Historylost.ru - Загадки истории Historylost.ru - Загадки истории
Главная Контакты В избранное
Чтение RSS » » » Реальные призраки морей
  • Новости партнеров

    «    Май 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031 
    Октябрь 2015 (18)
    Сентябрь 2015 (11)
    Август 2015 (14)
    Июль 2015 (11)
    Июнь 2015 (8)
    Май 2015 (3)

    Опрос пользователей

    Примерный возраст нашей аудитории. Сколько вам лет?


    Популярное

  • Реальные призраки морей

     Опубликовано: 9 декабря 2008
    Источник информации: Лев Скрябин и по материалам журнала «Техника – молодёжи» №1, 1973 г.
    «В костюме XVII века Летучий Голландец, прислонясь к мачте своего судия, носится по морям, причем встреча с ним предвещает гибель корабля».
    (Из морского словаря).

    «Бывают вещи, слишком невероятные, чтобы в них можно было поверить. Но нет вещей, настолько невероятных, чтобы они не могли произойти».
    (Томас Харди).

    История мореплавания в своих анналах хранит немало драматических происшествий: корабли погибают на мели, идут ко дну в результате столкновения, гибнут из-за пожара и т. д. Судя по статистике, каждый год пропадают без вести около пятнадцати судов.

    Тень «Летучего голландца», веками бороздящего морские просторы то среди суровых арктических льдов, то по безмятежной глади южных морей, нет-нет да и возникает перед ошеломленными моряками...

    «Летучий голландец»! Конечно, это только легенда. Однако не слишком ли много двойников у мифического корабля?

    «Летучий Голландец» №1
    Впервые корабль-призрак появился в 1500 году во время шторма у мыса Торментозы. И был он не голландцем, а чистокровным португальцем. Не пытайтесь отыскать Торментозу даже на самых подробных современных географических картах. Этого названия больше не существует. Зато всем известен мыс Доброй Надежды – выдающийся в море скалистый полуостров на крайнем юге Африканского континента.

    В XV веке, стремясь найти морской путь в Индию, португальские мореплаватели не раз пытались обогнуть Африку с юга. Но им мешали сильные встречные ветры, длительные штормы и господствующие в этих водах туманы.

    Первым взял роковой рубеж португалец Бартоломео Диаш. В августе 1487 года три корабля под его командованием отправились из Лиссабона в заветную «Страну пряностей», как тогда говорили об Индии. Близ 33-го градуса южной широты, у залива Святой Елены, поднялся сильный ветер. Боясь, что суда разобьются о прибрежные скалы, Диаш вывел их в открытый океан. Ветер перешел в шторм, и португальцы потеряли берег из виду. Страшная буря трепала корабли, относя их к югу. Когда океан несколько успокоился, Диаш приказал взять курс на восток. На судах начался ропот: потеряв надежду на спасение, моряки требовали возвращения домой. Но Диаш поклялся «всеми дьяволами», что обогнет этот проклятый мыс…

    Несколько дней корабли шли на восток, но потерянный берег все не показывался. Тогда Диаш повернул корабли на север, и, достигнув, наконец, широкой, открытой бухты, он был вознагражден: берег плавно поворачивал на северо-восток… Его корабли все же миновали «проклятый мыс» и вошли в Индийский океан, который до той поры считался замкнутым морем.

    Измученные долгими скитаниями в океане, его матросы все же взбунтовались и отказались плыть дальше. Диаш вынужден был уступить. Корабли повернули обратно, так и не добравшись до Индии. Идя на запад вдоль южной оконечности Африки, Диаш увидел далеко выступающий в море мыс. В память о пережитом двухнедельном шторме португальский мореход назвал его Кабо Торментозой – мысом Бурь.

    В декабре 1488 года Бартоломео Диаш вернулся в Лиссабон. Король Жуан II, выслушав доклад мореплавателя, приказал переименовать Кабо Торментозу в мыс Доброй Надежды – теперь уже реальной – надежды добраться морским путем до Индии.

    Через десять лет. в 1498 году, это осуществил другой португалец – Васко да Гама. Так же, как и Диашу, ему с большим трудом удалось обогнуть «проклятый мыс». Обласканный королем, Васко да Гама дожил свои дни в величии и славе. Судьба же Бартоломео Диаша оказалась поистине трагичной.

    По возвращении в Лиссабон его спутники шепотом рассказывали о своем несчастном плавании. На набережных порта распространился слух, что Диаш проклят Богом и обречен навечно плавать у Торментозы. Не прошло и двух лет, как эти слухи «материализовались». 29 мая 1500 года, во время очередной экспедиции, корабль Бартоломео Диаша пропал без вести у мыса Бурь… Гибель Диаша в воображении людей превращается в «исполнение воли Божьей».

    Возвращающиеся из Индии португальские моряки клянутся, что видели во время шторма у мыса Доброй Надежды его судно. Так появляется первый в истории корабль-призрак…

    «Голландцы» Голландии и других стран
    Из испанского вице-королевства Перу, из порта Кальяо плыл на корабле в Барселону молодой дон Сандовалле. Юноша возвращался домой с красавицей невестой и грудой золота. Команда корабля, не устояв перед искушением, убила молодую пару и завладела сокровищами. За столь тяжкое преступление Всевышний превратил членов экипажа в призраков, а судно – в вечного скитальца океана. Время от времени оно появляется в устье реки Ла-Платы.

    Таков испанский вариант легенды.

