Две из них изображают головы птиц, одна – голову лося, ещё одна – голову кабана. Но самые интересные – четыре маленькие, высотой до 15 см, костяные аналоги Окуневских стел: каменных изваяний с человекоподобными и звериными «личинами».
Окуневские каменные стелы обычно достигают нескольких метров в высоту и являются наиболее известным материальным наследием так называемой окуневской культуры — археологической культуры скотоводов бронзового века на территории Южной Сибири. Своё название она получила в 1928 году по месту раскопок первого кургана у Окунева улуса на юге Хакасии.
«Погребение относится к раннему уйбатскому этапу окуневской культуры и датируется второй половиной III тысячелетия до нашей эры. Форма и композиция некоторых изделий аналогичны каменным стелам окуневской культуры», сообщают учёные.
Возможно, найденные фигурки крепились к берестяной колыбели, в которой похоронили тело ребенка. Их функция остаётся неясной, но основных версий две: это либо игрушки (некоторые фигурки имеют внутренние полости, и при контакте они могли производить шум, похожий на звучание погремушек), либо амулеты от злых духов.
Одна из фигурок – с человекоподобной головой и ушами животного – может изображать божество, защищавшее ребёнка от злых сил. Различные амулеты и обереги до сих пор используются представителями традиционных культур для защиты детского сна.
Впрочем, археологи не исключают вероятность того, что основное предназначение фигурок – обеспечить успешный переход умершего ребенка в загробный мир.
«Окуневцы могли поклоняться антропоморфным божествам. В ту эпоху у народов, населявших территорию Минусинской котловины, уже существовала довольно сложная система верований и сопутствующих ритуалов», сообщил археолог Юрий Есин в письме изданию Live Science.
Представители окуневской культуры хоронили своих умерших головой на запад или юго-запад. Найденное детское погребение не стало исключением: ребенок лежал головой на юго-запад.
Неожиданной для археологов находкой стал «чепчик» на его голове. Детский головной убор сделан из 11 тонких медных пластин, 10 из которых напоминают овальные чешуйки диаметром не более 1,5 сантиметра. В каждой из пластин учёные обнаружили по два отверстия, через которые, вероятно, были продеты кожаные шнуры, скреплявшие пластины друг с другом. Остатки этих шнуров также были обнаружены в захоронении.
Одна из деталей головного убора представляет собой два металлических конуса, сшитых вместе. «Возможно, это украшение детского «чепчика», считают Поляков и Есин.
«Окуневцы прекрасно владели навыками работы с медью и бронзой. Из этих металлов они делали лезвия, ножи, топоры, наконечники копий, рыболовные крючки, другие инструменты, а также украшения. Тем не менее помимо работы с металлом, окуневцы продолжали создавать орудия труда и другие предметы из камня и кости», сообщил Юрий Есин.
В том же кургане, на площади около пяти квадратных метров, были найдены ещё четыре древних захоронения, сообщает издание International Business Times, также опубликовавшее материал об археологической сенсации из России. В дальнейшем учёные планируют изучить их и опубликовать новые данные в научных журналах.