Хранитель древнего города

Словно громадный безмолвный колокол, навсегда вросший в древнюю землю, в самом центре Великого Новгорода возвышается памятник «Тысячелетие России» — главная достопримечательность и визитная карточка города. Второго такого нет во всем мире! Он посвящен не одному событию и человеку, а целому тысячелетнему периоду в истории страны и всему российскому народу. Но, как и у страны, у монумента непростая судьба: его едва не постигла печальная участь знаменитой Янтарной комнаты

0
787

Молодо — не зелено

Представить сегодня Великий Новгород без этого памятника невозможно. Гигантская масса металла, словно магнит, притягивает к себе, заставляя обходить его вокруг снова и снова и рассматривать фигуру за фигурой. Это околдовывающее движение по кругу передает медленную поступь истории, а взгляд невольно скользит по спирали, с яруса на ярус, пока не останавливается на кресте, прорезающем синеву неба. Когда глядишь на эту громадину, в голове не укладывается, что памятник создал молодой человек всего 24 лет от роду.

В марте 1857 года, в преддверии памятной даты 1000-летия приглашения варяга Рюрика на княжение, член Государственного совета С. С. Ланской подал в Комитет министров записку «О сооружении в Новегороде памятника первому русскому государю Рюрику». В стране накануне отмены крепостного права было неспокойно, и министры охотно ухватились за эту идею, решив использовать ее для воспитания «верноподданнических чувств» в народе. Но «присвоение одному Рюрику исключительной чести представительства всего тысячелетия» показалось им не вполне справедливым решением, а потому они предложили соорудить «народный памятник тысячелетию государства Российского, где бы могли быть в барельефах и других изображениях показаны главнейшие события отечественной истории». Государь Александр II поддержал идею. В апреле 1859 года на страницах газет объявили конкурс на создание монумента. Согласно условиям, памятник должен «представлять шесть главных эпох истории Русской: основание Русского государства (862 год), введение христианства на Руси (989 год), начало единодержавия (1491 год), избрание на престол дома Романовых (1613 год) и основание империи Российской (1721 год)».

Среди 52 анонимных проектов победу одержал проект Михаила Осиповича Микешина
Среди 52 анонимных проектов победу одержал проект Михаила Осиповича Микешина

К 1 ноября 1859 года было подано 52 анонимных проекта. Специальный совет Академии художеств отобрал три, среди них победу одержал проект недавнего выпускника художественной академии Михаила Осиповича Микешина. Ему досталась премия в размере 4 тысяч рублей и право составить список лиц, подлежащих увековечиванию. Сам император Александр II взял шефство над молодым дарованием. В качестве «порта приписки» был выбран Великий Новгород — город, которым управлял Рюрик. Именно здесь зародилась российская государственность, и именно Новгородская земля считается «колыбелью царства Всероссийского».

Всем миром

Микешин оказался в щекотливом положении: с одной стороны, требовалось угодить монаршей особе, с другой — удовлетворить запросы прогрессивной части российского общества, к которой художник причислял и себя. «Я совсем было растерялся перед новой задачей и прибег к помощи и советам всех известных наших историков и писателей», — вспоминал Микешин.

Список деятелей вызвал бурные дебаты. Споры разгорались даже вокруг таких, казалось бы, бесспорных фамилий, как Державин, Грибоедов, Лермонтов, Кутузов и Жуковский. Свои изменения внес и император, добавивший одних и вычеркнувший других. Так, Александру не понравились фигуры флотоводца Ушакова, поэта Шевченко и писателя Гоголя. Иван Грозный поплатился за то, что его опричники выжгли Новгород огнем в 1570 году.

Монумент постановили строить на народные деньги.