    По индийской версии того же времени кораблем-призраком командовал легендарный британец Бернард Фокк – отчаянный и беззаботный моряк. Укрепив мачты и реи своего корабля железом и увеличив в несколько раз площадь парусов, Фокк стал совершать изумительно быстрые переходы из Англии в Индию. Как правило, его корабль отдавал якорь в Бомбее на девяностый день плавания. За такие невероятные рейсы британец был якобы проклят дьяволом и в наказание обречен вечно плавать в океане между мысом Доброй Надежды и мысом Горн.

    Германские моряки были уверены: печальная участь ожидает всякого, кто встретит в Северном море корабль грешников «Либера нос». На черных его мачтах вздуты черные паруса с изображениями человеческих черепов. На корме за штурвалом стоит скелет – злой дух, правящий кораблем. Каждый грешник пребывает в одной должности по сто лет. поднимаясь по ступенькам судовой иерархии до чина капитана за тысячелетие.

    В Нидерландах легенда появилась во второй половине XVII века, причем сразу в трех вариантах. По первому – некий Фалькенбург, богатый и знатный купец, накануне свадьбы своего брата убил невесту и жениха. Мучимый угрызениями совести, Фалькенбург очутился на берегу моря. Тут подошла лодка с гребцом, который произнес: «Жду тебя». Лодка доставила убийцу-купца к борту странного корабля, на котором не было ни души. Как только Фалькенбург взошел на палубу, он поплыл в сторону Северного моря. С тех пор серый корабль под красными парусами блуждает там, никогда не заходя в порт.

    Во второй легенде капитаном парусника был Ван Страатен – смелый моряк, не верующий ни в Бога, ни в черта. Он вышел в море в страстную пятницу и поклялся, пробиваясь сквозь встречный шторм, обогнуть мыс Горн. За эти деяния он был осужден плавать в океане до страшного суда. Когда Ван Страатен встречает в океане другое судно, то приказывает своим матросам спускать на воду шлюпку и, подойдя к кораблю, просит принять пачку писем. Все они адресованы людям, которых уже давно нет в живых. В таких случаях рекомендовалось немедленно взять письма и прибить их к грот-мачте. Особенную осторожность следовало соблюдать, если на корабле нет Библии. А тех, кто посмеет прочитать эти письма, ждет неминуемое кораблекрушение.

    Третьего «Летучего голландца» звали Ван дер Декен. Он также поклялся при встречном шторме обогнуть мыс Горн. Много дней подряд ревели стихии. Команда роптала, а капитан спокойно курил трубку и пил пиво. Тех, кто пытался воспрепятствовать его затее. Ван дер Декен швырял за борт. Но вот на палубу корабля опустился святой дух. Капитан-безбожник выстрелил в него из пистолета, но ранил себя. Ван дер Декен стал злым духом моряков, был осужден на бессрочное плавание в бушующем океане. Появление его корабля предвещало шторм и кораблекрушение.

    Подобных легенд о «Летучем голландце» великое множество. Они отличаются одна от другой не только именами капитанов, но и причиной проклятья, которое на них обрушилось: то это клятва обогнуть мыс против ветра, то убийство ради богатства, то волшебство, то иной грех.

    Страшная находка
    В далекие времена парусного флота среди снежных торосистых равнин и айсбергов, под тусклым небом Арктики странствовали полярные «Летучие голландцы». Обледенелые, в саване туманов, бороздили они ледяной простор по воле ветров и течений. Целыми десятилетиями дрейфовали иногда в белых пустынях вмерзшие в лед суда. Эскимосам-охотникам, китобоям и полярным исследователям не раз случалось видеть в морозной мгле их призрачные контуры.

    Первыми, кто встретился с «Летучим голландцем» в Арктике, были китобои с английского корабля «Гренландия». В августе 1775 года капитан Уарренс в погоне за стадом китов привел свое судно на 77-ю параллель в заливе Баффина. Пути вперед не было – море закрылось тяжелыми льдинами и множеством огромных айсбергов. Капитан Уарренс приказал лечь на обратный курс. «Гренландия» стала медленно разворачиваться. Но неожиданно ветер стих и паруса безжизненно повисли на реях. Ветер задул только к вечеру второго дня, а к ночи перешел в шторм. Льдины со скрежетом наползали одна на другую, стоял ужасный грохот, Под утро пришли в движение и айсберги, они гулко сталкивались и переворачивались, кроша лед. В полдень стихла пурга, из-за уходящих туч
    выскользнуло бледное полярное солнце.

    Вдруг все увидели, что над одним из айсбергов плавно движутся верхушки трех мачт с раздутыми парусами. «Неужели здесь, кроме нас, есть еще судно? Кто еще осмелился забрести так далеко?» – недоумевали моряки. А мачты продолжали двигаться. Вот из-за айсберга показался бушприт, потом фигура богини, украшающая нос корабля, потом и сам корабль… Китобоям сразу же бросилось в глаза, как странно развернуты реи незнакомца, как неестественно поставлены паруса.

    – «Голландец»! – с ужасом закричали моряки.

    Уже кто-то из гарпунеров начал читать молитву, кто-то побежал в кубрик за Библией. Между тем неизвестный корабль ударился килем о подводную кромку плывшего перед ним айсберга. От толчка рухнула и упала за борт его фок-мачта. Судно остановилось в двухстах метрах от «Гренландии».

    – Это не «Голландец»! – воскликнул капитан китобойца. – Они терпят бедствие, им нужна помощь. Четверо гребцов – за мной!

    Вскоре на воду спустили вельбот, и Уарренс с матросами направились к странному кораблю. Приблизившись, они увидели, что корпус парусника сильно поврежден льдинами и обветшал, Тщетно пытался капитан Уарренс прочесть на корме название корабля: буквы выцвели и стерлись. Палуба, покрытая толстым слоем льда и снега, была пуста.

    – Эй, есть тут живые души? – крикнул капитан.

    Звук его голоса поглотила тягучая тишина. Поднимаясь с кормы на палубу, капитан заглянул в иллюминатор каюты и увидел сидящего за столом человека. Из-за плохого освещения ничего больше разобрать было нельзя. Открыв люк, китобои вошли внутрь корабля и направились туда, где капитан увидел человека. В салоне корабля их глазам предстала страшная картина. За столом сидел мертвец с зеленым лицом и провалившимися глазами. Его руки лежали на раскрытом судовом журнале. На недописанной странице моряки прочитали английский текст: «14 ноября 1762 года. Семнадцатый день мы зажаты в этих льдах. Вчера погас огонь. Наш капитан безуспешно пытается разжечь его. Сегодня утром скончалась его жена. Спасения нет…».

    Не говоря ни слова, Уарренс и матросы направились в каюту капитана. На кровати лежала женщина. Ее лицо хорошо сохранилось, лишь по неестественному положению тела можно было понять, что она мертва. Возле нее на полу сидел заледенелый капитан. В одной руке он все еще держал кресало, в другой – кремень. На баке и в кубрике китобои обнаружили еще несколько тел.

    Заглянули в кладовую – ящики, бочки и полки были пусты. Ужас охватил китобоев, они хотели немедленно вернуться на «Гренландию». Уарренсу удалось незаметно от них взять часть вахтенного журнала, который буквально рассыпался в его руках. Когда «Гренландия» вернулась в Англию, Уарренс сообщил о страшной встрече в Арктике лордам Адмиралтейства. По остаткам журнала так и не удалось установить название и порт приписки неведомого корабля, тринадцать лет странствовавшего по арктическим морям.

    «Корабли чумы»
    В XVI-XVIII веках санитарное состояние судов было крайне низким. Трудно сказать, что наносило больший урон мореплаванию – эпидемии или кораблекрушения. Британское Адмиралтейство ввело суровые законы против «кораблей чумы». Начиная с 1701 года, ни одно судно не могло войти в английский порт без карантина. Если после специального досмотра оказывалось, что на корабле есть заболевший чумой, капитан должен был немедленно выйти в открытое море. Эти законы соблюдались с твердостью, которая порой граничила с жестокостью.

    В 1730 году в Смирне вспыхнула эпидемия чумы. Корабли «развезли» ее чуть ли не по всем портам Средиземного моря. В Лондоне стало известно, что из Мессины к берегам Англии направляется «чумное» голландское судно. Когда оно подошло к Плимуту, навстречу вышла английская эскадра и дала залп. Получив несколько пробоин, несчастный корабль вынужден был уйти в Атлантику.

    Известна трагическая история другого голландского судна, которое в 1773 году зашло в один из средиземноморских портов, чтобы пополнить запасы воды и провизии. Когда корабль уже был на рейде, портовые власти узнали, что на его борту от чумы умерли капитан и четырнадцать матросов. Судну приказали немедленно выйти в море. Оно взяло курс на Тунис. Но весть о страшном «голландце» уже разнеслась по всему Средиземноморью. Тунисский порт оказался для него тоже закрытым, Тщетными оказались и попытки 23 оставшихся в живых моряков войти в Неаполитанский залив. Отверженное судно не подпускали на пушечный выстрел. Особенно боялись его французы, у которых еще свежо было воспоминание о том, как полвека назад от чумы, занесенной каким-то кораблем, умерла половина жителей Марселя.

    Без воды, без пищи один за другим погибали голландские моряки на борту обреченного судна. Наконец оно вышло в Атлантический океан. Впоследствии «чумной корабль» не раз встречали у Азорских островов. Никем не управляемый, он несся под всеми парусами к неотвратимой судьбе корабля-призрака.

    В XVII-XVIII веках таких случаев было немало. Из «Летучих голландцев» можно было составить целый флот.

    Без руля и без ветрил
    Шло время. Наступила эра паровых судов. Но моряки конца XIX века не хотели расставаться с красивой легендой о «Летучем голландце».

    Корабль-призрак не раз видели в океане. Видели, как он появляется в снежных вихрях или выступает из тумана, выплывает сумрачной тенью из-за искрящейся на солнце громады айсберга или возникает из впадины между двумя огромными волнами.

    «11 июля 1881 года близ Сиднея в 4 часа утра мимо нас несся «Летучий голландец». Мы увидели странный красный свет, призрачно освещающий корабль. При этом свете совершенно ясно вырисовывались мачты и паруса брига, находящегося от нас в одном кабельтове. Когда он приблизился, мы окликнули его. Его видел также вахтенный офицер со шканцев и один из кадетов. Но когда тот побежал на бак нашего корабля, бриг вдруг исчез. Море было спокойно, ночь – светлая. Тринадцать человек видели бриг. Матрос, первым заметивший «Летучего голландца», сегодня упал с реи и разбился насмерть, потом случилось несчастье и с адмиралом». Это выписка из вахтенного журнала английского военного корабля «Бакхант». Сделана она рукой английского короля Георга V, когда он, будучи еще кадетом, проходил на корабле морскую практику.

    Нет никакого сомнения, что моряки «Бакханта» встретились с вполне реальным кораблем, который по стечению обстоятельств обезлюдел и стал неуправляемым.

    История мореплавания XIX и даже XX века насчитывает сотни случаев, когда командиры кораблей заносили в вахтенные журналы и рейсовые донесения сообщения о встрече с «Летучим голландцем».

    В январе 1890 года английский трехмачтовый корабль «Марлбороу», имея на борту 23 моряка, несколько пассажиров, груз с овечьей шерстью и мороженой бараниной, совершал под командованием известного капитана Харда очередное плавание из Новой Зеландии в Англию. В порт назначения судно не пришло. Последний раз парусник видели с борта английского парохода у мыса Горн.

    Расследование не пролило свет на обстоятельство его гибели. Через четверть века «Марлбороу» нашелся. Он появился под парусами около Огненной Земли. Моряки одного английского барка, заметившие «Марлбороу», единогласно утверждали: корабль шел с попутным ветром, неся часть парусов.

    На палубе все оставалось на своих местах, однако рангоут, такелаж и паруса были покрыты каким-то странным зеленоватым налетом, напоминавшим плесень. Когда моряки ступили на палубу «Марлбороу», доски стали проваливаться под их ногами. В жилых помещениях, в кают-компании, на палубе лежали прикрытые лохмотьями скелеты. Судовой журнал заплесневел, и текст в нем прочитать не удалось. Погода неожиданно испортилась, и капитан приказал спешно покинуть мертвое судно.

    По возвращении в Англию Хард представил Адмиралтейству и страховому обществу Ллойда подробнейший отчет о своей необычной находке. Несмотря на подписи свидетелей, его текст вызвал среди экспертов недоумение. Известно, что в районе мыса Горн около трехсот дней в году свирепствуют страшные штормы, когда волны с яростью разбиваются о неприступные скалы и рифы. Как же объяснить, что «Марлбороу» остался цел?

    Осталась загадкой и гибель людей на «Марлбороу». Может быть, моряки умерли от какой-нибудь страшной болезни? Но вспышка эпидемии наверняка собрала бы людей вместе. Отпадала и версия отравления, так как члены экипажа питаются в разное время. Одним словом, в Англии так и не раскрыли тайну «Марлбороу» – одного из «Летучих голландцев» мыса Горн, и он навеки вошел в морскую антологию таинственных происшествий.

    В 1829 году в Британском соединенном королевстве было зарегистрировано 18.823 парусных судна общей вместимостью свыше 2 миллионов тонн. За этот год погибло 1.305 судов – около 7 процентов!

    В 1881 году, по данным госдепартамента США, погибло 2.193 судна. Из них 1.108 – на мели, 550 – в открытом море, 229 сгорело, 205 затонуло в результате столкновений, а 101 пропало без вести.

    Однако покинутые суда тонули далеко не всегда, особенно загруженные деревом или каким-либо другим нетонущим материалом. Приливы, волны, течения сталкивали парусники с рифов на глубокую воду, и они, несмотря на заполненные водой трюмы, продолжали плавание, но уже без людей, которые давно забыли о них.

    Так начинались длительные скитания, потрясающие одиссеи «без руля и без ветрил»…

    13 марта 1888 года экипаж американской четырехмачтовой шхуны «Вильям Уайт» после тщетных попыток остановить сильную течь в трюме покинул судно недалеко от острова Лонг-Айленд. Однако шхуна не затонула и продолжала плавать в Северной Атлантике, близ восточного побережья США. «Вильям Уайт» неоднократно видели с проходящих мимо судов. На гафеле судна все еще развевался сигнал бедствия – перевернутый флаг, и многие капитаны, введенные в заблуждение, посылали к судну спасательные партии. Свыше десяти месяцев плавала шхуна в океане, пока 29 января 1889 года не оказалась на камнях острова Льюис (в группе Гебридских островов). К этому времени за кормой у нее осталось пять тысяч миль.

    А вот другой пример. В начале 1895 года английский парусник «Альма Каммингс», груженный лесом, попал у восточного побережья Северной Америки в жестокий шторм и потерял все три мачты. Экипаж был подобран проходившим мимо пароходом. Когда команда отошла от шхуны на шлюпке, никто не сомневался, что минуты «Альмы Каммингс» сочтены: судно уже полностью скрылось в волнах. Но прошло несколько недель, и капитан одного брига сообщил английским властям, что видел в Атлантике шхуну без мачт, на носу которой виднелась надпись: «Альма Каммингс».

    Подобные сообщения стали поступать все чаще и чаще. Сомнений не оставалось – парусник не затонул. Сначала его несло течением Гольфстрим, потом – Северным экваториальным течением. Любой корабль, столкнувшись в тумане с тяжело груженным «слепым» парусником, мог пойти ко дну. Чтобы устранить опасность, «Альму Каммингс» неоднократно пытались уничтожить, поджигая ее корпус, но безуспешно – судно не хотело умирать. Летом 1896 года, после полутора лет странствий, парусник, подхваченный Карибским течением, был прибит к берегу Панамского перешейка. Местные жители-индейцы разобрали «Альму Каммингс» по частям.

    Все рекорды побила американская промысловая шхуна «Стар», которая совершила поистине классический кругосветный дрейф без экипажа. 1 июня 1893 года шхуна (с тринадцатью членами экипажа, с грузом леса и пушнины) покинула Алеутские острова и взяла курс на Гавайи. В Тихом океане, у острова Мидуэй, она ударилась днищем о подводный риф и оказалась на камнях.

    Команда покинула обреченное судно на шлюпках и вскоре была спасена английским барком «Эклефехан». Не прошло и месяца, как капитан американского парусника «Дун», прибыв в Сан-Франциско и узнав о гибели «Стар», заявил, что видел ее, идущую под всеми парусами в семидесяти милях к северу от Мидуэя. Этому сообщению американские чиновники поверили лишь спустя четыре месяца, когда опять услышали на этот раз о шхуне от капитана английского судна, который обнаружил ее в четырехстах милях к западу от Сан-Франциско. Шхуна стремительно пронеслась по правому борту и скрылась за горизонтом. Палуба Стар» была пустынной.

    Потом пришло сообщение с острова Фаннинг – в начале октября 1893 года «Стар» видел смотритель маяка. Никто не хотел верить, что никем не управляемое судно, однажды «погибшее на рифах», благополучно продолжает плавать. Американцы, потрясенные столь невероятным событием, не пожалели денег на поимку беглянки, которая стала к тому времени легендой, Однако поиски ничего не дали. Через четыре месяца норвежский капитан опять обнаружил таинственный парусник у острова Халл (группа островов Феникс). После этого целых четыре года о шхуне не было ни слуху ни духу. И вдруг – о чудо! – в августе 1896 года злополучную «Стар» нашли на тех же рифах острова Мидуэй, где ее бросила команда…

    Но не всегда «Летучим голландцам» удавалось беспрепятственно «разгуливать» в океане. Многие корабли-призраки подстерегала западня.

    На протяжении четырех веков среди мореплавателей всех стран бытовало поверье о страшном Саргассовом море – ловушке кораблей в Северной Атлантике. Говорили, что это море, без ветров и течений, заросшее густыми подводными растениями, как гидра, удерживает попавший в него корабль. Будто бы за многие века цепкие водоросли поглотили тысячи кораблей, и рядом с острогрудыми челнами викингов и римскими триремами лежат на дне испанские каравеллы и английские бриги, которые придавлены грудами затонувших барков и пароходов.

    Вплоть до 1925 года считали, что проникнуть в центральную часть Саргассова моря невозможно: водоросли, намотавшись на винт судна, остановят его. Наконец ученые определили, что здешние морские растения абсолютно безобидны. Они настолько тонки и хрупки, что ни один корабль не станет их пленником.

    И все же это море – ловушка, но только для неуправляемых кораблей. Достаточно такому судну попасть в местное замкнутое течение, движущееся по часовой стрелке, как ему обеспечены долгие годы бесцельных странствий.

    В 1884 году в «Море водорослей» нашли настолько старый корабль, что никто не мог даже определить, в каком веке его построили. Поразмыслив, убеленные сединами моряки решили: эта развалина, загруженная пробкой, – одно из древних голландских судов.

    15 октября 1891 года полузатопленная американская шхуна «Фенни Уолстен» была брошена командой в районе мыса Гаттерас. Подхваченная мощным потоком, она почти целый год продвигалась на восток со средней скоростью тридцать шесть миль в сутки. Затем шхуна попала в Саргассово море, Здесь она прошла более восьми тысяч миль. За эти три года ее встречали сорок шесть раз, что позволило достаточно точно вычертить схему дрейфа. В последний раз шхуну видели 21 октября 1895 года, когда она вырвалась из плена Саргассова моря на просторы Атлантики…

    Шесть месяцев провел в объятиях замкнутого течения английский бриг «Полли». Любопытно, что, когда через полгода его обнаружили, на борту нашли живого моряка. 

    Парусники-призраки в Саргассовом море уже давно перевелись. После второй мировой войны здесь еще плавали по замкнутой кривой «летучие» спасательные шлюпки и плоты с торпедированных судов. Но после того как и их повылавливали, стихия заносит сюда только сорванные штормом буи, ограждающие мели восточного побережья Америки…

    Несмотря на почти мистический ужас, внушаемый «Летучими голландцами» некоторые капитаны-смельчаки отваживались заарканить корабли-скитальцы, чтобы получить вознаграждение.

    Удивительна судьба английского клипера «Арно». В декабре 1894 года этот великолепный парусник вышел из Нью-Йорка в Ливерпуль. В открытом море начался шторм, но капитан в погоне за скоростью слишком долго не убирал паруса. Налетевший шквал положил парусник на борт и сорвал люковые крышки – стало заливать трюмы. На счастье, поблизости проходил итальянский корабль «Этрурия»: его спасательная шлюпка подобрала погибающих моряков клипера. До рассвета следующего дня пароход находился рядом с тонущим парусником. Когда шторм стих, итальянские моряки перебрались на «Арно» и, поняв, что его уже ничто не спасет, пробили в борту отверстие. «Этрурия» легла на свой прежний курс. А через несколько дней, когда океан был спокойным и ярко светило зимнее солнце, с мостика английского парохода «Пайнер Пойнт» заметили лежащее на борту парусное судно. Это был «Арно».

    Английские моряки поднялись на его борт, внимательно осмотрели и решили спасти. За два дня им удалось срубить мачты клипера, заделать пробоины и поставить судно в нормальное положение. Спустя две недели, «Арно» благополучно привели на буксире в Куинстаун.

    В конце прошлого века, когда пароходы окончательно захватили монополию на мировых торговых путях и владельцы парусного флота выжимали из своих обветшалых кораблей последний фрахт, число «Летучих голладцев» резко увеличилось. На оживленных океанских трассах слонялись десятки полузатопленных, обгоревших, разбитых корпусов бригов, шхун, баркентин, барков, клиперов. Английское страховое общество «Ллойд» подсчитало, что лишь с 1828 по 1893 год поступило почти две тысячи официальных рапортов о встрече с «Летучими голландцами». Беспризорные корабли стали бичом морских дорог. Катастрофы учащались, и наконец в Америке в период президентства Кливленда была созвана международная конференция.

    Члены конференции – представители Великобритании. Германии, Франции и всех Скандинавских стран – пришли к единодушному мнению: «С «Летучими голландцами» необходимо вести войну! Их нужно уничтожать!»

    И вот для потопления покинутых парусников в Атлантику снаряжаются эскадры военных кораблей. Начинается охота за призраками. Броненосцы и крейсеры день и ночь утюжат океанские просторы, обнаруживают беспризорные суда, корабли-призраки, посылают на них подрывные партии, жгут, расстреливают из орудий.

    Но разделаться с призраком порою бывало не так-то легко. Американский крейсер «Сан-Франциско» повстречал в океане полузатопленную шхуну без мачт, загруженную орегонской сосной. Подрывная партия, высадившаяся на борт этого «Голландца», заложила восемь зарядов пироксилина по 34 фунта каждый. Прогремел взрыв – в воздух взлетели деревянные обломки, бревна, щепки. Но шхуна продолжала держаться на плаву, не осев ни на фут. Не желая тратить взрывчатку, командир «Сан-Франциско» приказал дать полный вперед. Мощный крейсер с глухим треском вклинился в тело «Летучего голландца», и через несколько минут злополучное судно исчезло в пучине.

    «Летучие голландцы» держались стойко до последнего времени. За один только 1930 год военный флот США уничтожил, ни много ни мало, 267 «Летучих голландцев»! И сейчас нет-нет да и появится сообщение о встрече в океане с кораблями-призраками… Но об этом в другой раз.

    Призраки морей

    «Сибёрд»
    Июльским утром 1850 года жители поселка Истонс-Бич на берегу штата Род-Айленд с удивлением увидели, что со стороны моря под всеми парусами к берегу идет парусное судно. На мелководье оно остановилось. Когда люди поднялись на борт, они обнаружили, что на камбузной плите кипит кофе, в салоне на столе расставлены тарелки. Но единственным живым существом на борту оказалась дрожащая от страха собака, забившаяся в угол одной из кают. Ни одного человека на судне не было.

    Груз, навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы – все было на месте. Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон» (этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Истонс-Бича).

    Было известно, что «Сибёрд» совершал плавание с грузом древесины и кофе с острова Гондурас. Однако и самое тщательное расследование, проведенное американцами, не раскрыло причины исчезновения с парусника его экипажа.

    Куда же пропали люди?

    «Мария Целеста»
    В полдень 4 декабря 1872 года с английского брига «Дея Грация», находившегося в 600 милях к западу от Гибралтара, заметили парусное судно «Мария Целеста». Корабль то приводился к ветру, то снова уваливался, совершая замысловатые зигзаги. Опытному глазу было видно, что судном никто не управляет.

    Вскоре на борт бригантины поднялись моряки с «Деи Грации». На палубе не было ни души. Ветер завывал в порванных снастях фок-мачты, изодранные паруса с треском ударялись о мачту и реи. Спасательной шлюпки на кильблоках не было.

    На столе капитанской каюты покоились карты, лоции, книги. Краткая запись в вахтенном журнале гласила, что судно благополучно достигло почти той точки, где его заметили с «Деи Грации».

    Вскоре выяснилось, что отсутствуют хронометр, секстант и таблица склонения солнца, а судовой компас валяется разбитым в углу каюты. В ящике стола нашли значительную сумму денег, шкатулку с женскими украшениями, На бригантине, несомненно, находилась женщина: в соседней каюте была найдена швейная машина, на которой лежала недошитая детская рубашка. Осмотр матросского кубрика ввел моряков в еще большее недоумение. Койки были аккуратно убраны, все рундуки целы, а на столе лежали… недокуренные трубки!

    На камбузе нашли большой запас пресной воды, муку, солонину, картофель, овощи, недавно испеченный хлеб…

    В трюме моряки увидели ровные ряды деревянных бочек – их насчитали ровно 1700. В бочках был спирт.

    «Эбий Эсс Харт»
    В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта германского парохода «Пиккубен» заметили трехмачтовый барк «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда немецкие моряки высадились на палубу парусника, то увидели, что все 38 человек экипажа были мертвы, а капитан сошел с ума.

    «Фрейя»
    3 октября 1902 года германский четырехмачтовый барк «Фрейя» вышел из мексиканского порта Мансанильо. Через 17 дней его обнаружили полузатопленным, с сильным креном на левый борт. Стеньги мачт парусника были сломаны, команда отсутствовала. Никаких штормов у западного побережья Мексики в это время не отмечалось. Причины исчезновения экипажа так и остались невыясненными.

    «Керрол Диринг»
    В восемь часов десять минут 31 января 1921 года маячный смотритель с мыса Гаттерас заметил большую пятимачтовую шхуну. Она сидела на внешней кромке отмели Даймонд Шоалз. Все ее паруса были убраны, спасательные шлюпки исчезли. Когда буксир высадил на «Керрол Диринг» аварийную партию, выяснилось, что на шхуне никого нет. Груз, личные вещи команды и запасы провизии были целы. Но вахтенный журнал, хронометр, секстанты отсутствовали. Судовой компас и часть навигационных приборов были разбиты, рулевое управление выведено из строя. Причины исчезновения капитана и девяти моряков объяснить не удалось. Единственным живым существом, обнаруженным на шхуне, был судовой кот.

    «Уранг Медан»
    В феврале 1948 года торговые суда, находящиеся в районе Малаккского пролива близ острова Суматра, приняли по радио сигнал бедствия: «SOS! Теплоход «Уранг Медан». Судно продолжает следовать своим курсом. Может быть, уже умерли все члены нашего экипажа». Далее шел набор бессвязных точек и тире, но в конце радиограммы ясно значилось: «Я умираю».

    Вскоре голландский корабль «Уранг Медан» был обнаружен английскими моряками. Вся его команда была мертва. На лицах умерших застыло выражение ужаса.

    Англичане хотели отбуксировать судно в ближайший порт, но неожиданно в его трюме вспыхнул пожар.

    Через несколько минут над просторами Индийского океана прогремел чудовищной силы взрыв. Разломившись пополам, «Уранг Медан», охваченный густыми клубами дыма. скрылся в пучине.

    «Холчу»
    В феврале 1953 года моряки английского судна «Рэни», находясь в двухстах милях от Никобарских островов, обнаружили в океане небольшой грузовой теплоход «Холчу». Корабль был поврежден стихией, его мачта сломана. Хотя спасательные шлюпки и оказались на своих местах, команда отсутствовала. В трюмах находился груз риса. в бункерах – полный запас топлива и воды. Куда исчезли пять членов его экипажа, до сих пор остается загадкой.

    Неразгаданное можно разгадать
    Статью Л. Скрягина комментирует капитан дальнего плавания А. Бочек.

    Что ж, происшествий, не находящих себе, казалось бы, никакого объяснения, за всю историю морского флота накопилось порядочно. Впрочем, так ли уж они необъяснимы?

    Взять хотя бы случай с «Марией Целестой».

    Реальные призраки морейСередина XIX столетия – расцвет парусного флота многих стран Европы и Америки. Безжалостно эксплуатируя моряков, судовладельцы заставляли их работать по 14-16 часов в сутки. Плохое питание, отвратительные бытовые условия, рукоприкладство нередко доводили команды до бунта, что, по-видимому, и произошло на «Марии Целесте». Учинив расправу над капитаном и не имея возможности остаться на судне, команда в страхе перед наказанием бросила корабль, а сама попыталась на какой-нибудь спасательной шлюпке добраться до берега.
     
    На карте: 1. Точка координат 38°20' с.ш. - 17°37' з.д., где 4 декабря 1872 года бриг «Дея Грация встретил «Марию Целесту». 2. В этой точке 36°57' с.ш. - 27°20' з.д. в вахтенном журнале «Марии Целесты» была сделана последняя запись. 3. Здесь вахтенный штурман «Марии Целесты» взял пеленг острова «Санта Мария» и сделал соответствующую запись на грифельной доске. 4. Комиссия, разбиравшая дело, пришла к выводу, что люди с «Марии Целесты» исчезли во время плавания от точки №3 до точки №4.
     
    На первый взгляд кажется неподдающейся разгадке и таинственная гибель «Сибёрда». Но кто был заинтересован в исчезновении экипажа и гибели судна? Конечно же, судовладелец, особенно, если бриг «Сибёрд» был старым и нерентабельным. Страховая премия – вот что, по-видимому, соблазнило капитана решиться инсценировать трагедию.

    Утопить судно, груженное лесом и кофе, практически невозможно. Для получения страхового возмещения экипажу необходимо было бесследно исчезнуть, а судну таинственно выйти на берег.

    Труднее всего объяснить случай с барком «Эбий Эсс Харт». Смерть всего экипажа, за исключением капитана, почти невероятное событие.

    В 1909 году я находился в группе курсантов, производящих опись островов Амурского лимана. С нами работал плотник, человек лет под шестьдесят, эстонец по национальности, очень мрачный, угрюмый и необщительный.

    Мы знали, что этот человек долго находился на каторге, и относились к нему тактично и приветливо Это его смягчило, и однажды, сидя у костра, он разговорился.

    ...Трагедия произошла в семидесятые годы прошлого столетия. В 15 лет плотник поступил юнгой на парусное судно, плававшее на Балтике.

    Тогда на судах существовал гнусный обычай. Экипаж обычно избирал кого-либо из команды для злых шуток и насмешек, а нередко и для побоев. И если этот человек не мог отстоять своего достоинства кулаками, его доводили до самого крайнего отчаяния.

    Так и произошло с плотником. Не имея возможности из-за нужды уйти с работы, юнга решил отомстить своим обидчикам, пойдя на преступление. Он отравил весь экипаж и сам съехал на шлюпке на берег. Суд приговорил его к длительной ссылке на Сахалин.

    Не исключено, что нечто подобное могло случиться и на барке «Эбий Эсс Харт». Капитан барка мог избежать общей участи, так как, возможно, он не принимал участия в травле человека, пошедшего на убийство экипажа. А пребывание в море с мертвым экипажем на борту могло привести его со временем к сумасшествию.
     
    А вот в происшествии с немецким барком «Фрейя» нет ничего таинственного. Хотя по метеосводкам и не было сильных ветров, сам факт потери мачт, крен корабля говорят за то, что судно подверглось жестокому шквалу и, оказавшись беспомощным, было унесено в открытый океан. Радиосвязи в то время еще не существовало, а встретить тогда вдали от берегов Америки какое-либо судно не было почти никаких шансов. Поэтому было принято решение оставить судно и попытаться добраться до берега на шлюпках...

    Совершенно объясним и случай с американской шхуной «Керрол Диринг». Судно имело косое вооружение, паруса легко можно было убрать за короткий срок. Но посадка судна на отмель в открытом океане очень опасна, поэтому экипаж с такой поспешностью и оставил шхуну. В таких случаях командование судна берет с собою вахтенный журнал для своего оправдания и. конечно, секстант и хронометр для определения своего места в море.

    То, что судовой компас и рулевое управление оказались поврежденными, верный признак того, что шхуна подвергалась ударам океанской зыби.

    В районе мыса Гаттерас существует сильное постоянное течение на северо-запад. Если в это время дул ветер с берега, шлюпки со шхуны были унесены течением в открытый океан, где они и могли погибнуть.

    Очень мрачно выглядит гибель голландского парохода «Уранг Медан». Но здесь меньше всего тайн. Пароход был загружен ядовитыми химическими веществами, легко воспламеняющимися, а возможно, и смешанными с долей взрывчатки. Этот груз, по-видимому, не был герметически укупорен и начал проницать в виде газа в жилые и служебные помещения, в результате чего произошла гибель людей, а затем – от взрыва – и судна.

    Таким образом, почти все эти таинственные и ужасные происшествия могут найти вполне реальные объяснения.

    Грозное безмолвие инфразвука
    Иначе объясняют таинственные происшествия на море аспиранты Ленинградского гидрометеорологического института Владимир Псаломщиков, Иван Степанюк и инженер Татьяна Большакова.

    Случаи, описанные Л. Скрягиным, свидетельствуют о наличии какого-то явления, характеризующегося следующими обстоятельствами: с корабля, еще способного продолжать плавание, внезапно исчезают вся без исключения команда и пассажиры. Ни один из исчезнувших людей не остается в живых.

    «Нечто заставляет людей исчезать в течение нескольких, буквально считанных минут, ибо до этого все были заняты своими делами, не подозревая об опасности. Однако даже имеющиеся в нашем распоряжении скудные факты позволяют обнаружить следующие три закономерности:

    1. действие явления строго локализировано морским бассейном;

    2. почти все случаи произошли в ясную, сравнительно спокойную погоду;

    3. большинство случаев произошло в зимнее (для данного полушария) время.

    В начале тридцатых годов в одном театре ставилась пьеса, действие которой в середине неожиданно переносилось назад лет на триста. Чтобы усилить психологическое воздействие на зрителей и как-то изобразить «тяжелую поступь веков», режиссер обратился за помощью к известному физику Роберту Вуду. Тот предложил применить обыкновенную органную трубу, но только таких размеров, чтобы излучался не слышимый обычным человеческим ухом инфразвук.

    Эффект превзошел все ожидания. Когда заработала труба, зрителей охватила паника, и они бросились вон из театра. Им показалось, что началось землетрясение, и здание вот-вот рухнет. Паника охватила также жителей соседних домов.

    Известно, что при зарождении в океане шторма на берегу резко ухудшается состояние больных, возрастает число самоубийств и дорожных происшествий. Виновник – инфразвук.

    В 1935 году академик Шулейкин выступил с теорией возникновения инфразвуковых колебаний в океане. При штормах и сильных ветрах над поверхностью моря происходит срыв потока на гребнях волн. В воздухе возникают не только поперечные колебания, но и продольные. При скорости ветра в 20 метров в секунду мощность «голоса моря» может достигать 3 Ватт с каждого метра фронта волны. Сравнительно небольшой шторм генерирует инфразвук мощностью в десятки киловатт! Основное излучение инфразвука идет приблизительно в диапазоне 6 Герц. Опыты показали весьма слабое рассеяние инфразвука с расстоянием. В принципе он может распространяться без значительного ослабления на сотни и тысячи километров как в воздухе, так и в воде, причем скорость водяной волны в несколько раз превышает скорость воздушной.

    В последнее время в печати появились сообщения об опытах профессора Гавро. Были представлены новые факты биологической активности инфразвука. Гавро предположил, что причина этого явления – совпадение частот инфразвука и альфа-ритма головного мозга. Инфразвуки определенных частот могут вызвать у человека ощущение усталости, тоски, морской болезни, привести к потере зрения и даже смерти:

    «…Инфразвук с частотой 7 Герц смертелен для человека… можно остановить сердце, соответствующим образом подобрав фазу инфразвука…»

    Итак, в море генерируются мощные инфразвуковые колебания с частотой в среднем 6 Герц, а уже частота в 7 Герц смертельна для человека. Но вдруг существуют условия, при которых частота «голоса моря» будет чуть отличаться от обычной, со всеми вытекающими отсюда последствиями? Корабль может быть застигнут инфразвуковой волной в совершенно спокойном районе, причем, если частота приходящего излучения составляет 7 Герц, смерть всего экипажа наступает внезапно, и самое тщательное рассмотрение не обнаружит причины смерти – ведь она наступает от остановки сердца. При других частотах, отличных от 7 Герц, возможны эффекты, аналогичные приступам безумия.

    Возможен и механический резонанс с корпусом или мачтами судна, когда экипаж внезапно оказывается как бы на гигантском вибростенде. Недаром на многих судах с исчезнувшим экипажем оказываются сломанными мачты, хотя метеосводки говорят об отсутствии сильных ветров в этом районе.

    Теперь найдены уже десятки судов с исчезнувшим экипажем или мертвецами на борту. Возможно, в этот список следует включить и некоторые исчезнувшие при странных обстоятельствах подводные лодки, которые еще более подвержены действию инфразвуковой волны, так как в воде инфразвук распространяется на еще большие расстояния.

    Инфразвук вездесущ. Он почти одинаково хорошо распространяется в твердой, жидкой и газообразной средах. Казалось бы, вакуум может стать единственным для него препятствием, поэтому подобная опасность не должна угрожать космическим кораблям. К сожалению, это не так. Как во время взлета, так и при вхождении возвращающегося на Землю корабля в плотные слои атмосферы космонавты (и корабль) подвергаются низкочастотным вибрациям значительной амплитуды. Размеры же современных космических кораблей таковы, что в них могут возникнуть резонансные колебания на биологически опасных частотах. Это обстоятельство необходимо учитывать при их проектировании и при стендовых испытаниях. Иначе и в космосе могут появиться безмолвные корабли.

    В настоящее время уже имеются станции приема инфразвука, возникающего при штормах и подводных землетрясениях. Даже в случае цунами, обладающего скоростью реактивного самолета (700-800 км/ч), инфразвуковая волна в воде проходит тот же путь в 7 раз быстрее.

    Подобные станции могли бы предупреждать суда о появлении инфразвука с опасной для жизни частотой. Во всяком случае, если подобное явление действительно имеет место в океане, оно требует тщательного и безотлагательного исследования.
     
     
    comments powered by Disqus
Индекс цитирования Яндекс.Метрика