16 февраля 1923 года в мире египтологии произошло важнейшее открытие. За три месяца до этого впервые в истории профессиональным археологам удалось отыскать неразграбленную могилу древнеегипетского фараона. Изнурительные поиски группы археологов завершились огромным успехом. Мир был на пороге сенсации. После долгой подготовки оставалось только снять печать и войти в гробницу.

В этот день группа археологов вместе с лордом Карнарвоном, щедро финансировавшим эту долгую экспедицию, первыми вошли в неё. Это событие резко подняло популярность Древнего Египта во всём мире. Но было ещё кое-что, благодаря чему внимание читателей всего мира было приковано к нему. Через несколько месяцев после этого события при загадочных обстоятельствах умер организатор экспедиции лорд Карнарвон. Следом произошло ещё несколько смертей участников вскрытия гробницы. Газеты всего мира заговорили о страшном проклятии фараонов, которое покарает каждого, нарушившего вечный покой мумий.

Тутанхамон

Во второй половине XIX века в связи с начавшимся интересом к древностям, европейцы, находившиеся в Египте, стали обращать внимание на торгующих древними артефактами местных жителей. Видный французский египтолог Гастон Масперо узнал от двух местных жителей, занимавшихся торговлей, место расположения гробницы, которую они раскопали. Начались археологические раскопки и в 1881 году помощник Масперо Эмиль Бругш стал первым европейцем, спустившимся в древнеегипетское захоронение.

К концу первой четверти ХХ века было обнаружено уже несколько десятков захоронений. К сожалению, все они были разграблены.

В 1906 году археологические раскопки в Долине Царей начал знаменитый британский археолог и египтолог Говард Картер. Финансировал его экспедиции лорд Карнарвон — британский аристократ, богатый археолог-любитель и страстный коллекционер древностей. Им удалось обнаружить несколько гробниц, но все они тоже были расхищены. Позднее началась Первая мировая война, и раскопки пришлось отложить до её окончания.

Вскоре после войны раскопки возобновились. Казалось, отыскать нетронутое захоронение будет практически невозможно.

Комета на груди фараона

То, что произошло 4 ноября 1926 года, стало одним из самых значимых событий в развитии исторической науки вообще и египтологии в частности. В ходе раскопок удалось обнаружить вход в гробницу, по всем признакам не подвергшуюся разграблению. Строители более позднего захоронения неподалёку засыпали вход в неё ещё в те древние времена, и благодаря этому она осталось незамеченной для расхитителей гробниц.

Через несколько дней вход был открыт. Уже в первой камере было обнаружено столь большое количество предметов обихода, украшений и драгоценностей, что стало ясно — это первое нетронутое захоронение, обнаруженное исследователями. На опись, вывоз и исследование всех обнаруженных в первой камере артефактов ушло несколько месяцев.

Это было захоронение фараона по имени Тутанхамон — одного из наименее известных древнеегипетских правителей. Очень долгое время у египтологов не было о нём никакой информации (да и сейчас известно очень немногое) и многие даже считали, что его не существовало. Парадоксально, но один из наименее примечательных фараонов, в популярной культуре превратился в одного из самых известных, благодаря сенсационному обнаружению его захоронения.

Вскрытие печатей

16 февраля 1923 года всё было готово к распечатыванию погребальной камеры, в которой находился саркофаг. Несколько часов ушло на аккуратное вскрытие входа в камеру. Наконец, отверстие было сделано. В камере, помимо богатых погребальных приношений, был обнаружен массивный позолоченный саркофаг. Ничего подобного исследователи раньше не видели. Внутри него было ещё три позолоченных саркофага меньших размеров. В последнем из них лежала мумия фараона с великолепной золотой погребальной маской.

На изучение всех экспонатов, найденных в саркофаге, ушло несколько лет. Саркофаг с мумией фараона аккуратно извлекли. К слову, бальзамировавшие фараона жрецы несколько переборщили с маслами и мумия сохранилась хуже, чем некоторые мумии, попавшие в руки расхитителей и через них оказавшиеся в европейских музеях.