В течение нескольких лет было собрано 150 тысяч рублей — этого оказалось мало, и из казны добавили 400 тысяч. Воздвигался памятник под непосредственным руководством Микешина. Ему определили за работу оклад «по сту рублей в месяц». Номинальным начальником назначили генерал-майора Евреинова, а технической частью ведал вологодский крестьянин Андрей Казаков. Из трех мест — Ярославово дворище, Софийская торговая площадь и кремль — выбрали для памятника последнее. Новгородские грунты причинили строителям много беспокойства, пришлось копать котлован на глубину 3 метра. Чтобы памятник не проседал, под фундамент забили 300 деревянных свай на глубину 6 метров. Не забыли и о необходимых магических ритуалах: под основание положили гранитный камень, в нем сделали выемку, в которую вставили бронзовый ящик с надписью о времени закладки памятника и его цели.

В ящик поместили медали времен Александра II, а также золотые и серебряные монеты 1861 года. Пьедестал и цоколь выложили из огромных глыб гранита, добытого на берегу Ладожского озера. Бронзовые фигуры и детали отливали в мастерских Санкт-Петербурга. К июлю 1862 года их переправили по Неве и Волхову в Новгород.

В сентябре памятник был готов. Великий Новгород напоминал муравейник: туда приехали гости не только из местных уездов, но и из отдаленных губерний. Численность населения Новгорода на несколько дней практически удвоилась, только солдат и офицеров привезли в город до 12 тысяч. Сам Александр II со свитой удостоил новгородцев своим визитом.

8 сентября над древним городом прогремело 5 артиллерийских залпов. Затем прошли молебен и военный парад. Ровно в полдень состоялось открытие. Торжества по случаю открытия памятника длились 3 дня. Государь принял крестьянскую делегацию, посетил гимназию и лечебницу, дал несколько балов.

Сломлен, но не повержен

После революции 1917 года памятник попал к новой власти в немилость как пережиток прошлого и «гнусный символ самодержавия». Когда в мае и ноябре в кремле проходили демонстрации трудящихся, «Тысячелетие России» зашивали фанерой и досками.

15 августа 1941 года Новгород захватили фашисты. Генерал фон Герцог, ценитель истории и искусства, лично обошел новые владения и сделал фото на фоне монумента в центре города. Самодовольный генерал отправил снимок на родину — другу детства, бургомистру Инстенбурга. А затем его осенила «гениальная» идея — демонтировать и вывезти в Германию весь монумент. Однако разобрать гигантский памятник оказалось задачей не из легких — памятники раньше делали действительно на века. Проще всего оказалось справиться с бронзовыми фонарями художественной работы и бронзовой решеткой профессора Боссе — их быстро разобрали и вывезли. С фигурами, деталями и постаментом возились 3 года! Специальная инженерная рота прокладывала узкоколейку от памятника до железнодорожного вокзала. Между тем верующие и просто патриотически настроенные горожане истово молились о том, чтобы замысел гитлеровцев провалился. Памятник, с которым так много связано, превратился для них в неотъемлемую часть городского пейзажа, без которого представить Новгород невозможно. Но дело не только в этом: как в Северной столице Медный всадник и египетские сфинксы, так в Новгороде «Тысячелетие России» жители считали хранителем города. Стоит исчезнуть памятнику, будет стерт с лица земли и город.

Новгородский кремль после бегства оккупантов, январь 1944 года
Новгородский кремль после бегства оккупантов, январь 1944 года

20 января 1944 года советские войска освободили Великий Новгород. Вот тут-то и уместно вспомнить знаменитое полотно Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода». Художники собственными глазами увидели страшную картину варварского разрушения. Монумент «Тысячелетие России» представлял собой совершенно голый пьедестал, на котором оставалась нижняя половина шара-державы. Верхняя же часть была полуразрушена. Ранее окружавшие шар колоссальные фигуры были разбросаны вокруг памятника. При этом многие из них оказались испорченными: трехметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу. Бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и многое другое, пропали без следа.

«Тысячелетие России» было решено восстановить, для чего изготовили полторы тысячи новых деталей. 2 ноября 1944 года состоялось его торжественное открытие, а по сути второе рождение.

Любовь Дьякова

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
  Подписка  
Оповещать