Подземный мир Заполярья: что скрывают льды Севера

1066

В преданиях ненцев часто упоминается таинственный народ сиртя, обитавший на полуострове Ямал и в Большеземельской тундре. Исследования этонграфов сейчас всё-таки подтверждают тот факт, что в средние века на территории Крайнего Севера рядом с югрой, самоядью и печерой существовал-таки некий народ, следы которого впоследствии затерялись.

В «Повести временных лет» есть интересный отрывок, в котором рассказывается о том, что югры совершали товарообмен с неким народом, язык которого им был непонятен. «Югра же рекоша отроку моему: дивно мы находихом чюдо, его же несмы слышали преже сих лет…», «…и секут гору, хотяще высечися; и в горе той просечено оконце мало, и туде молвят, и есть не разумети языку их…». Ненецкие легенды рассказывают о народе, образ жизни которых существенно отличался от их собственного, впоследствии этот народ «ушёл под землю». В северных преданиях говорится, что представители народа сиртя (сииртя, сихиртя, сирчи) жили в тундре до тех пор, пока туда не пришли ненцы. У сиртя были белые глаза, маленький рост, и жили они в песчаных сопках.

Заполярье-01

На поверхность земли выходили ночами и в туман, а под землей пасли мамонтов, были отличными мастерами кузнечного дела и хорошими воинами. Такими же характеристиками наделяли и загадочную чудь белоглазуюю, и очень похоже, что сиртя и чудь – в самом деле были одним и тем же народом. Не опираясь исключительно на устные и письменные источники, учёные старались найти вещественные подтверждения существования чуди-сиртя, и найденные археологические памятники севера не разочаровали исследователей. Например, в записях академика И. Лепехина (1805 г., стр. 203), говорится о том, что в Мезенском округе имеется большое количество заброшенных жилищ неведомого народа. Встречаются такие «хижины» вблизи рек и озер, в тундре, но есть и такие, которые сделаны в холмах или горах. Вместо дверей в них — отверстия, а внутри самого помещения находится печь и фрагменты изделий из глины, меди и железа.

В 1837 г. А. Шренк, совершая поездку по Большеземельской тундре, обнаружил в низовье р. Коротаихи «чудские пещеры». Он же записал и предания ненцев о сиртя, которые занимались охотой и рыболовством, а потом скрылись навсегда под нашу планету.

Заполярье-02

Мессионер Вениамин (1855 г.) также упоминает о чудских земляных пещерах, и место, где они находились, самоеды именовали «Сирте-ся». В 30-е годы прошлого века В. Н. Чернецов, будучи на Ямале, собирал предания о сиртя, а также нашёл остатки древней культуры, скорее всего, не принадлежавшей ненцам. Сами ненцы говорили, что сиртя можно было встретить на Северном Ямале ещё 5-6 поколений тому, и ненцы и сиртя даже вступали в браки, а затем они вовсе исчезли.

Заполярье-03

Поклонялись сиртя своим языческим богам, деревянные личины которых, вырезанные из дерева, были найдены в местах их поселений. Сиртя – чудь были аборигенами севера, и, как уже упоминалось, жили на этой территории задолго до прихода ненцев. Однако в истории есть ещё немало белых пятен, и некоторые старинные документы, долго хранившиеся в забвении, коренным образом переворачивают наши устойчивые представления об отношениях разных народов в древности. Один из таких документов – дневник монаха Поликарпа, повествующий о путешествии на Крайний Север с миссионерской целью христиан. К сожалению, оригинал дневника в годы революции был утерян, а вот копия, снятая принцем А. П. Ольденбургским, сохранилась.

Заполярье-04

Сам свиток с повествованием, спрятанный в цисте-сосуде, был найден в Киево-Печёрской Лавре в 1889 г., когда там велись земляные работы.

В нём монах писал о том, как отряд из христиан был послан на север обратить в истинную веру народ чуди, после того, как на Белоозере чудские волхвы лишили жизни женщин, заподозрив их в «ворожбе», (этот случай зафиксирован в Начальной летописи 1071 г.).

