Некоторые державы растворяются в прошлом, практически не оставив после себя следа. Когда такое происходит с крохотными государствами — это процесс вполне объяснимый. Но как ни удивительно, в Лету может кануть даже огромная могучая империя, когда-то владевшая половиной Древнего мира. Именно так произошло с Парфянским царством.

Карта Парфянского царства с зависимыми территориями на рубеже эр.
Карта Парфянского царства с зависимыми территориями на рубеже эр.

Индоевропейские племена парное, кочевавшие в степях между Амударьей и Каспийским морем, около 247 года до нашей эры провозгласили царем Аршака, основавшего новую династию правителей. В 239 году до нашей эры парны захватили провинцию Парфиену, ранее принадлежавшую Селевкидам (греческой династии наследников великого Александра Македонского). Впоследствии они полностью слились с жившими там парфянскими племенами, которые были родственны им. Так было положено начало созданию Парфянского царства — одного из наиболее знаменитых государств Древнего Востока, простиравшегося от Сирии до Средней Азии.

Конкуренты Рима

В I веке историк и географ Страбон сообщал о парфянах следующее: «В настоящее время они владеют такой обширной страной и таким множеством племен, что по величине своей державы являются до некоторой степени соперниками римлян». К этому времени, поделив мир с римлянами, они твердо держали власть над Востоком.

Парфянские цари из династии Аршакидов жили в роскошных дворцах двух столиц — Экбатзны (в Иране) и Ктесифона (на берегу Тигра). Они были несметно богаты, поскольку извлекали значительную прибыль из торговли, шедшей транзитом через Иран по единственному сухому пути, соединявшему Средиземное море с Индией и Китаем. Торговый путь парфяне поддерживали всегда в должном состоянии, увеличивая число колодцев и караван-сараев на тропах, пересекавших пустыни, с тем, чтобы повысить и без того значительные проходные пошлины.

Далекий Китай стремился поддерживать связи с Парфией. В конце II века до нашей эры Аршакиды с помпой встречали китайское посольство у своих границ, придав ему почетный конвой в 20 тысяч человек. Выгоды от заключенных сделок и договоров были очевидны. Парфянская драхма до середины I века играла видную роль в денежном обращении на рынках сопредельных стран.

Парфия имела мобильное и хорошо обученное войско. В обществе, где еще были сильны родовые связи, знать брала на воспитание детей крестьян и обучала их верховой езде и владению оружием, формируя из них впоследствии главные силы армии. Богатые землевладельцы разводили великолепных коней, которые составляли основу знаменитой тяжелой конницы, не имевшей себе равных в Древнем мире.

Аршакиды оказались весьма восприимчивыми к культуре поверженного государства Селевкидов в Сирии и Малой Азии. Они чеканили монеты, на которых их имена и титулы были написаны по-гречески, окружали себя греческими артистами и художниками. Даже великий царь Митридат I, самый большой враг греков, объявил себя «почитателем эллинов».

Испытав глубокое влияние греческой культуры, парфяне по-своему ее «переварили». Например, в Иракском музее хранится статуя Геракла из парфянской Хатры, изваянная из белоснежного мрамора. Но странное дело: усы и борода Геракла завиты по парфянской моде. А глаза героя подведены черной краской в соответствии с восточными канонами.

Коварный удар

Вся история парфян была чередой войн, побед и поражений. более всего страдали жители многонационального царства от римлян. Но парфяне оказались единственным народом, чье войско успешно отражало захватнические поползновения великодержавного Рима. Главной силой парфян были лучники, легкая кавалерия и катафрактарии — всадники, облаченные, как и их лошади, в тяжелые железные латы.

Опорной базой парфянской панцирной конницы являлась крепость Хатра. Парфяне не пожалели сил, чтобы превратить ее в неприступную твердыню. Круглый в плане город был обнесен двойной стеной. Кроме того, его окружал еще глубокий ров. Легионы римских императоров Траяна (в 116 году) и Септимия Севера (в 198 году) дважды пытались захватить Хатру, но потерпели неудачу.

Еще в 53 году до нашей эры знаменитая парфянская конница в битве при Каррах (современный Харран) разгромила римские легионы под командованием Марка Лициния Красса. Незадолго до этого события Красе, жестоко подавивший ранее восстание Спартака, получил в удел Сирию «с правом войны и мира». Сирия граничила с Парфией, и Красе вознамерился завоевать ее. Но его тревожило одно обстоятельство — не слишком ли легко достанется ему победа над варварами?