Экспедицию сопровождали газетные репортёры, поэтому информация о важнейшей исторической находке сразу же оказалась в газетах.

Проклятие фараонов

Через три месяца после вскрытия гробницы в самом расцвете сил неожиданно скончался организатор экспедиции лорд Карнарвон. Его смерть в Египте по-разному подаётся в различных источниках. Наиболее распространённой версией остаётся следующая: в марте лорда укусил в щеку москит. Через несколько дней после этого во время бритья он случайно порезал ранку. Произошло её инфицирование, Карнарвон несколько дней пробыл в лихорадочном состоянии, позднее к болезни присоединилась и пневмония (у лорда были давние проблемы с органами дыхания), от которой он и умер.

Через месяц умер американский миллионер Джордж Гулд — приятель Карнарвона, который по его приглашению также присутствовал при вскрытии могилы. Это стало дополнительным аргументом в пользу проклятия фараонов, которое уже начали разрабатывать жадные до сенсаций журналисты. Правда, не учитывался тот факт, что к моменту вскрытия печатей на гробнице Гулд уже был серьёзно болен: он всю зиму страдал от пневмонии и, собственно, и приехал в Египет в надежде на выздоровление — тогда легочные болезни лечили в основном переездом в более тёплый климат. Именно из-за своей болезни он и оказался в числе первооткрывателей гробницы, его приятель лорд Карнарвон просто пригласил находившегося неподалёку друга лицезреть историческое событие.

Ещё через два месяца член египетской королевской семьи принц Али, присутствовавший при вскрытии захоронения, был застрелен женой после ссоры. Пресса неистовствовала. Проклятие фараонов быстро затмило историческую ценность находки и не сходило с первых полос изданий.

Началась настоящая моральная паника, некоторые европейские коллекционеры стали отсылать в музеи свои древние артефакты, опасаясь пасть жертвой мситательных египетских фараонов, даже из загробного мира приходящих отомстить своим обидчикам. Начитавшись этих историй фашистский лидер Италии Бенито Муссолини распорядился убрать из своей резиденции полученную им в подарок мумию.

Со временем паника утихла, однако каждая новая смерть человека, хотя бы косвенно связанного со вскрытием могилы или исследованием найденных в захоронении артефактов, преподносилась как гибель от рук мстительных египетских духов, даже если смерть выглядела вполне естественной и объяснимой. До тех пор, пока не умерло большинство участников экспедиции, каждая их смерть вызывала новый вал публикаций о страшном проклятии фараонов.

За следующие 15 лет умерли почти все видные археологи, участвовавшие в экспедиции и раскопках. Смерть каждого из них пресса связывала с мистическими причинами.

Активным сторонником существования проклятия был знаменитый английский писатель, автор «Шерлока Холмса», Артур Конан Дойл. Он посвятил несколько публикаций занимавшей его загадке и попытался дать объяснение на стыке науки и оккультизма, предположив, что могущественные египетские жрецы создали элементалей, которые охраняли покой умершего фараона и изобретательно мстили потревожившим его прах.

К концу 20-х годов проклятие фараонов уже превратилось в устойчивую легенду, которая жила сама по себе и о ней не нужно было напоминать в газетах. Этот сюжет перекочевал в популярную художественную литературу и на экраны кинотеатров.

Предпринимались и попытки объяснить проклятие действием древних микроорганизмов и бактерий, сохранившихся в захоронении и от которых у современных людей не было иммунитета. Однако, в таком случае, число жертв проклятия пришлось бы сократить, почти все жертвы либо погибли от других болезней и несчастных случаев, либо не присутствовали при вскрытии гробницы. Кроме того, это не объясняет, почему почти никто из присутствовавших при снятии печатей не заболел.

