Астрофизики раскрыли секрет загадочных радиосигналов «инопланетян»

© Фото: CSIRO, David McClenaghan

Ученые доказали, что таинственные короткие вспышки космического радиоизлучения, которые некоторые люди считали сигналами инопланетян, возникают в недрах далеких нейтронных звезд в ходе «звездотрясений», говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

«Подобные вспышки очень похожи на пульсации радиопульсаров, однако, в отличие от непрерывного излучения этих нейтронных звезд, их можно увидеть только один раз. Всего за последние годы нам удалось найти 15 таких вспышек, и их природа долго интриговала нас», — заявил Киоси Масуи (Kiyoshi Masui) из университета Британской Колумбии в Ванкувере (Канада).

Впервые о существовании таинственных вспышек радио-излучения (fast radio-burst, FRB) астрономы заговорили в 2007 году, когда они были случайно открыты во время наблюдений за радио-пульсарами при помощи телескопа Паркс (Австралия).

В последующие годы ученым удалось найти следы еще девяти подобных всплесков, сравнение которых показало, что они могут носить искусственное происхождение и даже потенциально быть сигналами внеземных цивилизаций из-за необъяснимой периодичности в их структуре. В апреле текущего года ученые доказали, что FRB-всплески рождаются в космосе, а не на Земле, что сделало их еще более загадочными.

Масуи и его коллеги нашли доказательства того, что подобные вспышки могут возникать в недрах далеких от нас звезд, изучая данные, собранные телескопом Паркс и телескопом Грин-Бэнк (США) в мае 2011 года, когда оба этих прибора поймали быструю радиовспышку под шифром FRB 110523.

«Поляризация радиоизлучения рассказала нам о том, что оно прошло через намагниченный участок космоса и плотное и большое облако плазмы, которое усилило сигнал и позволило ему достичь Земли. Во время формирования данной вспышки за всего одну секунду выделилось столько энергии, сколько наше Солнце вырабатывает за 10 тысяч лет», — продолжает Масуи.

Как считает Масуи, оба этих фактора указывают на то, что «родителем» подобных вспышек являются не инопланетяне, а относительно молодые нейтронные звезды, обитающие в крупных звездных яслях, где есть облака плазмы и горячего газа.

В недрах таких звезд – магнетаров на языке астрономии — периодически происходят «звездотрясения», в ходе которых выделяется огромное количество энергии, часть из которой приходится на радиоволны. На пути к Земле эти волны пролетели через компактное облако плазмы, где они были особым образом «закручены» и ускорены.

Как признает ученый, данные факты не исключают возможности того, что FRB-вспышки могли быть порождены в ходе других процессов – к примеру, внезапного «схлопывания» нейтронной звезды в черную дыру или целого ряда других процессов на компактных объектах. С другой стороны, данные характеристики FRB 110523 почти полностью исключают возможность того, что подобные вспышки рождаются при столкновениях «пожилых» нейтронных звезд, белых карликов и прочих объектов, живущих вне пределов туманностей и «звездных яслей».