Кровавое воскресенье

913

О6 этом событии многие знают только из школьных учебников истории. Причем в разных пособиях оно освещено удивительно бегло и однообразно. Указано, что расстрел мирного шествия рабочих в Санкт-Петербурге воскресным днем 9 января 1905 года был поводом к началу первой русской революции. Двумя-тремя предложениями отмечена роль организатора шествия священника Георгия Гапона. Присутствует намек на некое участие социал-демократов в составлении петиции для царя — и совершенно опущены иные подробности.

Когда процесс нельзя остановить

А между тем Кровавое воскресенье до сих пор остается событием не только трагическим, но и загадочным. Прежде всего, интересен вопрос: каким образом удалось организовать такое шествие?

По разным подсчетам, в нем приняли участие от 140 до 150 тысяч человек. Для Санкт-Петербурга того времени — цифра просто запредельная. Даже сейчас, когда население города выросло в три раза, собрать такое количество участников манифестации невозможно без официальной поддержки властей. Как же это удалось сделать в далеком 1905 году?

Известно, что к этому времени русским обществом овладели идеи либерализации. Активизировавшиеся политические партии выдвигали требования обязательных реформ. Народные массы явно не желали жить по-старому.

В этих условиях сработал известный принцип: если процесс нельзя остановить, то его нужно возглавить. По инициативе жандармского полковника Сергея Зубатова, создателя российского политического сыска, в стране с 1901 года возникали легальные рабочие организации, целью которых было удержать пролетариат от решительных революционных действий. Организации занимались просветительской работой — в основном обучением грамоте и коллективным чтением книг, их деятельность контролировалась полицией. Более того — все руководители подобных рабочих кружков являлись платными сотрудниками охранных отделений своих городов.

В Санкт-Петербурге такая просветительская организация называлась «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Именно она и вывела народ на улицы.

Что могут четверо рабочих и две сотни казаков

Другой вопрос: как именно проходил расстрел демонстрантов? Почему-то во многих книгах и художественных фильмах их показывают единой колонной, марширующей на Дворцовой площади. Но так ли это было на самом деле?

События развивались по нарастающей. В декабре 1904 года на Путиловском заводе произошло увольнение четверых рабочих, которые обратились за поддержкой в Нарвский отдел «Собрания». Дирекция завода обсуждать инцидент отказалась. В начале января все 12,5 тысячи рабочих Путиловского завода объявили забастовку. К ней быстро присоединились работники других предприятий. Но хозяева не шли на уступки. Георгий Гапон и другие руководители «Собрания» понимали, что удержать взбудораженные массы в правовых рамках будет крайне сложно. Единственной действенной мерой выглядела подача петиции самому царю.

Предполагалось, что рабочие пройдут по городу несколькими колоннами и встретятся на Дворцовой площади.

Раньше других вышли работники Ижорского завода в Колпино, в девять утра они соединились с представителями Невской заставы. 16-тысячную демонстрацию на Шлиссельбургском тракте остановили две сотни казаков.

На Васильевском острове шесть тысяч человек были остановлены также двумя сотнями казаков и пехоты.

У Нарвской заставы в колонне находился сам Гапон. Здесь колонна была самой многочисленной – 50 тысяч человек. Их остановили около Нарвских ворот. В результате стрельбы на снегу осталось много раненых и убитых. Сам Гапон был ранен в руку, но его вывели из-под огня.

Демонстрация на Петербургской стороне насчитывала 20 тысяч человек, в них стреляли солдаты Павловского полка. Убегающих догоняли кавалеристы и рубили их шашками. Колонна Выборгской стороны была рассеяна без жертв — просто в результате холостых выстрелов.

Несмотря на расстрелы, в полдень на Дворцовой площади собралось несколько тысяч человек. Рабочие разных колонн проникли сюда мелкими группами. После отказа разойтись по ним стала стрелять рота Преображенского полка, в результате чего люди разбежались.

Всего в шествии участвовали 11 колонн. Общее число погибших, по разным данным, составило от 130 до 200 человек.

Мирное шествие или кровавый заговор?

Какова была роль профессиональных революционеров в данном мероприятии? В русской эмиграции 1920-х годов активно обсуждался вопрос о том, что

Кровавое воскресенье — это последствия заговора с целью убийства царя. Руководителями такого заговора называли эсера Петра (Пинхаса) Рутенберга. В его воспоминаниях рассказывалось, что целью шествия являлось вызвать царя на переговоры — и убить его.

После этого неминуемо должно было произойти восстание, для которого за границей (в частности, в Германии и Японии) уже начали закупать оружие.

