Даже те, кто не читал «Божественную комедию», знают о впечатляющих картинах устройства ада, чистилища и рая, созданных великим Данте. Но эта поэма — не только высокая литература. Для современников Данте она была острой и актуальной. Она влияла даже на руководство могущественной католической церкви, с которой у поэта были не самые лучшие отношения.

«Божественная комедия» — уникальное произведение сразу по нескольким причинам. Прежде всего, Данте Алигьери стал первым, кто написал сложную философскую поэму, безусловно относящуюся к высокой литературе, на итальянском языке. До этого все, что выходило за рамки площадных развлечений и романтических глупостей, полагалось писать на латыни. Соответственно, и ознакомиться с подобными произведениями могли только принадлежащие к узкому кругу интеллектуалов.

А вот «Комедию» Данте мог прочитать любой грамотный итальянец. Во-вторых, этим поступком Данте фактически создал итальянский литературный язык. То есть сделал для итальянцев то же, что Пушкин — для русских. Но не в XIX, а в XIV веке. И наконец, в-третьих, своей поэмой он умудрился изменить отношение современников к миру.

Священная поэма

Схема мирового устройства, согласно «Божественной комедии»
Схема мирового устройства, согласно «Божественной комедии»

Данте писал свою «Комедию» где-то с 1307 по 1321 год. Но об отдельных сюжетах и философских концепциях поэт явно размышлял и раньше. Кстати, «Божественной» он поэму не называл. Этот эпитет дал ей Джованни Боккаччо, писавший к ней комментарии уже после смерти поэта. А сам Данте без ложной скромности именовал свое произведение «священной поэмой». В этом, очевидно, выражалось то, что он хотел вложить в свои строки в первую очередь. А именно — описать те принципы, на которых должно строиться здоровое общество. Восхвалить те вещи, которые он считал правильными, и осудить пороки. И сделать все это, апеллируя к высшему авторитету — Богу.

Данте Алигьери не был оторванным от жизни мечтателем. Он активно участвовал в политической жизни Флоренции. Причем погряз в политических интригах настолько глубоко, что в 1302 году был приговорен политическими оппонентами к смерти, а затем навсегда изгнан из родного города.

Не прошли мимо Данте и глобальные политические события в жизни Италии тех времен. Речь о противостоянии партий гибеллинов (поддерживавших права императора Священной Римской империи на Италию) и гвельфов (выступавших на стороне усиления власти папы римского). Причем в этой схватке Данте занял одну из самых сложных и непопулярных позиций. Он принадлежал к партии так называемых белых гвельфов. Они были против императора, но признавали возможность сотрудничества с гибеллинами. Соответственно, и доставалось им от обеих сторон — как от сторонников императора, так и от радикальных черных гвельфов. Власть во Флоренции долгое время принадлежала белым гвельфам, но в конце концов они потерпели поражение, что непосредственно отразилось и на судьбе Данте.

Никогда не выступая против христианской веры и не поддерживая какие-либо ереси, Алигьери тем не менее чем дальше, тем смелее осуждал церковь как организацию. Ему не нравились показная роскошь римской курии и погрязшее в грехах высшее духовенство, которое даже не пыталось скрывать свою развращенность. Но он не был готов и к радикальным реформам. Все это прослеживается в тексте «Божественной комедии».

100 великих песен

Писать большое произведение, открыто посвященное критике церкви (пускай сколь угодно справедливой), было бы для любого человека в XIV веке равносильно самоубийству. А уж для принадлежащего к неблагонадежной партии белых гвельфов — тем более. Данте это понимал. К тому же, хотя он и не был чужд жанра политического памфлета, ему хотелось создать что-то по-настоящему грандиозное, великое, объединяющее его размышления об окружающем мире и о высших сферах.

Изображение дьявола, наказывающего грешников. В верхнем левом углу стоят Данте и его проводник - Вергилий. Иллюстрация XV века.
Изображение дьявола, наказывающего грешников. В верхнем левом углу стоят Данте и его проводник — Вергилий. Иллюстрация XV века.

