Древневавилонского царя Навуходоносора II помнят все, кто читал Библию. Именно при нем евреи были порабощены и уведены в вавилонское рабство, а святыня евреев — храм Соломона — подверглась поруганию и разрушению…
До XIX века вавилонский царь Навуходоносор Второй был для скептически настроенных к Библии ученых всего лишь мифологическим персонажем. Скептики считали, что его никогда не существовало. Однако, раскопав руины Вавилона, ученые с удивлением обнаружили, что такой царь действительно существовал. И более того: он жил точно в то время, которое Библия называет «временем вавилонского плена».
«Скромный» владыка
Для Вавилона эпоха правления Навуходоносора ознаменовалась необычайным расцветом науки, искусства и ремесел. На рукописных табличках и каменных плитах царь Навуходоносор говорит о себе «скромно»:
«Я — Навуходоносор, царь вавилонский, благочестивый принц, правящий по воле и благоволению Мардука, высший правитель Города, любимый Небом, хитроумный и неутомимый… всегда пекущийся о благополучии Вавилона, мудрый первородный сын Набопаласара, царя вавилонского…»
Известно, что этот древний «скромник» правил в Вавилоне с сентября 605 года по октябрь 562 года до нашей эры, что прекрасно соотносится с текстами Библии. В своей царственной семье он был первенцем, потому и получил такое имя: Набукудурриуцур — то есть «Бог Набу, сохрани первенца». Остался даже портрет молодого царевича — красивое лицо, голова увенчана военным шлемом, большие глаза и сильный, твердо сжатый рот.
Для евреев имя Навуходоносора стало синонимом войны и беды. Вся его жизнь была связана с войнами. Он вел их против западных соседей — евреев, финикийцев и сирийцев. Он начал воевать еще вместе с отцом и продолжил после его смерти. Первое упоминание царевича относится к 605 году до нашей эры, когда он разгромил врагов в битве при Каркемише и начал планомерный захват западных земель. Правда, переправившись через Евфрат, он вынужден был оставить победоносное войско и с маленьким отрядом верных солдат отправиться в Вавилон — дома скончался отец. Навуходоносор, чтобы сберечь время, смог перейти через пустыню, поклонился праху отца, принял в свои руки осиротевшее царство и вернулся к войску. С этого времени и можно начинать отсчет военных кампаний против евреев.
Без пощады и жалости
В 604 году до нашей эры Навуходоносор взял воспротивившийся его воле Аскалон, город филистимлян, напрасно ожидавший египетской поддержки, причем взял его штурмом. Когда через год молодой царь двинулся на Иудею, евреи поспешили отделаться от него данью. А еще через год весь запад вплоть до владений Египта был уже вавилонской землей!
Египтяне были ошарашены и возмущены. И когда Навуходоносор решил захватить и Египет, фараон выставил против него огромное войско.
В 601 году на границе с Египтом произошла страшная битва. Навуходоносор не рассчитал своих сил и был сокрушен — полегла почти вся его армия, остатками войска он отошел в Вавилон, чтобы оплакивать мертвых. Но и фараону Нехо было не лучше. Его армия тоже полегла в той битве почти в полном составе.
Евреи на фоне египтян были врагом гораздо менее опасным. И Навуходоносор отправил свое войско немного «пожировать» в Иудее. Весь 599 год вавилонские воины прочесывали еврейские земли и кормились за счет населения, попутно грабя все, что можно разграбить. В родной Вавилон отправлялись военные трофеи. Иудейский царь не знал, что ему делать, и стал вести тайные переговоры с Египтом. Когда Навуходоносор об этом узнал, он двинул войско на Иерусалим. И в 597 году город открыл перед ним ворота, надеясь откупиться, как в первый раз, богатыми дарами и видимой покорностью. Но царь был непреклонен. Предавшего его доверие иудейского владыку Иоакима он приказал казнить, а на еврейский трон возвел сына казненного Иехонию. Сын продолжил политику отца. С Египтом у евреев были старые счеты, но египтян они боялись меньше, чем этого молодого и отважного хищника. И Иехония точно так же, как и его отец, слал и слал своих посланников к египтянам, а воины Навуходоносора систематически их перехватывали. Когда вавилонскому царю это окончательно надоело, он подошел к Иерусалиму и взял его в осаду. Иехонии ничего не оставалось, как сдать Иерусалим без боя. Он надеялся на милосердие. Однако Навуходоносор не собирался быть милосердным с предателем (а именно в таком качестве он рассматривал действия Иехонии). Навуходоносор вошел в Иерусалим и разрешил грабить его без всякой жалости. Жителей же в количестве 10 000 человек велел отправить в плен в свой Вавилон. Туда же была отправлена и царская семья Иехонии. А на всю землю евреев была наложена тяжелая дань.
Именно это событие и именуется в Библии вавилонским пленением евреев. За что же Навуходоносор так ополчился против евреев? А разве не понятно? Вавилонский царь не терпел нарушения клятвы, а иудейский царь это сделал. И тем самым обрек свой народ на плен.
В библейской традиции говорится, что пророк Даниил убедил царя Вавилона принять иудаизм. На самом деле Навуходоносор не мог представить себе этого даже в страшном сне.
С Египтом у вавилонского царя отношения были сложные. Египетский фараон, сменивший Нехо на престоле, стал бунтовать и возмутил свои прежние провинции Финикию и Иудею, настроив их против вавилонян. Навуходоносор разгромил и Финикию, и Иудею, пали и Иерусалим, и Тир. А для того, чтобы обезопасить собственные земли, родной Вавилон, царь приказал выстроить на подступах к городу двухкилометровую Мидийскую стену — линию укреплений на перешейке между Евфратом и Тигром, глубокий ров и мощные защитные стены в три ряда и толщиной 30 метров. Это укрепление должно было остановить союзника египтян и врага Вавилона — мидян.
Уважение на века
Хотя вавилонский царь несколько раз грабил Иерусалим и целое поколение евреев выросло в вавилонском плену, Библия относится к Навуходоносору с большим уважением. С чего бы такая милость? К другим соседним царям евреи совершенно безжалостны и обещают им неслыханные беды, называют уничижительными именами. А этот душегуб, этот враг пользуется в священной книге привилегиями царя и ни единого оскорбительного слова о нем вы там не сыщете! Напротив, царю Вавилона вкладываются в уста слова о том, что он признает еврейского бога «Богом богов».
Ясно, что исторический Навуходоносор, посвященный богу Набу, в жизни бы ничего подобного не сказал. Достойный сын своего народа, он ни за что бы не принял веру евреев, хотя в Библии ему отводится именно эта несусветная роль. Надо полагать, авторы библейских текстов не знали, как обойтись с таким постыдным делом, как пленение целого народа и увод его в рабство, и, чтобы смыть печать раба, придумали красивую легенду о вавилонском царе, принявшем иудаизм. А что еще делать прикажете? Позор ведь, если разобраться! Вот так и превратили завоевателя Иудеи в «иудейского царя», чтобы упрятать постыдные поступки собственных царей Иоакима, Иехонии и последующего за ними Седекии, при котором храм Соломона был разграблен, а все золото и серебро вывезено в Вавилон. И если о чем и говорит Библия с болью и укоризной, так именно об этих утраченных золотых и серебряных сосудах. Но не о царе Вавилона. Да и в чем было его евреям укорять? Не он же давал и нарушал клятвы? Видимо, Навуходоносор был честный воин. Безжалостный? Да. Упорный? Да. Непреклонный? Да. Но слова своего царь не нарушал. Оно было незыблемо. Вот за что Библия к нему так милосердна.