Эту версию подтверждает малоизвестный факт, что перед манифестацией Георгий Гапон послал царю письмо с просьбой обязательно выйти к народу — и сообщал, что рабочие будут безоружными и гарантируют его безопасность. В своих воспоминаниях Гапон пишет, что письмо по его приказу доставили в Зимний дворец, но прочел ли его государь — неизвестно.

Представители трех ведущих революционных партий (большевиков, меньшевиков и эсеров) пытались принять участие в подготовке к шествию. Они выступали на мероприятиях «Собрания русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» и раздавали свои листовки. Но агитаторов не просто не слушали — по воспоминаниям одного из них, большевика Дмитрия Гиммера, их избивали и выгоняли прочь.

Накануне шествия Гапон пригласил революционеров на совещание. Правда, большевики прийти отказались, но прибыли меньшевики и эсеры (в частности, Рутенберг). Гапон изложил свой план действий: если царь не примет петицию, а также если власти применят силу, рабочие поднимут восстание, к которому предлагалось присоединиться революционерам.

Неизвестно, обсуждалось ли убийство царя, но факт сотрудничества с эсерами, которые неоднократно планировали и выполняли подобные акции, документально зафиксирован.

Труп в дачном поселке

Еще вопрос: кто и за что убил Гапона? Георгий (иногда его также называли Григорием) Аполлонович Гапон стал руководителем «Собрания русских фабрично- заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» после одобрения его кандидатуры особым отделом департамента полиции.

В 1893 году он окончил Полтавскую духовную семинарию, через год получил

должность священника в бедной церкви при полтавском кладбище.

Переехав в Санкт-Петербург для учебы в духовной академии, в 1902-м Гапон познакомился с полковником Сергеем Васильевичем Зубатовым — и с его одобрения стал одним из организаторов рабочего общества.

Одежда священника, в которую Гапон облачился во время шествия, была вместе с хоругвями и иконами взята из одной из часовен. В результате обстрела колонны, где шел Гапон, погибли два кузнеца, бывших его личными охранниками. С Нарвской площади руководителя «Собрания» увел эсер Петр Рутенберг, работавший инженером инструментальной мастерской Путиловского завода. Гапону прямо на улице остригли волосы и помогли переоблачиться в гражданскую одежду. Позже он несколько дней жил в квартире Максима Горького — в советское время этот факт тщательно скрывался из-за боязни очернить образ великого пролетарского писателя.

После Кровавого воскресенья Гапон был лишен сана и объявлен в розыск. Он переехал во Францию, где вступил в партию эсеров.

28 марта 1906 года труп Гапона с веревкой на шее был обнаружен в пригороде Санкт-Петербурга — дачном поселке Озерки. Никого из убийц задержать не удалось. Главным подозреваемым считался Рутенберг — поскольку его опознали по фотографии как человека, который снял дачу, где произошло убийство.

В 1909 году уехавший за границу Рутенберг обнародовал заявление, где признался в этом преступлении. По его утверждению, ликвидация Гапона проводилась с одобрения ЦК партии эсеров.

Чем же бывший священник не угодил социалистам-революционерам? Рутенберг утверждает, что Гапон предлагал ему за деньги сообщать о своей боевой организации — то есть пытался вербовать его как платного агента. Чтобы быть вне подозрений, Рутенберг привел к Гапону своих товарищей. После недолгой беседы бывший священник был разоблачен и казнен.

Также среди исследований распространено мнение, что Гапона убили сотрудники охранного отделения — из-за того, что он угрожал разоблачением тем, с кем был связан совместной работой.

В советской истории из книги в книгу упорно переходила версия, что Гапона судила и казнила группа рабочих — за то, что он намеренно повел народ под пули. Правда, никаких фактов в ее пользу нигде не приводится.

Наоборот, известно, что в годовщину смерти Гапона на его могиле провели торжественную панихиду, где присутствовали более 100 рабочих, которые поклялись отомстить инженеру Рутенбергу за смерть своего вождя.

Три солнца над городом

И наконец, вопрос, связанный с проявлением мистических сил. По многочисленным свидетельствам очевидцев, 9 января 1905 года в Санкт-Петербурге наблюдалось небесное знамение. Над городом взошли сразу три солнца, а позже небо украсилось необычной для зимы яркой радугой.

По народным поверьям, такое явление предвещает беду. Подобные знаки отмечены в русских летописях и «Слове о полку Игореве».

Неужели природа чувствовала, что события этого дня приведут к массовой гибели людей?

Ваши комментарии

avatar
  Подписка  
Оповещать