Не имея возможности честно говорить об окружающей его реальности, Данте решил описать то, чего никто из живущих не видел — устройство загробного мира. Этот шаг тоже был довольно смелым — поэт запросто мог попасть под обвинения в ереси и искажении католического вероучения. Тем более что с некоторыми догматами он и правда обходился довольно-таки свободно. Однако у Данте было некоторое преимущество. Дело в том, что в Средние века не существовало стройного и одобренного церковью описания рая и ада. Они были скорее идеями, общими представлениями. Но что именно там происходит с душами — оставалось тайной.

Данте решил раскрыть эту тайну, оформив ее в виде совершенного по форме произведения. «Божественная комедия» построена строго симметрично. 100 песен делятся на три части. «Рай» и «Чистилище» состоят из 33 песен, «Ад» — из 32. Еще две отданы на вступление. Даже в этом кажущемся нарушении симметрии заключена идея поэта о совершенстве созданного Богом мира. Ведь ад — это проклятое место, в нем не может быть гармонии. И уж тем более он не может быть равен раю, даже в числе отведенных ему строк. Неслучайно выбрана и форма строф, каждая из которых состоит из трех строк. Это явный намек на христианскую Троицу.

В раю Данте ожидала величайшая награда — встреча со своей возлюбленной Беатриче.

И все же главная загадка, связанная с «Божественной комедией», — это почему ее не запретили сразу после появления. Ведь поэт преспокойно помещает в ад нескольких пап римских, называя их по именам. Это, например, живший в конце XIII века Николай III, которого Данте прямо обвиняет в покупке церковных должностей и кумовстве. Также место в аду приготовлено для папы Бонифация VIII — тут Данте не удержался и свел личные политические счеты, так как этот понтифик был злейшим врагом белых гвельфов. Вообще, никакого почтения к священникам поэт не выказывает, описывая кардиналов, страдающих в загробной жизни среди скупцов и расточителей.

Не меньше достается от него и светским владыкам. В ад он помещает императора Фридриха II, который при жизни был отлучен от церкви и крайне жестко конфликтовал с Римом. Проклятьями осыпает короля Франции Филиппа IV, посягнувшего на папский престол. При этом Данте не смущает даже то обстоятельство, что король был обидчиком все того же Бонифация VIII, добрых чувств, вроде бы, недостойного. Но здесь поэт вспоминает о том, что он все-таки гвельф.

Собор для чистилища

Уже после смерти Данте в разных странах и по разным поводам запрещались отдельные части его произведения. Но все эти запреты были временными. Поэту удалось создать настолько мощное и прекрасное поэтическое полотно, что политическая актуальность и связанные с этим проблемы не могли помешать его популярности.

В наше время «Божественную комедию» читают мало. В средневековой же Италии она быстро стала по-настоящему народной. Ее читали и пересказывали друг другу, смакуя страшные картины страданий грешников в аду или восхищаясь неземной любовью к Беатриче, которую воспевает автор в «Раю».

«Ад» с подробным описанием девяти кругов — безусловно, самая популярная часть «Божественной комедии». Он одновременно и завораживал, и устрашал верующих, побуждая их с большим рвением молиться за себя и близких. Однако самой судьбоносной стала другая часть поэмы — «Чистилище».

Представление о том, что существует место, куда попадают души людей, которые не обречены на вечные муки, но все же недостойны рая и нуждаются в очищении, сформировалось довольно рано. Со временем это стало одним из традиционных предметов спора между православными и католиками. В католической церкви общее представление о чистилище сформировалось во второй половине XIII века. Но вот признавать это официальным догматом римская курия не спешила.

Данте же, не скованный никакими ограничениями, описал чистилище настолько подробно и так живо, что спустя некоторое время после появления «божественной комедии» об этом знал каждый католик. Церкви нужно было решать, что делать с этими представлениями: либо осудить, предав анафеме величайшее произведение итальянской литературы (а сомнений в столь высоком статусе «Комедии» не было уже тогда), либо зафиксировать представления о чистилище, предотвратив тем самым развитие фольклора и возможных ересей. Конечно, произведение Данте было не единственной причиной. Но очень веской.

И церковь свой выбор сделала. В 1439 году на Ферраро-Флорентийском соборе понятие чистилища было закреплено в католическом богословии. А в 1563 году Тридентский собор окончательно подтвердил это учение как официальное. Так поэт Данте, никогда не бывший священником, опосредованно повлиял на умы миллионов верующих. И продолжает влиять до сих пор.

Виктор Банев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here