Ибо в этом случае он не завоюет большой славы. Опасения оказались преждевременными: в первом же сражении парфяне наголову разбили закованные в медь легионы Красса. Сам он попал в плен и был убит врагами. Парфянский царь Ород II слушал в театре «Вакханок» Еврипида, когда ему принесли отрубленные голову и руку несчастного Красса.

В Риме уцелевшие после битвы и вернувшиеся домой воины Красса с ужасом рассказывали о смелом, коварном народе. «Парфянские конники непобедимы, — говорили они, — чуть что, пускаются наутек, а когда обманутый противник доверчиво начнет преследование, они на всем скаку, не оборачиваясь, пускают через плечи назад свои губительные стрелы…»

Именно тогда, в I веке до нашей эры, в латинском языке утвердилось выражение «пустить парфянскую стрелу», что означало — во время спора озадачить противника неожиданным и злым выпадом. Кстати, в некоторых языках это выражение практически в неизменном виде сохранилось и до наших дней.

Возникновению многочисленных легенд о Парфии в Древнем мире способствовали религиозная терпимость парфянских царей, их уважение и интерес к чужим верованиям, к культуре и искусству других народов. «Отзывчивые Аршакиды» — такой термин закрепился за ними в истории.

Поддерживая иранские культы Ахурамазды, Заратуштры и Митры, парфянские цари вместе с тем чтили храмы греческих богов, которым поклонялись потомки солдат армии Александра Македонского. В Парфии нашли прибежище буддисты, изгнанные из Индии. Позднее через Парфию буддизм пришел в Китай. Так что ничего удивительно, что именно из парфянской провинции Арьяварта (территория Северной Индии) буддисты всего мира ждали (и ждут по сей день) пришествия грядущего Спасителя мира — Будды Майтрейи.

В Парфии, по преданию, проповедовали апостолы Матфей, Марк, Варфоломей, Филипп и Фома. По мнению некоторых церковных писателей, волхвы, приходившие с дарами на поклонение новорожденному Богомладенцу, прибыли из Парфии.

Переписанная история

Парфянская держава просуществовала около 473 лет и пала под ударами набирающего силу Ирана. В 226 году первый иранский шахиншах из династии Сасанидов по имени Ардашир разгромил последнего парфянского царя Артабана V. История Парфии полна белых пятен, и только археологические работы последних десятилетий начинают понемногу стирать их.

Но почему так мало сведений сохранилось? Дело в том, что Парфянское царство погибло от внутренней междоусобицы. И волнения продолжались. Множество местных вождей готовы были заявить свои претензии на самостоятельное управление той или иной областью рухнувшей империи. Чтобы снова собрать державу воедино и укрепить ее, не дав развалиться изнутри и суметь отбиться от внешних врагов, нужен был мощный, безусловный авторитет правителя.

Бронзовая статуя Парфянского дворянина из святилища в Шами в Elymais (современная провинция Хузестан, Иран, вдоль Персидского залива), сейчас находится в Национальном музее Ирана.
Бронзовая статуя Парфянского дворянина из святилища в Шами в Elymais (современная провинция Хузестан, Иран, вдоль Персидского залива), сейчас находится в Национальном музее Ирана.

Пришедшая к власти Сасанидская (Персидская) династия сразу стала доказывать свои законные права на престол, пытаясь заставить народ забыть о прежних владыках. Города и области были переименованы, исторические хроники переписаны, исторические памятники разрушены. Всеми силами узурпаторы пытались вытравить память о прошлом. Во многом им это удалось.

Археологи нашли в Иране многочисленные прекрасные скульптуры, созданные когда-то в Парфии, в подражание греческим. В Лаодикее и в Шами раскопали великолепные бронзовые статуи — изображения богов. В Нисе, на территории Южного Туркменистана, советскими археологами в середине XX столетия был вскрыт укрепленный царский дворец III-II веков до нашей эры. Внутри дворца были найдены эллинистические статуэтки из мрамора и позолоченного серебра, 40 сосудов для питья из слоновой кости великолепной работы с ручками в виде грифонов и с рельефами, на которых были изображены сцены из греческой мифологии. И все же до сих пор мы знаем историю могущественного Парфянского царства главным образом лишь по рассказам тех, кто жил вокруг нее.

Ирина Стрекалова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here