Красивая легенда

Разумеется, со временем появилось не только множество сторонников проклятия, веривших в потустороннюю месть фараонов потревожившим их учёным, но и скептиков. Они указывали на то, что большая часть смертей участников экспедиции носила естественнный характер и легко объяснялась более прозаическими причинами, чем мистические проклятия. Значительная часть археологов, принимавших участие в раскопках, была уже не такими молодыми людьми, большинству к моменту раскопок было за 50 лет и нет ничего удивительного, что через некоторое время после раскопок они стали умирать, причём этот процесс растянулся на долгие годы и нужно было проявить очень большое желание, чтобы связать эти смерти с проклятием.

Например, египтолог Джеймс Брэстэд, расшифровывавший записи в погребальных камерах Тутанхамона, умер от пневмонии (как и Карнарварон), однако это произошло в 1935 году, когда учёный находился в почтенном по тем временам возрасте 70 лет. Руководитель экспедиции Говард Картер, всю жизнь отрицавший реальность проклятия и развенчивавший этот миф, умер в 1939 году в возрасте 64 лет от лимфомы Ходжкина, то есть через 16 лет после вскрытия могилы.

Кроме того, проклятие почему-то пощадило некоторых членов экспедиции, приписать смерти ему не в состоянии даже самые горячие сторонники этой версии.

21-летняя дочь лорда Карнаварона, присутствовавшая при вскрытии погребения, прожила долгую жизнь и умерла в 1980 году в возрасте 79 лет. Занимавшийся расшифровкой иероглифов Алан Гардинер умер в 1963 году в возрасте 84 лет.

Жена лорда Карнаварона, которая, по слухам, муссировавшимся в жёлтой прессе, умерла от укуса таинственного насекомого вскоре после гибели мужа, в действительности умерла в 1969 году в возрасте 93 лет.

Главным разработчиком и популяризатором легенды о проклятии фараонов стал журналист и египтолог Артур Вейгал. Ранее он специализировался на написании беллетристики, посвященной фараонам Древнего Египта. Кроме того, он издал сборник баек, связанных с мистикой Египта, в котором рассказывал истории, как ему казалось, необъяснимые. Например, один его знакомый принёс домой египетскую статуэтку, а потом у него в руках взорвалось ружье. А один грузчик переносил мумию, а потом она ему снилась в кошмарах. А сам Вейгал как-то принёс домой бинты мумии, а потом заболела его дочь.

Открытие нетронутой гробницы было сенсационным событием, и все ведущие газеты послали своих корреспондентов на раскопки. Вейгала завербовала газета Daily mail. Однако по желанию Карнаварона эксклюзивные права на освещение получила конкурирующая газета The Times.

Вейгал затаил обиду на Карнаварона за этот поступок. И когда тот вскоре умер, внезапно вспомнил, что вскоре после обнаружения захоронения домашнюю канарейку руководителя экспедиции Картера сожрала пробравшаяся в жилище кобра. А эта змея считалась символом фараона, что Вейгал сразу же интерпретировал как символическое предупреждение о гневе богов (впрочем, гнев египетских богов не помешал прогневавшему их Картеру на пять лет пережить Вейгала, который при этом был младше его на 6 лет). Эта история принесла Вейгалу тиражи и славу не меньшую, чем если бы он освещал вскрытие гробницы. Вскорее её подхватили другие газеты и она зажила своей жизнью. А Вейгал по горячим следам издал несколько популярных сборников городских легенд про злые чары египетских духов.

Легенда зажила своей жизнью, стоило умереть кому-то из археологов, как про него тут же вспоминали, что 20 лет назад он участвовал в раскопках. За долгие годы археологами были обнаружены сотни подобных захоронений. И ни одно из них не привело к каким-либо мистическим эксцессам, хотя в некоторых захоронениях действительно были обнаружены магические формулы, обещающие проклятие и гнев богов любому, нарушившему покой погребенного. Но самое интересное, что как раз в случае с Тутанхамоном проклятий не было, захоронение было самым тщательным образом изучено, но следов проклятия найти так и не удалось.

Евгений Антонюк
Историк

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии