Historylost.ru - Загадки истории Historylost.ru - Загадки истории
Главная Контакты В избранное
Чтение RSS » » » Загадочные звуки с неба
  • Новости партнеров

    «    Январь 2018    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    293031 
    Октябрь 2015 (18)
    Сентябрь 2015 (11)
    Август 2015 (14)
    Июль 2015 (11)
    Июнь 2015 (8)
    Май 2015 (3)

    Опрос пользователей

    Примерный возраст нашей аудитории. Сколько вам лет?


    Популярное

  • Загадочные звуки с неба

     Опубликовано: 30 сентября 2008
    Источник информации: Журнал «Техника – молодёжи» №2, 1988 г.
    Отношение ученых к «звучащим» болидам на протяжении веков было неоднозначным. Одни считали их заблуждением, другие призывали тщательно исследовать каждый случай наблюдения такого болида. Сегодня можно считать доказанным, что аномальные звуки – реальный факт, который основан на огромном количестве наблюдений, сделанных по всему земному шару. Уже составлены каталоги, включающие описания более 260 случаев наблюдения «звучащих» болидов. Но, несмотря на солидный возраст проблемы, она до сих пор не решена окончательно: отсутствует удовлетворительная теория, нет надежных наблюдений, сделанных при помощи современной техники… Невольно вспоминается загадка шаровой молнии, положение с которой во многом аналогично.

    Что же известно на сегодня о подобных болидах? Каковы перспективы в изучении необычного явления? Каким был путь к признанию странных звуков с неба?

    Факты из истории
    Пожалуй, нет другой страны, которая в древности проводила столь же подробные и обширные наблюдения Солнца и звезд, как Китай. Мы благодарны китайским наблюдателям за точное описание множества событий, происходивших на небе. Есть в летописях и упоминание о сверхновых звездах, озарявших землю своим ярким светом на протяжении месяцев, и описание крупных пятен на солнечном диске, видимых невооруженным глазом сквозь тучи; говорится в них и о странных звуках, сопровождающих полет болидов.

    В 817 г. в 9-ю Луну над г. И-хаи через зенит пролетел очень яркий болид, который «произвел шум, как от стаи летящих журавлей». Немного спустя, послышался взрыв из нескольких ударов. Своеобразный звук, «как от крыльев летящих гусей», слышали во время полета болида жители г. У в 821 г.

    В 1064 г. в 4-ю Луну от болида, пролетевшего над г. Ки-йеу, исходил шум, как от «трепещущего флага». Аналогичный шум («как материя, полощущаяся на ветру») слышали жители г. Йин-Син в 1106 г. в 12-ю Луну, когда по небу пронесся болид.

    Описания связанных с болидом необычных звуков в России встречаются в летописях по крайней мере с 1290 г. Тогда 12 июня близ Устюга Великого произошло «знамение небесное», обратившее на себя внимание акустическим явлением. «Среди ясного дня вдруг над самым городом небо покрылось черными тучами, по атмосфере разлился необыкновенный шум… потом тучи отделились от города к лесу и с чрезвычайным треском начали извергать из себя камни».

    На протяжении столетий в нашей стране велась перепись подобных случаев. Приведем некоторые из них.

    1 декабря 1706 г. над г. Тобольском в конце четвертого часа ночи пролетел болид. При полете было слышно «шустанье» (скрежет).

    20-21 июля 1752 г. жители г. Бежецка Тверской губернии видели даже два болида, полет которых сопровождался аномальными звуками. «На воздусе спустилось нечто аки бы звезда сверху с хвостом и летело по воздуху с шумом, невысоко… хвост (след) свивался кольцом». О втором болиде читаем: «Летело над рекой Мологою и через мост с шумом же якобы прерывалось и умалялось и паки прибывало и якобы прерывалось снова, паки пропало все аки бы рассыпавшись в ыскры».

    В 1805 г. 25 марта над Иркутской губернией «примечено было шедшее от юга довольно великое облако… оно сопровождаемо было шумом». Впоследствии был найден метеорит Доронинск.

    17 февраля 1894 г. над Царским Селом пронесся болид. «Был слышен треск во время его быстрого мгновенного полета».

    В канун нового, XX века жителям Украины довелось быть свидетелями исключительно яркого болида. 23 августа 1900 г. в 21 ч 14 мин по среднему Пулковскому времени пролетел он над рядом населенных пунктов республики. «Во время полета болида было слышно слабое шипение» (Д. Архангельский, г. Севск). «Во время полета шара было слышно шипение, которое по мере увеличения хвоста становилось все сильнее и сильнее… Минуты через полторы или две раздался странный удар, похожий на пушечный выстрел, было маленькое сотрясение почвы» (В. Дубская, ст. Юрасовка). «Вдруг услышали мы какой-то шум и увидели яркий свет, озаривший лес… повернулись и увидели катящийся с небосклона шар болида. Шел медленно, почти параллельно горизонту, и по размерам доходил до величины диска Луны. Шум от полета, как от шума поезда, идущего по рельсам. Мы успели медленно просчитать до трех. Через секунду после исчезновения болида послышался как бы взрыв чего-то, похожий на взрыв пороха, звук этот же был, однако, кратковремен. Всё было успокоились, как минуты через три на юге, где начался полет, загудел продолжительный раскат» (М. А. Булгакова, село Ястребцево).

    В нашем столетии число подобных наблюдений ничуть не уменьшилось. Более того, люди стали грамотнее и полнее описывать то, что видели собственными глазами.
    Летом 1908 г., когда день близился к концу, житель г. Тайги Кемеровской обл. А. П. Буховец услышал сильный «волнообразный» шорох, который заставил его посмотреть на север. Каплевидное тело, угловым размером 0,5°, цвета перегретого в горне железа, а по окружности потемнее, пролетело дугу 60-70° и исчезло в дымке; сзади тянулся светлый дымовой след.

    Очевидец В. Ф. Лукин описывает несколько нетрадиционную картину полета болида, которую он наблюдал около 1917 г. Ясным вечером болид пролетел с севера на юго-запад в виде беловато-седого облачка формой наподобие рыбы, с нерезкими очертаниями, у которого изо «рта» вылетала как бы шапка, тут же рассыпаясь в мириады искр, которые окутывали его, и он как бы их пронзал. Они таяли, исчезали, затем все повторялось снова. Очевидец наблюдал 5-6 таких «выдохов»; шапка вылетала все время вперед по ходу движения болида. Было какое-то шуршание, будто ветер в лесу по верхушкам деревьев шумит или газета шуршит в руках. Искры были беловатыми, как и след болида. Все продолжалось не более 6–7 с. Произошло это в селе Коноплянка Инзенского района Ульяновской обл.

    Другой очевидец – Н. Н. Михалишин – так описывает события, происшедшие 5 или 6 ноября 1935 г. Место наблюдений – Иркутская обл., у бывших приисков Монкросс и Орой. Он услышал на юго-западе глухой раскат грома, доносившийся из-за хребта. Спустя 3-4 с увидел там на фоне светлого неба (солнце недавно село) черный шар с багряным хвостом, окутанным смоляно-черным дымом; болид летел в сторону оз. Чойкан-Холь в Туве. Полет длился 5-6 с и сопровождался сильным шумом. Шар скрылся на северо-востоке за хребтом, оставив черное дымное облако.

    В отдельных случаях аномальные звуки бывают очень громкими и оказывают воздействие не только на наблюдателей, но и на окружающие предметы.

    В. В. Лифунша, В. В. Лукашенко и Е. Е. Лукашенко описывают следующие явления при полете большого болида. Это произошло в мае или июне 1947 г. в поселке Кобрик Майского района Красноярского края. Около 14 ч среди ясного тихого дня их внимание привлек шум, «как если открыть баллон с газом», затем они увидели яркий болид с дымным хвостом. Звук перешел в треск разрываемого полотна или сильного пожара. «Лес пригибало сильной волной, быстро приближавшейся». Все длилось 5-8 с. Наклонный дымный след рассеивался как сероватый дым. У нескольких деревьев вершины сломались.

    В середине мая 1950 г. в 13 или 14 ч проживающая в поселке Полигус Эвенкийского национального округа Красноярского края Н. С. Лазуткина неожиданно услышала раздирающий уши гул. В школе, где она находилась в то время, задребезжали стекла и содрогались стены. «Думали, низко реактивный самолет, выскочили из классов на улицу, но, кроме гула – ничего. Что-то приближалось со страшным шумом. Минуты через три показался огромный яркий предмет цвета пламени костра, летящий над лесом с востока на запад… со снижением». Болид оставил после себя черный дымный след в виде шпалы.

    Еще одна загадка «звучащих» болидов: между гулом и появлением «яркого предмета» прошло несколько минут, то есть гул возник задолго до того, как метеорит начал интенсивное взаимодействие с атмосферой. В этом и ему подобных случаях следствие как бы опережает события: в чем тут дело, пока совершенно не ясно.
    Часто очевидцы ищут в необычном явлении какие-нибудь земные аналоги, пытаются связать картину наблюдения с чем-нибудь знакомым.

    A. Н. Казаков, проживающий в поселке Саранчет Тайшетского района Иркутской области, сообщает, что между 27 мая и 11 нюня 1969 г. примерно в 23 ч он стал свидетелем необычного явления.

    «Внезапно раздалось странное шуршание. Несколько секунд не мог понять, что это такое, среди предночной тишины. На небе бросился в глаза яркий шар, летящий почти горизонтально. Подумал, падает горящий самолет, но почему-то без грохота, а с шуршанием. Через 2-3 с шар разделился на две части, меньшая пошла вниз и сгорела, а большая ушла за горизонт в сторону Тайшета».

    12 февраля 1973 г. в 8 ч 06 мин шедшая с работы Ф. И. Волкова заметила, как с востока на юго-запад летит болид. Сразу посветлело. Болид каплеобразной формы летел в течение 4 с под углом 15-20° к горизонту, он был ярче Луны и в четыре раза меньше ее по угловым размерам. Голова была белая, затем пожелтела, хвост – красный. При полете издавал жужжание и шипение. Скрылся за горой, откуда поднялся высокий столб пара и раздался гулкий слабый звук. Случилось это в морозное и тихое утро при ясном звездном небе в поселке Солнечный Комсомольского района Хабаровского края.

    B. Л. Микрюкова из с. Амурское Усть-Коксинского р-на Алтайского края так описывает события, происшедшие 18 января 1980 г. между 8 ч 15 мин и 8 ч 20 мин: «Утром вышла на крыльцо. Внимание привлек шум, похожий на шелест листвы в сильный ветер или когда идет сильный град с ветром. Шум раздавался везде. Между звуком и появлением болида прошли какие-то доли секунды. На востоке по направлению к селу Юстик увидела свечение, затем послышался треск, как искры при электросварке. С севера на восток под углом около 40° к горизонту пролетел яркий, оранжево-красный шар с хвостом, в котором присутствовали зеленоватый, желтоватый, оранжевый цвета. Скрылся за стогом сена или за горами. Явление потрясло меня, я испугалась». Полет болида длился 8-10 с.

    Г. Г. Посметуха, Н. Цанев и А. Ужва наблюдали звезды на юго-западе в поле за г. Курахово Донецкой области. На юге на высоте 54° вспыхнул ярко-красный болид, летящий под углом около 40° к горизонту на запад. Пролетев путь в 45°, болид погас на высоте примерно 30°. Яркость его была вначале сравнима с Солнцем, в середине пути – с Луной, в конце – с Венерой. Он имел круглую форму и был окружен огромным светлым, но не ярким, туманным ореолом с угловым размером порядка 30°. Увидев это явление, очевидцы шумно ликовали 3-4 с, но затем примолкли, услышав треск – за остальное время 7-9 потрескиваний, похожих на «звук от замыкания электропроводов» (Посметуха), «треск веток дерева, в которое кинули камень» (Цанев), «щелкающие удары камня о камень» (Ужва). Случилось это 22 августа 1982 г. в 22 ч 15 мин.

    Электрофонные болиды
    Такое определение болидам с необычными звуками при полете дал профессор Сибирской сельскохозяйственной академии (г. Омск) П. Л. Драверт. Термин оказался удачным и сегодня принят повсеместно, как в нашей стране, так и за рубежом. Так именуют болид, полет которого сопровождается аномальными акустическими явлениями, воспринимаемыми наблюдателем либо синхронно с полетом болида, либо через такой промежуток времени, который заведомо мал, либо когда звук предшествует визуальному появлению болида. Электрофонный болид должен быть удален от пункта наблюдения на расстояние не менее 1-1,5 км, иначе обычные акустические волны достигнут наблюдателя через сравнительно короткий промежуток времени (3-5 с) и могут быть восприняты им и описаны как одновременный или почти одновременный звук.

    Характер электрофонных звуков может быть различным. Вот неполный перечень того, что слышат очевидцы: жужжание, свист, шелест, журчание и кипение воды, полет ракеты, вспугнутой птицы, стаи птиц, треск электросварки, хлопанье, шипение струи газа или раскаленного металла, опущенного в воду, треск распарываемой ткани, шум песка, сыплющегося на листья.

    Отрадно, что весомый вклад в изучение природы этих явлений внесли советские ученые: П. Л. Драверт, И. С. Астапович, К. А. Любарский, В. С. Гребенников. За рубежом изучением электрофонных болидов заняты Н. Диггелен (Голландия), Э. Уэсткотт (Аляска), А. Фрей, М. Ромиг и Д. Ламар (США), К. Кэй (Австралия) и другие.

    Частотный диапазон слышимого широк: от низкого звука «песка, сыплющегося на листья» до высокого «свиста». Но, поскольку ухо наиболее чувствительно к волнам, частота которых лежит в интервале 1-5 кГц, то чаще всего наблюдатели описывают высокие звуки. Интересны несколько описаний, в которых аномальные звуки слышали только дети. Так как у них верхний предел по частоте выше, чем у взрослых, особенно у людей пожилого возраста, то это говорит о гораздо более широком спектре излучения электрофонных болидов, чем принято считать. Еще более интересна реакция животных на полет болидов.

    Очевидец в г. Кайбунге (Австралия) 7 сентября 1941 г. сообщил, что первым признаком того, что на небе происходит нечто необычное, было поведение кур, которые внезапно встревожились. Очевидец посмотрел вверх и увидел болид: вместе с его появлением раздались громкие звуки. К Техасскому болиду 30 нюня 1928 г. внимание наблюдателя привлекли рычание и лай собаки, а затем он услышал шипение, повернул голову и увидел болид. Да и в наших архивах имеется немало сообщений о реакции домашних животных и птиц на полет болида. Так, например, собаки поднимают лай, гуси начинают гоготать и взлетать, лошади падают на колени, а волы останавливаются как вкопанные.

    Выдающийся советский наблюдатель метеоров И. С. Астапович, только за 15 лет своей работы зарегистрировавший около 40 тыс. метеоров, тщательно изучив 163 описания наблюдений электрофонных болидов, пришел к любопытным выводам. Вот некоторые из них.

    1. Болиды с аномальными звуками наблюдаются как в Южном, так и в Северном полушарии Земли, под тропиками, в приполярных районах, на суше и на море, в горах и на равнинах, в любое время года и суток.

    2. Эти болиды, как правило, чрезвычайно ярки. По-видимому, при яркости, равной – 18 звездной величины (а это намного ярче Луны!) и более, полет большинства болидов сопровождается звуковыми явлениями, причем с ростом яркости увеличивается число сообщений о наличии электрофонных звуков. Однако отмечены такие же болиды и меньшей яркости, вплоть до – 6 зв. вел.; болиды еще меньшей яркости аномальных звуков не имеют. (Время внесло корректировку в это утверждение: В. С. Гребенников наблюдал электрофонный болид, яркость которого была всего – 3…– 4 зв. вел.).

    3. Аномальные звуки отмечены на расстояниях от 10 до 420 км. Часто они слышны в пунктах, расположенных вне проекции траектории болида на земную поверхность, но при кратчайшем расстоянии до него. В более редких случаях звук отмечен в пунктах, лежащих на продолжении проекции траектории вперед или назад. Часто более близкие наблюдатели не слышат ничего подозрительного.

    4. По мере торможения цвет болидов с пологими траекториями изменяется от голубоватого и белого через желтый в оранжевый и красный. Зависимости между цветом и звуком не намечается. Но возможно, что быстрые болиды чаще производят шипящие (чш-ш-ш!) и порывистые (п-пых!) звуки, а медленные – шелестящие и слабошумящие.

    5. Во многих случаях звук имеет наибольшую интенсивность не тогда, когда яркость болида (изменяющаяся при его движении) максимальна, а когда максимально нарастание яркости, то есть в первой половине пути или на его середине. Это дает повод наблюдателям думать, что звук возник до появления болида, тогда как в действительности болид уже появился, но еще не достиг заметной яркости и потому не был замечен случайным и неподготовленным наблюдателем.

    6. Изучение выпавших метеоритов показывает, что звуки производят при полете как каменные, так и железные метеориты.

    7. Иногда отмечается переход от свиста (вначале) в шипение (к концу) либо повышение высоты тона (к концу).

    Что думают ученые
    Все гипотезы, объясняющие природу электрофонных болидов, можно разбить на три группы. К первой относятся те, которые объясняют явление обычными акустическими звуками, не связанными с болидами, но случайно совпавшими с ними во времени. Вторая группа гипотез тоже апеллирует к обычным акустическим звукам, но на сей раз связанным с болидами. Наконец, к третьей группе относятся гипотезы, которые рассматривают электрофонные болиды в свете электрических и магнитных явлений. (Мы не касаемся еще «гипотез», объясняющих звуки психологией или заблуждением очевидцев; как уже было сказано, электрофонные болиды – реальный факт.)

    Первые две группы представляют сейчас лишь исторический интерес. Объяснение шумов болидов обычными звуковыми волнами безоговорочно принималось в XVIII-XIX веках, до того, как стали известны огромные скорости болидов и расстояния до них. Не только неподготовленные очевидцы, но и наблюдатели с научным образованием полагали, что слышимость звуков объясняется близостью их источника. Так, ранний историк Луизианы Ле Паж дю Прац осенью 1724 года видел метеор, который издавал во время полета звук, похожий на «звук большой ракеты», что заставило его предположить, будто метеор находился «ниже атмосферных слоев».

    Оригинальную гипотезу предлагал М. Хан. По его мнению, шипящие звуки производятся непрерывно сыплющимся весьма хрупким материалом, образовавшимся при разрушении метеороида в полете. Он настаивал на том, что такая мелкозернистая пыль могла упасть за время порядка 4 с и, таким образом, создавала впечатление одновременности вспышки и звука. Как показали расчеты и эксперименты, красивая гипотеза Хана, увы, неверна.

    Очевидцы часто утверждают, что аномальные звуки, хотя и вызваны болидом, как бы исходят от окружающих земных предметов – от листьев деревьев, от кустов и так далее. Это дало повод многим исследователям предположить, что передается электрический импульс, который преобразуется поблизости от наблюдателя. Еще в 1939 году X. Нинингер выдвинул гипотезу, согласно которой электрофонные звуки есть следствие естественной трансформации электромагнитных волн в обычные звуковые с помощью подходящего выпрямителя, например, металлических предметов вблизи наблюдателя. Действительно, во многих случаях очевидцы находились внутри или неподалеку от металлических конструкций, но имеются факты, когда звуки исходили от растительности, что ставит идею Нинингера под сомнение, поскольку растительность вряд ли может служить таким преобразователем, как металлический забор.

    В 1946 году В. Анызеский предположил, что, возможно, ухо само выпрямляет электромагнитные волны в силу еще неизвестного физиологического механизма. Он отметил сходство человеческого уха с микроволновым волноводом. В последующие годы неоднократно ставились опыты по непосредственному детектированию человеком высокочастотного излучения радиопередатчика. Как показал А. Фрей, звуки, слышимые от передатчика на расстоянии до 300 м, описываются как жужжание, шипение или пощелкивание в зависимости от характера модуляции. Однако по описанию испытуемых кажущийся источник этих звуков находился внутри головы или несколько позади нее, независимо от ориентировки наблюдателя относительно поля передатчика. В интересующем же нас случае звук нередко исходит из сектора полета болида, то есть имеет направлениость. К тому же в опытах Фрея радиозвук был ощутим на частотах в интервале 425-1310 МГц, что при построении теории электрофонных болидов создает трудности: непонятно, за счет какого механизма метеороид при движении может излучать радиоволны столь большой частоты.

    Известный советский исследователь метеоритов Е. Л. Кринов описал такой случай при полете Сихотэ-Алиньского болида. 12 февраля 1947 года электрик, чинивший отключенные провода на телефонном столбе, получил сильный удар током во время вспышки болида. Столб находится в 15 км от места падения метеорита. Этот случай говорит об индуцировании тока в длинном проводе, вызванном полетом болида. Аналогичное сообщение приводит и Ла Паз. В 1954 году близ г. Чарлстона (Южная Каролина) наблюдался полет очень яркого болида. Незадолго до взрыва метеороида местная метеостанция, следившая за полетом радиозонда на высоте около 10,6 км, отметила замирание сигнала, полностью исчезнувшего в момент взрыва. С начала замирания до момента исчезновения сигналов слышался свист высокого тона.

    Столь явные электрические возмущения, порождаемые болидами, позволили И. С. Астаповичу выдвинуть гипотезу электростатического происхождения аномальных звуков. Как показали его расчеты, для получения на уровне почвы коронирующего отрицательного разряда необходим положительный заряд порядка 10 5 Кл на высоте 200-500 км. В модели Астаповича болид на короткое время увеличивает локальный ионосферный заряд до величины, равной полному заряду так называемого Е-слоя; заряд последнего – 5*10 5 Кл, то есть всего в пять раз больше.

    Уже упоминавшийся В. Анызеский предложил гипотезу, которая рассматривает болид с ударной волной как одну пластину гигантского конденсатора, а поверхность Земли – как другую. Колебание потенциала между пластинами приводит к возникновению шума, но происхождение самого шума не объясняется. Помимо этой гипотезы, автор высказал еще ряд предположений о природе электрофонных звуков. Так, в частности, по его мнению, электромагнитная энергия болидов излучается преимущественно не на обычных, а на сантиметровых и миллиметровых волнах, что, как уже говорилось выше, весьма сомнительно. Другие его гипотезы: 1) в полете образуются элементарные частицы высоких энергий, и звук возникает при конденсации образующейся при этом воды в ионизованном следе; 2) большая часть энергии болида переходит в тепловую, флуктуации которой вызывают звуки в растениях,– требуют теоретического анализа и экспериментальной проверки.

    В пользу того, что злектрофонные явления как-то связаны с образованием наведенных электрических зарядов, с какой-то формой коронирующего разряда, говорит многое. И. С. Астапович и независимо М. Ромиг отмечали, что перемещение отрицательного заряда из точки на плоскость может быть источником шипения, сопровождающего полет болида.

    А в последние годы ученые особое внимание обращают на плазменные явления при полете болидов. Возможно, именно в этом направлении они добьются успеха.

    Известно, что вдоль пути метеоров происходит ионизация воздуха и образуется ионно-электронный след, отражающий радиоволны декаметрового диапазона, что дает возможность вести наблюдение метеорных следов методами радиолокации. В конце 40-х годов был поставлен вопрос: а может ли след излучать радиоволны? Были предприняты попытки зарегистрировать излучение плазменного следа метеоров на метровых волнах, но закончились они неудачно: полет метеоров не сопровождался заметными всплесками радиосигналов. Сегодня же стоит еще раз вернуться к этому вопросу, потому что есть основания подозревать: след должен излучать не на метровых и сантиметровых радиоволнах, а на длинных и сверхдлинных (километровых). Намечается и тенденция рассматривать звуки болидов вместе со звуками, порождаемыми разрядами молний и полярными сияниями.

    Звуки полярных сияний удивительно похожи на «голоса» болидов. По интенсивности они меняются от громких, как выстрел ружья, до тихого потрескивания, похожего на шипение. Сходны они со звуками болидов и по условиям наблюдения. Имеются сведения о том, что звук усилился, когда наблюдатель наклонился ближе к снегу; в другом случае, когда он приблизился к обледенелому дереву, то, казалось, звук исходит из его ветвей. Так же, как и в случае электрофонных болидов, проблема звучания полярных сияний полностью не решена.

    Звуки при разрядах молний также сравнивались с шипением горячего утюга в воде, треском разрываемой ткани или замыкания электропроводов. Они одновременны с молниями или чуть предшествуют им, так как производятся «лидерами», выбирающими путь для главного разряда, тогда как удар грома – это следствие его самого. Имеются и любопытные свидетельства очевидцев шаровых молний, которые говорят о потрескивании, шипении и жужжаний при движении огненного шара.

    Конечно, сходство звуков болидов, полярных сияний и молний еще не говорит о том, что все они вызваны одним и тем же физическим механизмом. Но рассмотрение этих явлений с единой точки зрения может оказаться полезным.

    Как бы то ни было, не приходится сомневаться, что природа звуков, сопровождающих полет болидов, рано или поздно перестанет быть загадкой.

    Закончить хотелось бы начальными строками из стихотворения «Болид» П. Л. Драверта, который был не только разносторонним исследователем природы (геологом, географом, астрономом, краеведом), но и поэтом, воспевающим ее красоту.

    Когда над смутною громадой древних гор
    Медлительно скользит по небу метеор
    И шелест слышится загадочный в эфире,–
    Вперяя жадный взор в огнисто-дымный след,
    Я думаю о том, чего уж больше нет,
    О кончившем свой век каком-то малом мире.


    Уважаемый читатель! Если вам приходилось наблюдать болиды с описанными в статье необычными свойствами, пожалуйста, подробно опишите свои наблюдения и направьте записки в Центральный совет Всесоюзного астрономо-геодезического общества по адресу: 103001 г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, дом 24. Этим вы поможете науке приблизиться к разгадке удивительного явления.

    Вадим КАЗНЕВ, физик, г. Кемерово.


     
     
    comments powered by Disqus
Индекс цитирования Яндекс.Метрика