Восемь ратных людей и монах Поликарп пошли мимо Белоозера на Север, но по дороге на них напали чудские воины, и уцелевших четырех человек, в числе которых был и монах, взяли в плен. Жилось пленным сносно, вот только чудские волхвы старались склонить христиан на сторону своих богов, убеждая их в его силе. По прошествии некоторого времени люди остановились на берегу «великого моря-окияна».

Заполярье-05

После того, как настала зима и вода замёрзла, уже трех пленных (один отрекся от веры и остался жить с женщиной в поселении) повели далее в полуночный край к капищу Темного Властелина. Везли поклажу, как водится, на собаках. Среди вещей, которые везла чудь, был один ларец к которому христианам нельзя было прикасаться.

Однако Поликарп пишет, что после тяжелого дня похода путников усаживали рядом с этим «ковчегом нечистого», и чудесным образом силы их восстанавливались, а короткого времени для сна вполне хватало, чтобы отдохнуть. Что это был за груз – так и осталось тайной.

Питались люди смесью жира и мяса, а также жевали соленую сушеную траву — видимо, морские водоросли, которыми спасались от цинги. По пути Поликарп и его спутники видели необычное для них зрелище — северное сияние, а на полпути (спустя месяц), остановились у волхвов-отшельников, которые помогали тем путникам, кто шёл к Тёмному властелину. Волхвы занимались рыбной ловлей и охотой на морского зверя (опять — таки наводит на аналогию с сиртя, которые в отличие от оленеводов-ненцев занимались морским промыслом и охотой на диких оленей).

Заполярье-06

Здесь ещё один путник Поликарпа принял чужую веру и остался у волхвов. Спустя почти два месяца произошла долгожданная встреча чуди с Темным Властелином. Оказалось, что Властелин – не человек, а название архипелага, и здесь жили те, кто решил остаться на нём навсегда. Спускаться к острову Поликарпу и его спутникам пришлось по громадной каменной лестнице, ступени в которой были в половину человеческого роста. (Учёные высказали предположение, что громадная лестница некогда была изготовлена расой исполинов, о которой неоднократно упоминается в древнейших мифах разных народов).

Заполярье-07

Хотя спуститься можно было и рядом (собаки спускались именно так), но люди обязательно должны были преодолеть все ступени. Наконец путники оказались у пещеры, вокруг которой на скалах были высечены изображения «гадов и рыб», рядом стояли каменные деревья, с листьями и плодами. Спустившихся в пещеру людей встретили волхвы в белом одеянии, они рассказали, что приходят сюда набираться сил и мудрости, чтобы затем служить народам чуди. Выходить на поверхность никому не запрещается. Также волхвы поведали, что под землёй есть поля и дома, и те, кто решит остаться здесь, породнится с народом Темного Властелина. Последний оставшийся с Поликарпом христианин остался на острове, а верный христианству Поликарп вместе с волхвами пустился в обратный путь.

Заполярье-08

Попытки найти странную землю предпринимались в конце XIX — начале XX вв. В 1889 г. организована русская экспедиция в Заполярье под предводительством барона Э. Толлля. Путешествуя более двух лет, её участники обследовали неизвестные ранее земли, однако таинственного острова обнаружить так и не удалось. Вторая экспедиция, в состав которой снова вошёл Толль, астроном-магнитолог Зиберт и якуты-промышленники, начала свой путь по поискам «теплой земли» в 1902 году. К сожалению, экспедиция пропала. Известно, что барон Толль был вдохновлён идеей отыскать на севере и пропавшую Атлантиду, ведь вполне могло оказаться, что Темный Властелин – остаток древней цивилизации атлантов.

Заполярье-09

Предания о таинственном народе, похожие на описания монаха Поликарпа, встречаются на Русском Севере, и в годы войны немецкое «Аненербе» проявляло удивительно пристальное внимание к подобной теме на этой территории.

Что же касается исчезнувшей Атлантиды, вполне вероятно, что она таки погребена подо льдами Антарктиды.

Подписка
Оповещать
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии